Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава 1. Теоретические аспекты управления конкурентоспособностью объектов




УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЙ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

МОНОГРАФИЯ

 

Институт ИТОУР Воронеж 2009

ББК 65.290 А21

Рецензенты:
Самодурова М.Ф., д-р эконом. наук, профессор (ЛГТУ)
Н. Д. Меркулов, д-р эконом. наук, доцент (ВЗФЭИ, Липецкий филиал)

 

 

А21 Аврашков Л.Я., Графова Г.Ф., Графов А.В. Управление конкурентоспособностью предприятий: теория и практика: монография. – Воронеж: Изд-во «Институт ИТОУР», 2009. – 140 с.

ISBN 978-5-91667-003-5

 

В монографии рассматриваются экономические аспекты формирования конкурентоспособности отдельных видов продукции и хозяйствующих субъектов в целом.

Особое внимание уделяется теоретическим и методическим подходам к оценке уровня и совершенствованию механизма управления конкурентоспособностью – важнейшей составляющей рыночной экономики.

Теоретические положения монографии представлены в конкретной взаимосвязи с практикой работы отдельных предприятий отрасли черной металлургии г. Липецка.

Монография адресована студентам высших учебных заведений, аспирантам, преподавателям вузов, менеджерам и руководителям, прямо или косвенно связанных с проблемами повышения конкурентоспособности на различных уровнях управления.

Авторы выражают надежду, что исследования, содержащиеся в монографии, внесут свой скромный вклад в изучение и решение проблем конкурентоспособности.

 

 

ISBN 978-5-91667-003-5

© Аврашков Л. Я.,2009

© Графова Г. Ф., 2009

© Графов А. В., 2009

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.................................................................................................................. 4

Глава 1. Теоретические аспекты управления конкурентоспособностью объектов 6

Сущность и взаимосвязь показателей качества и конкурентоспособности продукции 6

Научные подходы и принципы управления конкурентоспособностью объектов 19

Совершенствование управленческих стратегий повышения конкурентоспособности объектов 27

Глава 2. Методология оценки потребительной стоимости и конкурентоспособности продукции – вторичных черных металлов.......................................................................................................... 53

Влияние качества вторичных черных металлов на технико-экономические показатели сталеплавильного производства 53

Оценка потребительной стоимости вторичных черных металлов. 64

Оценка конкурентоспособности вторичных черных металлов....... 73

Глава 3. Методы совершенствования управления конкурентоспособностью предприятия 86

Формирование информационной базы для анализа финансово-экономического состояния предприятия 86

Оптимизация нормативной базы для оценки финансово-экономического состояния предприятия 98

Рейтинговая оценка и пути повышения конкурентоспособности предприятий 112

Заключение........................................................................................................ 127

Список литературы........................................................................................ 133

 

Введение

Повышение конкурентоспособности российской экономики является важнейшей тактической и стратегической задачей. Низкая конкурентоспособность российских товаров порождает многочисленные экономические проблемы, включая в первую очередь низкий уровень жизни большинства населения страны, неплатежи, внешнюю задолженность и др.

Таким образом, в условиях глобализации объективные процессы включения России в мировые экономические отношения делают одной из ключевых проблем развития отечественной экономики обеспечение долгосрочной конкурентоспособности страны и выбор инструментов ее формирования.

Однако в реальной практике международных отношений и внутренней политики России в период реформирования (особенно в 1992–1998 гг.) были допущены серьезные ошибки: экономические преобразования были направлены не на повышение качества жизни россиян, не на повышение конкурентоспособности продукции, услуг, организаций и страны в целом, а на ускоренную ломку производственного потенциала, моральных и культурных ценностей путем ускоренной приватизации по рецептам МВФ, на решение краткосрочных сиюминутных проблем за счет увеличения долгового бремени. По оценке Всемирного Экономического Форума по рейтингу конкурентоспособности Россия в 2005 году находилась на 65 месте из 80 оцениваемых стран.

Федеральными органами управления принят ряд мер по повышению конкурентоспособности России. Были разработаны и приняты Федеральный Закон «О техническом регулировании» (2002 г.) и Программа социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2003-2005 гг.), а также разработана (но не принята) Федеральная программа «Повышение конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей на 2002–2006 гг.» Формально проблема актуализирована и намечены меры по ее решению. По существу же обе программы закрывают проблему условно, так как они очень слабо обеспечены финансированием, а их научное обоснование не лучше финансового обеспечения. Таким образом, задачи успешного экономического прорыва, повышения качества жизни населения страны требуют разработки национальной стратегии управления конкурентоспособностью российской экономики, которая по существу определяется эффективным функционированием хозяйствующих субъектов, возможностями организации инновационных производств, отвечающих современным потребностям внешнего и внутреннего рынков.

Теория конкуренции была обобщена Адамом Смитом в работе «Исследование о природе и причине богатства народов» (1776 г.), в которой он сформулировал понятие конкуренции как соперничество, повышающего цены при сокращении предложения и уменьшающего цены при избытке предложения.

Следует отметить также фундаментальное исследование крупного американского ученого-экономиста М. Портера «Международная конкуренция».

Дальнейшее развитие теория конкуренции получила в трудах выдающихся иностранных ученых экономистов Д. Риккардо, Дж. Робинсон, Дж. Кейнса, И. Шумпетера, П. Хейне, Ф. Найта, К. Р. Макконела, С. Л. Брю, Э. Деминга, а также современных широко известных отечественных теоретиков в области управления качеством и конкурентоспособностью Ю. П. Адлера, Г. Л. Азоева, А. В. Гличева, Ю. И. Коробова, А. Г. Раменского, В. И. Сиськова, Р. А. Фатхутдинова, А. И. Хорева, В. А. Швандара, А. Ю. Юданова.

Однако такие проблемы как формирование механизма управления конкурентоспособностью предприятий, оценки уровня конкурентоспособности отдельных видов продукции и организаций исследованы недостаточно полно. Дискуссионными остаются вопросы по факторам первого и второго уровней иерархии дерева целей, а именно вопросы главенства и взаимосвязи категорий «качество» и «конкурентоспособность».

Необходимость разработки и совершенствование теоретических и методологических положений по объективной оценке стратегических и тактических управленческих решений, способствующих повышению конкурентоспособности различных объектов, определила цель настоящего исследования.

Глава 1. Теоретические аспекты управления конкурентоспособностью объектов






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных