Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Экономическое стимулирование создания безопасных условий труда в Российской Федерации




ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА

 

Экономическое стимулирование создания безопасных условий труда в Российской Федерации

Обсуждение вопросов экономического стимулирования улучшения условий труда имеет давнюю историю. Во времена плановой экономики меры по стимулированию были составной частью социалистического соревнования между предприятиями или цехами. Предусматривалось премирование за работу со снижающимися показателями производственного травматизма и т.п.

В условиях рыночной экономики методы экономического стимулирования должны базироваться на закономерностях рыночных механизмов хозяйствования. Исходным принципом экономического стимулирования является положение, что действенными будут те методы, которые затрагивают экономические интересы предпринимателя и дают экономическую выгоду. В простейшем варианте результаты, оцененные в стоимостном выражении, должны превышать осуществляемые затраты.

Экономически заинтересовать предприятия в создании безопасных технологий и средств производства возможно двумя методами:

использование льготного налогообложения;

дифференциации страховых тарифов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве;

дифференциации дополнительного страхового тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем мест.

Необходимо особо подчеркнуть, что в большинстве зарубежных стран происходит стимулирование работодателя в улучшении условий труда сверх законодательно установленных санитарно-гигиенических норм. Так как выполнение норм и так контролируется, предусматриваются методы принуждения и ответственности за их несоблюдение. В России же при повсеместном невыполнении государственных нормативных требований по охране труда актуальна постановка задачи любого улучшения условий труда.

В качестве примера того, что в российских условиях речь идет о стимулировании по отношению к существующему уровню условий труда, можно привести методику стимулирования работодателей на основе установления скидок к страховому тарифу. В Правилах установления скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и Методике расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний учитываются коэффициенты уровня проведения специальной оценки условий труда у страхователя и уровня проведения предварительных и периодических медицинских осмотров.

q1 - коэффициент проведения специальной оценки условий труда у страхователя рассчитывается как отношение разницы числа рабочих мест, в отношении которых проведена специальная оценка условий труда, и числа рабочих мест, условия труда на которых отнесены к вредным или опасным условиям труда по результатам проведения специальной оценки условий труда, к общему количеству рабочих мест страхователя.

Коэффициент q1 рассчитывается по следующей формуле:

q1 = (q11 - q13) / q12,

где: q11 - количество рабочих мест, в отношении которых проведена специальная оценка условий труда на 1 января текущего календарного года организацией, проводящей специальную оценку условий труда, в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

q12 - общее количество рабочих мест;

q13 - количество рабочих мест, условия труда на которых отнесены к вредным или опасным условиям труда по результатам проведения специальной оценки условий труда;

q2 - коэффициент проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров у страхователя, рассчитывается как отношение числа работников, прошедших обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, к числу всех работников, подлежащих данным видам осмотра, у страхователя.

Коэффициент q2 рассчитывается по следующей формуле:

q2 = q21 / q22,

где q21 - число работников, прошедших обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами на 1 января текущего календарного года;

q22 - число всех работников, подлежащих данным видам осмотра, у страхователя.

Но применение количественных показателей для этих коэффициентов противоречит статье 212 Трудового кодекса РФ, в соответствии с которой работодатель обязан обеспечить стопроцентное проведение специальной оценки условий труда и не допускать работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров (обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры), а также в случае медицинских противопоказаний.

Осуществляется стимулирование работодателей на основе мер по льготному налогообложению.

Предложения по применению льготного налогообложения встречаются в публикациях с начала переходного периода к экономике рыночного характера. Например, в качестве экономического метода, воздействующего на формирование производственной среды, предлагается осуществлять активное воздействие государства на инновационные процессы путем:

- применения льготной налоговой политики к предприятиям с высокой долей оборудования, не соответствующего нормам охраны труда;

- стимулирования обновления техники через установление профессиональных амортизационных отчислений.

Идею использования налогообложения в стимулировании профсоюзные лидеры поддерживают до сих пор. Считается, что налогообложение предприятий должно быть построено таким образом, чтобы стимулировать расширение объемов производства сертифицированных изделий, должны исключаться из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль инвестиции, направляемые на модернизацию производства и снижение травмоопасности оборудования.

Мнение о полезности льгот в налогообложении кажется привлекательным, а в практическом плане при реализации таких предложений возникают проблемы.

Вместе в субъектах РФ приняты Законы «О государственной поддержке субъектов инвестиционной деятельности» в т.ч. и в Свердловской области Закон Свердловской области от 30 июня 2006 года № 43-ОЗ «О государственной поддержке субъектов инвестиционной деятельности в Свердловской области», одной из мер государственной поддержки которого является установление особенностей налогообложения отдельными налогами. Для участников инвестиционного проекта (по новому строительству и по модернизации, реконструкции и техническому перевооружению объектов основных фондов) устанавливается льготна ставка на прибыль организации 13,5 процента. В соответствии с Законом Свердловской области от 27 ноября 2003 года № 35-ОЗ «Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество» организация-участник приоритетного инвестиционного проекта Свердловской области освобождается от уплаты налога на имущество в течение пяти последовательных налоговых периодов, считая с налогового периода, в т котором это имущество поставлено на баланс в качестве основных фондов.

В рамках налогообложения реально и в дальнейшем использование мер по снижению налогооблагаемой базы.

В интересах облегчения бремени затрат предприятия по выполнению всех нормативных требований охраны труда, закрепленных в Трудовом кодексе, улучшения условий и охраны труда работников необходимо отстаивать позицию о предоставлении возможности отнесения к налогооблагаемой базе затрат в сфере охраны труда, реально необходимых для обеспечения безопасных условий труда и выплат компенсаций.

В настоящее время налоговый учет затрат в сфере охраны труда регламентируется в главе 25 части второй Налогового кодекса РФ (далее – Кодекс), в статьях 254, 255 и 264.

В соответствии с требованиями Кодекса организации обязаны уплачивать налогу на прибыль. Объектом налогообложения по налогу на прибыль организации признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью организации признается полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 Кодекса.

Согласно п. 1 ст. 252 Кодекса в целях гл. 25 Кодекса налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В соответствии с п. п. 7 п. 1 ст. 264 Кодекса в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, учитываются расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, расходы на гражданскую оборону в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также расходы на лечение профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными или тяжелыми условиями труда, расходы, связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации.

Согласно ст.226 Трудового кодекса РФ работодатели обязаны за счет собственных средств улучшать условия и охрану труда работников. Эти расходы должны составлять не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг) в год. Направление названных средств осуществляется на мероприятия, указанные в Типовом перечне ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 N 181н.

Соответственно затраты на вышеуказанные мероприятия могут учитываться в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании п.п. 7 п. 1 ст. 264 Кодекса, при условии их соответствия критериям, установленным ст. 252 Кодекса.

Стоимость спецодежды, не относящейся к основным средствам (цена которой менее 40 000 руб.) и других средств индивидуальной защиты включается в материальные расходы в момент передачи СИЗ в эксплуатацию (п.п. 3 п. 1 ст. 254 Кодекса). Списать эти затраты можно при одновременном выполнении следующих условий:

проведена специальная оценка условий труда (или аттестация рабочих мест), и ее результаты подтверждают необходимость выдачи спецодежды (письма Минфина России от 16.02.2012 № 03-03-06/4/8, от 11.12.2012 № 03-03-06/1/645);

спецодежда выдается в пределах Типовых норм, указанных выше. Бывает, что в трудовом договоре предусмотрены повышенные нормы выдачи СИЗ. Позиция контролирующих органов по вопросу списания сверхнормативной спецодежды, предусмотренной коллективным или трудовым договором, неоднозначна.

К расходам на оплату труда относится в том числе стоимость бесплатно предоставляемых работникам в соответствии с законодательством РФ питания и продуктов (п. 4 ст. 255 НК РФ) в т.ч. молока и других равноценных продуктов.

В приказе № 45н приведен перечень вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов.

Наличие указанных факторов и их величина устанавливаются в результате аттестации рабочих мест.

В некоторых случаях контролирующие органы подчеркивают, что затраты на молоко, которое выдается работникам, можно учесть в расходах по налогу на прибыль только в случае, когда «вредность» подтверждена специальной оценкой условий труда (или аттестацией) и выдача молока производится в дни фактической занятости работника на вредном производстве (письма Минфина России от 27.08.2009 № 03-03-06/1/550, УФНС России по г. Москве от 29.12.2010 № 16-15/137682).

ФАС Уральского округа указал, что само по себе отсутствие аттестации не может явиться основанием для лишения работников права на получение в профилактических целях молока при выполнении работ с вредными условиями труда. Главное — наличие вредных факторов. А доказать его можно не только при помощи аттестации. Поэтому включение стоимости «неаттестованного» молока в расходы правомерно (постановление от 18.01.2011 № Ф09-11222/10-С3).

Если по результатам спецоценки (аттестации) условия труда не были признаны вредными, бесплатная выдача молока не относится к компенсациям и облагается НДФЛ (письмо Минфина России от 01.08.2007 № 03-03-06/4/104).

Вместо молока работодатель по письменному заявлению работника может выдавать ему денежную компенсацию (ст. 222 ТК РФ). Такие компенсации также не облагаются НДФЛ на основании п. 3 ст. 217 НК РФ. ФНС России не ставит обязательным условием применения п. 3 ст. 217 НК РФ проведение спецоценки. Однако настаивает, что для освобождения от НДФЛ необходимо, чтобы компенсационная выплата одновременно (письма от 14.02.2012 № ЕД-3-3/433, от 14.02.2012 № ЕД-3-3/433):

была предусмотрена коллективным или трудовым договором;

выплачивалась работникам с вредными условиями труда;

выплачивалась в размере, определенном в соответствии с порядком осуществления компенсационной выплаты, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 № 45н. То есть в размере, эквивалентном стоимости молока или других пищевых продуктов исходя из нормы 0,5 л молока в смену.

Работодателей так же можно поощрять путем предоставления льготных кредитов, субсидий, грантов и т.п. при осуществлении ими программ технического перевооружения или создания новых рабочих мест с благоприятными условиями труда. Такие меры будут эффективными особенно применительно к предпринимателям в среднем и малом бизнесе.

В политике осуществления поощрительных мер главным является вопрос о том, какие финансовые структуры проявят интерес к предоставлению средств. Вряд ли стоит уповать на предоставление государственных бюджетных средств, хотя это и не исключается.

Зарубежный опыт подсказывает, что такие поощрительные меры осуществляют специальные фонды, создаваемые в сфере страхования от несчастных случаев на производстве. В Германии эти фонды объединяют страхователей (работодателей) однородных по технологии отраслей промышленности, имеют возможность распоряжаться своими средствами и осуществлять адресную поощрительную политику. В России обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве осуществляется в рамках единого Фонда социального страхования.

В ходе Первой Всероссийской недели охраны труда в г. Сочи состоялась конференция «Обеспечение безопасных условий труда на производстве как фактор экономического развития», что дает надежду на дальнейшее развитие аспектов экономического регулирования охраны труда. В частности Валерий Корж сообщил на конференции, что Минтруд предлагает субсидировать процентную ставку по кредиту, взятому на модернизацию производства. Предложение такое: Если в организации есть программа модернизации производства, предусматривающая улучшение условий труда как минимум на 70 % рабочих мест и это подтверждено результатами специальной оценки условий труда, то она может получить субсидии части процентной ставки по кредиту, взятому на модернизацию производства, из бюджета ФСС России.

Решить обеспечения безопасности труда в рыночных условиях только административными мерами не представляется возможным, потому что их применение, а также государственный надзор и контроль носят эпизодический характер. Наряду с такими необходимыми мерами требуется создание эффективного экономического механизма, который бы действовал постоянно и на всех многочисленных предприятиях различных организационно-правовых форм. Ряд элементов такого механизма сформирован впервые в Российской Федерации Федеральным законом № 125 «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее № 125-ФЗ).

Основной целью этого закона является обеспечение социальной защиты лиц, пострадавших от несчастных случаев на производстве или в результате профессиональных заболеваний. В соответствии со ст. 1 этого закона на ФСС РФ как на страховщика возложено решение следующих основных задач:

− обеспечение социальной защиты застрахованных и экономической заинтересованности страхователей в снижении профессионального риска;

− возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору;

− обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Для выполнения этих задач создан фонд за счет страховых взносов предприятий. Почти 90 % фонда расходуется на страховое обеспечение пострадавших, 10 % − на обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний и обучение по охране труда отдельных категорий застрахованных.

Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по состоянию на 2015 год уплачиваются дифференцированно по 32 классам профессионального риска в диапазоне от 0,2 до 8,5 %.

Действует механизм экономической заинтересованности предприятий в создании безопасных условий труда посредством скидок и надбавок к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» № 125-ФЗ страховые тарифы устанавливаются дифференцированно по классам профессионального риска. В настоящее время страховые тарифы распределены по 32 классам в диапазоне от 0,2 до 8,5%.

Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются в соответствии с размером страховых тарифов, установленных федеральным законом от 22.12.2005 г. № 79-ФЗ. Размер скидок или надбавок устанавливается с учетом состояния охраны труда страхователя, расходов на обеспечение по страхованию и не может превышать 40% страхового тарифа соответствующему виду экономической деятельности.

Надбавки к страховому тарифу уплачиваются страхователем из суммы прибыли либо сметы расходов на содержание, а при отсутствии прибыли относятся на себестоимость продукции (выполненных работ, услуг).

Механизм предоставления страхователям скидок или надбавок начал действовать с апреля 2002 года.

Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются в зависимости от размера страховых тарифов, которые соответствуют классам профессионального риска в зависимости от вида экономической деятельности, осуществляемой организацией.

Однако ряду организаций Фонд социального страхования изменил тариф на основании состояния условий и охраны труда в организации. Так предприятия с высоким уровнем организации работ по охране труда получают скидку к страховому тарифу на обязательное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний. А предприятия с низким уровнем организации работ по охране труда, наоборот, получают надбавку к нему.

Величина скидки или надбавки рассчитывается в соответствии с методикой приведенной в разделе 4 и не может превышать 40% перечисленных страховых взносов за предшествующий год.

Основанием для такого изменения страхового тарифа являются основные показатели работ в области охраны труда по итогам деятельности организации за предшествующий календарный год. Фонд социального страхования рассматривает возможность получения скидок или надбавок страховым тарифам на обязательное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний ежегодно на основании отчетов организаций. Далее при неудовлетворительном уровне охраны труда Фонд рассчитывает надбавку к тарифу. При высоком уровне охраны труда в организации Фондом предоставляется возможность получить скидку к соответствующему тарифу.

Этот механизм скидок и надбавок логически подтверждает участие Фонда социального страхования в экономическом стимулировании предприятий снижения производственного травматизма и улучшении условий труда работающих.

Материальные последствия от несчастных случаев имеют огромный спектр. От незначительных затрат, до огромных ущербов. При этом материальные последствия отражаются в виде потерь и расходов самого предприятия – причинителя вреда здоровью пострадавшего, а также в виде потерь и расходов, возникающих вне этого предприятия. Такие потери носят внеплановый характер. В этой связи необходимо особо отметить взаимодействие Фонда социального страхования и производственного предприятия при реализации программы снижения внеплановых потерь.

Выплаты по возмещению вреда пострадавшим от несчастных случаев и профессиональных заболеваний производит Фонд социального страхования за счет страховых взносов предприятия - причинителя вреда. При этом пострадавшие получают необходимые выплаты от Фонда и не зависят от работодателя.

Кроме того, с 2001 года Фонд социального страхования участвует в частичном финансировании предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников. Ежегодно пересматривается и утверждается порядок, и перечень предупредительных мер подлежащих частичному финансированию за счет средств Фонда. Величина такого финансирования не может превышать 20% страховых взносов перечисленных организаций за предыдущий год за вычетом расходов Фонда на обеспечение по страхованию несчастных случаев и профессиональных заболеваний, произошедших в этой организации.

Конечно доля средств Фонда социального страхования в смете затрат на мероприятия по охране труда невелика, однако это стимулирует работодателя вкладывать средства в предупредительные меры по улучшению условий и охране труда чем выплачивать их на компенсацию последствий несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Например, в Свердловской области в 2013 году доля средств Фонда социального страхования в смете затрат на мероприятия по охране труда организаций составила 6,1 %.

В 2014 году в целом по России Фондом социального страхования в рамках финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости страхователям выделено около 8 млрд. руб.

Среди регионов России Свердловская область по суммам, выделяемым страхователям на предупредительные меры, занимает 3 место после регионального отделения по г. Москве и Кемеровской области, по количеству профинансированных страхователей наша область входит в 10 лидеров.

В целом по Уральскому Федеральному округу в 2014 году на предупредительные меры страхователей было выделено более 1млрд. руб. из них почти половина суммы финансового обеспечения приходится на Свердловскую область – 562,8 млн. рублей (2013 г. – 531,8 млн. рублей).

В региональном отделении Фонда нашей области ежегодно происходит увеличение сумм финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний.

В 2014 году количество страхователей, получивших разрешение на финансирование, увеличилось в 1,6 раза. Причиной такого резкого увеличения послужило, в том числе и введение нового порядка расчета суммы финансирования для малых предприятий. Всего за финансированием в 2014 году обратился 1261 страхователь, 1219 из них воспользовались финансовым обеспечением предупредительных мер (в 2013 г. – 790). При этом количество страхователей с численностью работников менее 100 человек увеличилось на 237 организаций (в 2013 году их было 200), а сумма финансирования малых предприятий увеличилась с 4,5 млн.руб. до 16,0 млн.руб.

Наибольший объем средств на мероприятия по охране труда приходится на предприятия отрасли машиностроения, добывающей и металлургической промышленности.

Таким образом, до 20% страховых взносов можно как бы перенаправить с обязательных отчислений в Фонд социального страхования на предупредительные меры по снижению производственного травматизма. А значит, это приведет к снижению внеплановых потерь связанных с состоянием охраны труда в организации. Это еще одна иллюстрация действия механизма экономической заинтересованности работодателей в улучшении условий труда.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных