ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Потенциал организацииВ любой организации имеется помещение, технологическое оборудование, персонал, материалы, комплектующие изделия и т.д. Эти ресурсы составляют потенциал организации, ее способность к деятельности. Термин «потенциал» происходит от латинского potentia - сила и обозначает: источники, возможности, средства, ресурсы и запасы, которые могут быть приведены в действие или использованы для решения какой-либо задачи. Потенциал зависит от каждого из работников и их расстановки, технологической оснащенности и профессионализма руководителей. Он может быть имущественный и интеллектуальный, осязаемый и неосязаемый. Потенциал компании может быть представлен в 10-ти взаимодополняющих видах: производственный, организационный, экономический, социальный, технологический, психологический, правовой, экологический, этический и политический. Производственный потенциал определяется технологическими возможностями компании по производству продукции (объем, качество, имидж, перспектива и др.). Организационный потенциал определяется возможностью персонала компании реализовать потребности и интересы работников и общества в безопасности, управлении, стабильности и порядке. Экономический потенциал определяет наличие или возможность компании функционировать в условиях простого или расширенного воспроизводства продукции. Он характеризует стабильность или ликвидность компании и определяет темп достижения основной цели - получения максимальной прибыли. Социальный потенциал определяет возможность персонала компании реализовать потребности и интересы работников и общества в информации, знаниях, творческом труде, самовыражении, общении, отдыхе. Технологический потенциал определяет возможность персонала компании достичь результатов, запланированных в бизнес-плане. Экологический потенциал определяет возможность персонала компании реализовать экологические цели компании и общества в целом, а также потребности человека в безопасности, здоровье, организации устойчивого развития жизни. Политический потенциал определяется возможностью персонала компании достичь результатов в области удовлетворения потребностей и интересов в вере, патриотизме, самопроявлении и самовыражении, управлении. Организации с высоким потенциалом — это Московский государственный университет, объединения организаций по эксплуатации московской кольцевой автомобильной дороги, компания «Микрософт». Каждый ресурс компании имеет свои количественные и качественные характеристики: объем, вес, производительность, цену, технический или профессиональный уровень, впечатление, производимое на других участников организационных отношений. Совокупность ключевых характеристик и определяют потенциал конкретного ресурса компании. В реальной деятельности компании важен потенциал не самого ресурса, а их совокупности.
Закон синергии Закон синергии гласит: «Для любой системы (технической, биологической или социальной) существует такой набор ресурсов, при котором ее потенциал всегда будет либо существенно больше простой суммы потенциалов входящих в нее ресурсов (технологий, персонала, компьютеров и т.д.), либо существенно меньше». Возможны 3 варианта результатов совместного использования ресурсов: • ресурсы в основном совместимы друг с другом и их общий потенциал будет равен (или немного меньше, или немного больше) сумме потенциалов всех составляющих ресурсов; • ресурсы хорошо подобраны или мешают деятельности друг друга, и их общий потенциал будет на 50-60% больше или меньше суммы потенциалов всех участвующих в деятельности компании ресурсов - эффект эмерджентности; • используемые ресурсы существенно усиливают или ослабляют потенциал друг друга в 5 и более раз. Общий потенциал компании будет либо существенно меньше, либо существенно больше суммы потенциалов составляющих деятельность ресурсов - эффект синергии. Таким образом, возможный потенциал организации зависит от различных сочетаний используемых ресурсов и может быть и очень низкий, и очень высокий. Низкий потенциал может возникнуть при приобретении организацией набора некомплектного оборудования; слабом профессиональном уровне персонала, работающего на новом оборудовании; приеме на работу несовместимого с коллективом работника. Высокий потенциал может возникнуть при приобретении организацией оборудования, адекватного квалификации персонала; повышении квалификации персонала; проведении работы по доведению целей организации до подавляющего большинства работников. Даже один новый ресурс, вместе с уже имеющимися, может вызвать эффект синергии. Повышение общего потенциала компании эквивалентно формальному приобретению новых ресурсов. А понижение общего потенциала - фактическому выводу из процесса производства части ресурсов. Процесс резкого повышения или снижения потенциала компании (эффект синергии) аналогичен резонансу. Таким образом, синергия может вызывать как резко положительные, так и резко отрицательные последствия. Знание закона синергии может активизировать деятельность руководителя по поиску наилучшего набора ресурсов для компании. Закон синергии действует независимо от воли и сознания руководителя, однако результаты действия закона зависят от отношения к нему в 3-х средах: руководителя, подчиненных и внешней среды. При крайне непрофессиональном или преступном подходе к порученной деятельности проявляется эффект отрицательной синергии. Положительная синергия реализуется за счет совпадения набора ресурсов и оптимального сочетания их характеристик. Есть типовые ситуации, в какой-то мере характеризующие приближение деятельности компании к синергетическому эффекту: • Длительная и качественная работа оборудования без поломок; • Использование «замороженных» ресурсов, в том числе находящихся в личном пользовании; • Доверительные отношения между персоналом; • Снижение простудных и сердечно-сосудистых заболеваний; • Усиление интереса работников к повышению профессионального образования; • Активное приобретение акций своей компании; • Выработка и поддержка традиций организации; • Усиление технологической и организационной дисциплины; • Усиление лояльности к своей организации и непосредственному руководству; • Сокращение количества оперативных совещаний и увеличение количества стратегических; • Устойчивость организации к небольшим внешним возмущающим воздействиям. Приведенные типовые ситуации могут наблюдаться, а могут и формироваться. Руководитель должен стремиться усиливать имеющиеся положительные ситуации и формировать недостающие. Для успешной реализации закона синергии необходимо использовать методы организации и самоорганизации, управления и самоуправления. 3.5. Закон информированности – упорядоченности Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|