Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Научные подходы и принципы управления конкурентоспособностью объектов




С 1 июля 2003 года вступил в силу Федеральный закон «О техническом регулировании», в котором впервые для субъектов управления дана ориентировка не на повышение качества продукции, а на повышение конкурентоспособности продукции, работ, услуг, т. е. ставится задача развития целого – конкурентоспособности, а не его части – качества [4].

Долгие годы СССР, а затем и Россия боролись за повышение качества продукции, а ее конкурентоспособность снижалась, так как попытка развития какой либо части, а не целого без построения соответствующего механизма никогда не приводила к положительному результату.

Конкурентоспособность должна находиться на приоритетном (базовом) уровне, а качество управления процессами, качество продукции и сервисного обслуживания потребителей, цена, затраты в сфере производства и эксплуатации и другие факторы формируют последующие уровни дерева целей.

Методологически неправомерно смешивать целое с его частями и пытаться управлять бессистемным набором частей (качеством, ценой и т. д.), следовательно, на нулевой уровень дерева целей следует ставить конкурентоспособность организации, на первый – конкурентоспособность продукции (товара), на второй – качество и цену товара, на третий – технический уровень производства, качество и цену материальных ресурсов (рис. 2).

С точки зрения ориентации экономики на конкурентоспособность Федеральный закон «О техническом регулировании», несомненно, является прогрессивным, отвечающим требованиям научных подходов к управлению конкурентоспособностью.

Управленческие решения могут приниматься или интуитивно, или на основе различных научных подходов.

Интуитивный способ основывается на эмоциональном восприятии и оценке ситуации и предполагает наличие у менеджера высокого уровня профессиональных знаний и не менее значительного практического опыта.


Рис. 2. Дерево целей в системе конкурентоспособности

Научные подходы – фундаментальная основа процесса управления. При этом принятие управленческого решения рассматривается как целостный процесс, содержание которого нацелено на изучение возникшей проблемы, на анализ возможных вариантов ее решения и выбор наиболее эффективного из них.

Рассматривая количественный аспект научных подходов к управлению различными процессами, следует отметить различные позиции ученых, работающих в области конкурентоспособности объектов управления.

Так, например, профессор Р. А. Фатхутдинов в своих трудах останавливается на цифре двадцать [120]. Однако, по мнению автора, суть вопроса заключается не в количестве использованных научных подходов, а в выделении из них наиболее приоритетных в каждой конкретной ситуации и квалифицированном использовании именно этих наиболее важных подходов.

Применительно к управлению конкурентоспособностью следует остановиться на следующих основных научных подходах:

- системный;

- интеграционный;

- маркетинговый;

- ситуационный (вариантный);

- нормативный;

- оптимизационный;

- инновационный.

Системный подход. Для экономики системный подход является изобретением второй половины ХХ в., позволяющим повысить организованность, качество и эффективность управления объектом. Системный подход – это философия управления, метод выживания в условиях рыночной экономики, метод превращения сложного в простое, переход от абстрактного к конкретному.

Системная ориентация менеджмента предусматривает рассмотрение управления конкурентоспособностью как сложной открытой системы, состоящей из взаимосвязанных элементов и активно взаимодействующей с внешней средой. Именно системный подход дал толчок к развитию концепции практического моделирования эффективных механизмов управления. Модели позволяют упростить сложные процессы, выделить из них наиболее значимые элементы и связи, провести экспериментальную проработку управленческих ситуаций и выполнить необходимые прогнозные расчеты [119].

Суть системного подхода заключается в методологии исследования объектов как систем. Система состоит из двух составляющих: первично-внешнее окружение, включающее вход и выход системы, и вторично-внутренняя структура, представляющая совокупность взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих процесс воздействия субъекта управления на объект, переработку входа в выход и достижение целей системы.

Регулирование системы обеспечивает такую ее деятельность, при которой состояние выхода системы ориентируется на заранее заданную норму. Следовательно, главная задача сводится к установлению нормативного состояния функционирования системы, предусмотренного планированием, как упреждающим управлением. Сущность управления рассматривается как совокупность информации, организации управления и процесса управления. Взаимосвязи указанных элементов управления представлены на рис. 3.

Отдельные свойства систем, такие как «первичность целого», «вертикальная целостность и горизонтальная обособленность», «взаимозависимость системы и внешней среды», «совместимость системы», «целенаправленность системы (дерево целей)», «приоритет интересов системы более высокого уровня», «инновационный характер развития» нашли свое отражение в различных разделах настоящего диссертационного исследования.

Интеграционный подход к управлению нацелен на исследование и усиление взаимосвязей между отдельными подсистемами и элементами (компонентами); стадиями жизненного цикла объекта управления; уровнями управления по вертикали; субъектами управления по горизонтали.


Рис. 3. Важнейшие элементы управления и их взаимосвязь

Интеграция между отдельными подсистемами и компонентами обеспечивается углублением и конкретизацией, взаимосвязей между ними, а главное, установлением количественных выражений этих взаимосвязей.

Интеграция по стадиям жизненного цикла объекта управления обеспечивается формированием единой информационной системы управления, включающей количественные и качественные показатели на стадиях НИОКР, организационно-технологической подготовки производства, собственно производства, внедрения, эксплуатации, утилизации.

Интеграция по вертикали достигается на основе объединения юридически самостоятельных хозяйствующих субъектов для обеспечения новых конкурентных преимуществ за счет создания мощных экономических структур, которые в свою очередь способствуют расширению связей по вертикали между федеральными, муниципальными органами управления в области рыночной, производственной и социальной инфраструктуры, научно-технического прогресса.

Расширение сотрудничества независимых организаций по горизонтали дает фирме дополнительные возможности для роста ее экономического потенциала.

Маркетинговый подход предусматривает ориентацию управляющей системы (подсистемы) при решении любых задач на внешних и внутренних потребителей. Выбор стратегии предприятия должен осуществляться на основе анализа существующих и прогнозирования будущих стратегических потребностей в данном виде продукции (товара), анализа конкурентоспособности собственных товаров и товаров конкурентов, прогнозирования конкурентных преимуществ предприятия. Выполнение перечисленных требований представляется весьма сложной проблемой.

При использовании маркетингового подхода приоритетами выбора критериев управления являются:

- повышение качества продукции (выхода системы) в соответствии с требованиями потребителей;

- экономия ресурсов у потребителей за счет повышения качества товаров и качества сервиса;

- экономия ресурсов при производстве продукции (товара) за счет реализации фактора масштаба производства (экономия на условно-постоянных расходах), научно-технического прогресса, совершенствования системы менеджмента.

Нормативный подход. Сущность нормативного подхода заключается в установлении нормативов управления по всем подсистемам механизма конкурентоспособности. Нормативы устанавливаются по важнейшим элементам (компонентам) подсистем и должны отвечать требованиям эффективности, обоснованности и перспективности применения по масштабу и во времени.

Нормативами функционирования компонентов внешней среды предприятие не управляет, но оно должно иметь банк таких нормативов и соответственно строго их соблюдать. Такими внешними нормативами являются, прежде всего, требования государственных стандартов по качеству продукции [119].

Нормативы функционирования компонентов внутренней среды предприятие разрабатывает самостоятельно или руководствуется аналогичными внутриотраслевыми, или межотраслевыми нормативами. Чем больше удельный вес обоснованных и количественно выраженных нормативов, тем выше уровень планирования и регулирования на всех звеньях управлениях.

К нормативам внутренней подсистемы механизма антикризисного управления могут быть отнесены общепринятые нормативные значения коэффициентов ликвидности и финансовой устойчивости, а также разработанные и предложенные в настоящем исследовании нормативные значения коэффициентов рентабельности и деловой активности.

Среди основных методов разработки норм и нормативов: расчетно-аналитического, отчетно-статистического, экономико-математического и опытного – в диссертационной работе приоритет отдан первым трем методам.

Оптимизационный подход. Сущность оптимизационного подхода к управлению заключается в переходе от качественных оценок к количественным.

Оптимизационный подход реализуется путем установления зависимостей между техническими и экономическими показателями, взаимосвязи и взаимозависимости затрат в сфере производства и потребления, зависимостей между показателями качества и конкурентоспособностью товара.

Оптимизационный подход в настоящем исследовании реализовался через методологию и конкретные расчеты по оценке финансово-экономического состояния предприятий (рейтинг организации).

Инновационный подход. Сущность инновационного подхода к управлению заключается в ориентации предприятий на активизацию их инновационной деятельности. При этом факторы производства и инвестиций должны быть средствами обоснованной инновационной деятельности, а не ее целью.

К инновационной деятельности относится деятельность в рамках инновационного процесса, а также маркетинговые исследования рынков сбыта и поиск новых потребителей; информация о возможной конкурентной среде и потребительских свойствах продукции конкурирующих предприятий; поиска новаторских идей и решений, а также партнеров по внедрению и финансированию конкретных инновационно-инвестиционных проектов.

Важнейшей позицией инновационного подхода является проблема объективной оценки эффективности инноваций, выбор наиболее значимых критериев и показателей эффективности инновационных проектов и их инвестиционной привлекательности.

Необходимость применения вышеобозначенных и других научных подходов вызвана чрезвычайной сложностью системы обеспечения конкурентоспособности различных объектов. При этом различные научные подходы не дублируют, а дополняют друг друга.

Наряду с необходимостью использования научных подходов при разработке и реализации механизма управления конкурентоспособностью целесообразно руководствоваться как общими, так и специфическими принципами управления, представленными в таблице 2.

Количество соблюдаемых принципов управления зависит от стоимости объекта и его назначения. Чем дороже объект управления и выше уровень его иерархии, тем глубже должны изучаться и применяться принципы управления.

Таблица 2
Общие принципы управления объектами

Принцип Содержание принципа
   
Правовой регламентации управления Экономико-правовое регулирование процессов управления объектами, соблюдение международных и государственных нормативных актов, регламентирующих процессы во всех сферах экономики, снижение субъективизма в управлении должны обеспечивать законность управления
Социальной ориентации развития экономики Конечная цель функционирования и развития экономики – повышение благосостояния населения и качества жизни, гармоничное развитие личности, раскрытие человеческих возможностей
Научной обоснованности системы управления Учет при формировании системы экономических законов и закономерностей развития природы и общества, законов мышления, применение научных подходов и методов моделирования способствуют повышению стабильности системы управления
Системного подхода к управлению Предполагает рассмотрение любого экономического объекта как системы. Подход дает возможность учесть все необходимые взаимосвязи и взаимодействия в системах управления, позволяет при постановке целей всесторонне взвешивать факторы и направлять механизмы управления на достижение целей

Продолжение табл. 2

   
Ориентации экономики на инновационный путь развития Структурные источники экономического развития объекта – развитие на основе: факторов производства, инвестиций, инновационной деятельности. Для повышения конкурентоспособности экономическое развитие объекта необходимо ориентировать на инвестирование инноваций преимущественно в наукоемкие технологии и менеджмент
Ресурсосбережения Стратегия ресурсосбережения должна быть нацелена на оптимизацию экспорта сырьевых ресурсов, рациональное их использование, импорт и экспорт новых технологий
Ранжирования объектов управления по их важности Позволяет определить важность, весомость, ранг объектов (проблем, факторов) по их эффективности, актуальности, масштабности, степени риска. Ресурсы всегда ограничены, поэтому они должны сначала вкладываться в решение наиболее важной проблемы
Единства теории и практики управления Любое управленческое решение в области функционирования и развития экономического объекта должно отвечать логике, принципам и методам управления и решать одну из практических задач
Сохранения и развития конкурентных преимуществ объекта управления Выявление сильных и слабых сторон объекта управления позволяет субъекту формировать стратегию развития на основе прогнозирования, добиваться превосходства в какой-либо области деятельности или выпуске товара (выполнении услуги) по сравнению с конкурентами
Рационализации уровня специализации, универсализации и централизации управления Углубление специализации работ позволяет увеличить программу и использовать эффект масштаба, снизить себестоимость единицы товара. При невозможности увеличения программы работ используется принцип универсализации, т.е. поручение одному элементу системы выполнение нескольких однородных работ. Универсализация требует высокой квалификации работников, ведет к централизации управления. Инструментом углубления специализации и использования эффекта масштаба является унификация и стандартизация
Организованности управленческих процессов Для обеспечения высокого уровня организованности необходимо анализировать и повышать пропорциональность, непрерывность, параллельность, прямоточность, ритмичность, автоматичность управленческих процессов

Окончание табл. 2






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных