Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Как процесс и как явление




Основная задача системы управления заключается в формировании профессиональной управленческой дея­тельности, которая может рассматриваться как процесс и как явление.

Как процесс - это совокупность действий (выполне­ние функций, использование методов и др.), ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого.

Как явление - это объединение элементов (цели, про­граммы, средства и др.) для реализации миссии организа­ции на основании определенных правил и процедур. Уза­коненные или общепринятые правила и процедуры пере­растают в стандарты. Формализация многих процессов и явлений в системе управления организацией - неизбеж­ный процесс развития. Однако общественное сознание не приемлет жесткой системы стандартизации в деятель­ности социальной системы, поэтому этот процесс всегда идет весьма сложно.

Для решения экономических задач необходимо вы­полнение функций: бухгалтерский учет, труд и заработ­ная плата, маркетинг и др. Весь набор функций анализи­руется, группируется и составляется функциональная структура компании.

Процесс выполнения функций может быть цикличес­ким и разовым, непрерывным и дискретным, последова­тельным и параллельным. Выбранная схема процесса оп­ределяет приоритет тех или иных организационных отно­шений. Исходя из функциональной схемы процесса и организационных отношений определяют состав персо­нала по численности и квалификации. Этих данных до­статочно, чтобы построить организационную структуру управления (линейно-функциональную, иерархическую, матричную и др.). Зная перечень всех должностей, выполняемых функций и подчиненность, можно рассчитать и техническое оснащение рабочего места персонала. Пос­ле этого в соответствии с делегированными полномочия­ми работники могут разрабатывать, согласовывать, при­нимать, утверждать и реализовывать решения. Кроме того, практически на все элементы распространяются за­коныи правила (принципы) профессиональной деятель­ности. С этого момента компания считается приступив­шей к работе.

 

Функции управления

Цели компании разделяют на группы конкретных за­дач, которые объединяют по сфере деятельности: эконо­мические, технические, социальные, экологические зада­чи и др. Для разрешения задач формируют набор функ­ций, процедур и операций, которые необходимо выполнить.

Существует 4 набора конкретных функций управ­ления (КФУ) для организаций:базовый, отраслевой, групповой и специфический.

Базовый набор входит в состав любого конкретного набора функций организации. В него входят 16 функций управления:

• управление производством продукции (товара, услуг, информации и знаний);

• управление бухгалтерским учетом;

• управление техническим и социальным развитием;

• управление техническим и социальным обеспечением;

• управление технической безопасностью;

• управление трудом и заработной платой;

• управление персоналом;

• управление реализацией;

• управление маркетингом;

• управление экономикой;

• управление финансами;

• управление рекламой;

• управление охраной;

• стратегическое управление;

• представительная деятельность;

• консультационная деятельность.

Отраслевой набор включает функции, характерные для конкретной отрасли народного хозяйства, в том чис­ле промышленности, сельского хозяйства, здравоохране­ния, капитального строительства, транспорта, связи, тор­говли и др. В перечень отраслевых функций могут вклю­чаться и функции, характерные для подотраслей. Например, для промышленности - это подотрасли топ­ливно-энергетического и металлургического, машиностроительного, химико-лесного комплексов.

Групповой набор состоит из функций, определяемых правовой формой организации (ООО, ОАО, ЗАО и др.) и определенный в ГК РФ или других законодательных ак­тах, касающихся этих форм. Например, управление раз­мещением облигаций для обществ с ограниченной ответственностью, управление ценными бумагами и веде­ние реестра акционеров для акционерных обществ.

Специфический набор включает функции временного исполнения, вызванные каким-либо непредвиденным событием, либо функции постоянного исполнения при устойчивом изменении условий функционирования ком­пании. Например, функции, связанные с искоренением терроризма.

Выделяют внутренние и внешние процедуры управления. К внутренним процедурам реализации функции относят­ся информационная подготовка, разработка вариантов решений, принятие решения руководителем, организа­ция его выполнения и контроль. К внешним - согласова­ние текста решения и утверждение его у вышестоящего руководства.

 

Самоорганизация

Составной частью организации и управления является самоорганизация и самоуправление, которые в ряде случаев более эффективны, чем искусственные (регламентные) управление и организация. Часто они инициируют разви­тие искусственного управления и организации или же функционируют совместно. Иногда трудно определить, что послужило источником профессионального управления: оно само или элементы самоуправления.

Самоорганизация может рассматриваться как процесс и как явление. Сущность самоорганизации как процесса со­стоит в формировании совокупности действий, ведущих к созданию устойчивых реакций в системе. Сущность са­моорганизации как явления состоит в объединении эле­ментов, действующих на основании внутренних правил и процедур для реализации программы или цели.

Виды самоорганизации. Выделяют техническую, био­логическую и социальную самоорганизацию.

Техническая самоорганизация (как процесс) основана на программе автоматической смены алгоритма действия при изменении свойств управляемого объекта, цели уп­равления или параметров окружающей среды (например, система самонаведения ракет). Как явление техническая самоорганизация - это набор альтернативных интеллек­туальных, адаптивных систем, обеспечивающих заданную работоспособность вне зависимости от условий функци­онирования. Среди них различают самонастраивающие­ся, самообучающиеся и самоорганизующиеся системы.

Биологическая самоорганизация основана на генети­ческой программе сохранения вида (как процесс), при­званной обеспечить соматическое (телесное) построение объекта (как явление ). Процессы мутации живых орга­низмов, их приспособление к конкретным условиям су­ществования являются проявлением биологической са­моорганизации.

Социальная самоорганизация основана на обществен­ной социальной программе гармонизации общественных отношений, включающей меняющиеся во времени при­оритеты установок, интересов, ценностных ориентации, мотивов и целей. Как процесс социальная самоорганиза­ция реализуется за счет самообучения, самовоспитания и самоконтроля. Как явление социальная самоорганиза­ция - это конкретные поступки человека или организа­ции, формы коммуникаций, выводы.

Проявле­нию самоорганизации человека или организации способствуют 9 основных качеств: инициативность, настойчивость, решительность, самоанализ, саморегуляция, самообладание, терпение, умение предвидеть, самостоятельность.

Позитивными формами проявления самоорганизации руководителя и специалиста являются: изобретательская и рационализаторская деятельность, создание эффектив­ных машин и структур, техническое и управленческое консультирование.

Самоуправление

Самоуправление - это автономное функционирование какой-либо социальной системы (коллективов, организа­ций, объединений и даже одного человека). Оно реализу­ет потребность человека и организации к свободе, само­выражению и самопроявлению. Самоуправление может быть только конкретно, например, для высшего управ­ленческого персонала организации, для персонала конс­трукторского бюро и т.д. В самоуправлении иерархия подчинения или отсутствует, или слабо выражена в отли­чие от регламентного управления. Самоуправление пред­полагает выбор целей, формирование сопутствующих им задач, разработку средств и методов их решения. При этом данный процесс является элементом демократиза­ции общего управления за счет непосредственного учас­тия работников в разработке решений компании и стратегий ее развития.

Три принципа самоуправления:

1. Принцип вторичности. «Самоуправление не может быть первичным в организации».

Любая организация включается в систему хозяйствен­ных или общественных систем с заданной структурой под общим государственным управлением. Если организация не будет следовать законодательным актам государства, то она будет ликвидирована. Полностью самоуправляемая организация практически невозможна. Даже предприниматель без образования юридического лица имеет полное самоуправление только в рамках разрешенных сфер деятельности и налоговых регламентов.

2. Принцип сочетания управления и самоуправления. «В любой организации управление и самоуправление должны сочетаться на каждом уровне управления».

Этот принцип основан на обязательности удовлетво­рения потребностей и интересов персонала в организа­ции, относящихся как к управлению, так и к самоуправ­лению.

3. Принцип мягкой регламентации. «Процесс самоуп­равления не может быть жестко регламентированным за­конодательными актами и положениями организации».

Самоуправление основано на субъективизме активно­го персонала. В случае жесткой регламентации самоуп­равление вырождается в обычное управление.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных