ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Установки личности, их природа и функцииСовокупность установок - неотъемлемая составляющая внутренней сути личности. Установки диктуют человеку ориентиры в окружающем его мире, способствуют направленности процесса познания мира для улучшения адаптации к его условиям, оптимальной организации поведения и действий в нем. Они обеспечивают связь между познанием и эмоциями, между познанием и поведением, «объясняют» человеку, чего ожидать, а ожидания - важный ориентир в получении информации. Установки помогают предсказать поведение человека на рабочем месте, а работнику помогают адаптироваться к производственному окружению. Таким образом, они играют важную роль при создании организационной модели поведения. Установка - это постоянная готовность личности чувствовать и вести себя определенным образом по отношению к чему-либо или к кому-либо. Компоненты установки: • аффективный компонент (чувства, эмоции: любовь и ненависть, симпатия и антипатия) формирует отношение к объекту - предубеждение (отрицательные чувства), привлекательность (положительные чувства) и нейтральные эмоции. Это стержневой компонент установки; • когнитивный (информационный, стереотипный) компонент (восприятие, знание, убеждение, мнение об объекте) формирует определенный стереотип, модель. Его могут отразить, например, факторы силы, активности; • конативный (действенный, поведенческий, требующий приложения волевых усилий) компонент определяет способ включения поведения в процесс деятельности. К этому компоненту относят мотивы и цели поведения, склонность к определенным поступкам. Это непосредственно наблюдаемый компонент, который может не совпасть с вербально (словесно) выраженной готовностью вести себя определенным образом по отношению к конкретному объекту, субъекту или событию. Свойства установок: • приобретённость. Большинство установок личности не являются врожденными. Они формируются (семьей, сверстниками, обществом, работой, культурой, языком, нравами, СМИ) и приобретаются личностью на основе собственного опыта (семейного, служебного и т.д.); • относительная устойчивость. Установки существуют до тех пор, пока не будет сделано что-либо для их изменения; • вариативность. Установки могут варьировать от очень благоприятных до неблагоприятных; • направленность. Установки направлены на конкретный объект, к которому человек может испытывать некоторые чувства, эмоции или иметь определенные убеждения. Поведенческий компонент - это намерение вести себя определенным образом в ответ на чувство, результат установки, склонность к характерным действиям (рис. 53). Рис. 53. Связь между составляющими установки Установка, которая находится между предшествующими ожиданиями, ценностями и намерением вести себя определенным образом, является переменной. Последовательной связи между установками и поведением может не быть. Установка приводит к намерению повести себя каким-либо образом. Это намерение может быть исполнено или не исполнено при данных обстоятельствах. Одна из обязанностей менеджера - распознать отношение, а также предшествующие условия (ожидания и ценности) и спрогнозировать возможный результат. Каковы последствия того, что люди имеют установки? На этот вопрос отвечают функциональные теории установки, сформулированные В. Кацем, В. Мак-Гуайром, М. Смитом, Дж. Брунером. Они сформулировали 4 функции установок личности. 1. Защитная функция через защитные механизмы рационализации или проекции позволяет субъекту: а) справиться со своим внутренним конфликтом и защитить свой Я-образ, свою Я-концепцию; б) противостоять негативной информации о себе или значимых для него объектах (например, группе меньшинств); в) поддерживать высокую (низкую) самооценку; г) защищаться от критики (или использовать ее против критика). Эти установки происходят из внутренних потребностей личности, и объект, на который они направлены, может быть случайным. Такие установки недоступны изменениям посредством стандартных подходов, таких как обеспечение личности дополнительной информацией об объекте, на который направлена установка. 2. Ценностно-экспрессивная функция или функция самореализации включает эмоциональное удовлетворение и самоутверждение и связана с наиболее комфортной для индивида идентичностью, являясь также и средством субъективной самореализации. Эта функция позволяет человеку определить: а) свои ценностные ориентиры; б) к какому типу личности он относится; в) что он собой представляет; г) к чему испытывает приязнь и к чему неприязнь; д) свое отношение к другим людям; е) отношение к социальным явлениям. Этот вид выражения установки направлен главным образом на утверждение справедливости самопонимания и меньше ориентирован на чужие мнения. Личность принимает установки для того, чтобы поддерживать или оправдывать свое поведение. Исследователи когнитивного диссонанса считают, что человек сам формирует установки, чтобы оправдать свое поведение. 3. Инструментальная, адаптивная или утилитарная функция помогает человеку: а) достигать желаемых целей (например, награды) и избегать нежелательных результатов (например, наказания); б) на основе предшествующего опыта выработать представление о соотношении этих целей и способах их достижения; в) приспособиться к окружению, что является основанием для его поведения на работе в будущем. Люди выражают положительные установки по отношению к тем объектам, которые удовлетворяют их желаниям, а негативные установки - к тем объектам, которые ассоциируются с фрустрацией (неудачей) или негативным подкреплением. 4. Функция систематизации и организации знания (познания) или экономии помогает человеку обрести те нормы и точки отсчета, в соответствии с которыми он упрощает (схематизирует), организует, пытается понять и структурировать свои субъективные преставления об окружающем хаотическом мире, т.е. конструирует собственную картину (образ, свое видение) окружающего. Управление распределением информации - основная функция почти всех установок человека, она состоит в формировании упрощенного взгляда и ясного практического руководства относительно поведения по отношению к тем или иным объектам. Установка является адаптивным упрощением, которое подчеркивает аспекты социального объекта, важные для формирования поведения человека. Установка создает психологическую основу приспособления человека к окружающей среде и преобразования её в зависимости от конкретных нужд. На изменение установок личности влияют три группы общих факторов: 1) вера в сообщающего (зависит от его престижа и расположенности, уважения, доверия к нему); 2) вера в само сообщение (его убедительность и приверженность публично выраженной позиции личности); 3) ситуация (отвлечение и приятное окружение). Наиболее эффективные способы изменения установок личности: • предоставление новой информации. В отдельных случаях информация о других аспектах или целях деятельности изменит убеждения человека, а в итоге и его установки; • воздействие страхом. Страх может заставить людей изменить свои установки. Однако для окончательного результата большое значение имеет средний уровень испытываемого страха; • устранение несоответствия между установкой и поведением. Человек старается активно устранить диссонанс посредством изменения установок или поведения; • влияние друзей и коллег. Если человек лично заинтересован в чем-либо конкретном, он будет стараться не допустить крайние расхождения между собственным поведением и поведением других людей. Если же человек подвержен влиянию со стороны друзей, коллег, то он легко поменяет свои установки; • привлечение к сотрудничеству. Люди, не удовлетворенные существующим положением вещей, привлекаются к активной работе по изменению ситуации; • соответствующая компенсация, возмещающая и заглушающая состояние дискомфорта, вызываемого когнитивным диссонансом. Изменение установок сотрудников - весьма сложная задача, однако потенциальные выгоды превосходят затраты. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|