Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Затраты в сфере охраны труда




 

Для того чтобы оценить возможную экономию в результате улучшения условий и охраны труда, необходимо определить масштабы затрат в сфере охраны труда. К ним относятся:

- затраты по обеспечению выполнения нормативных требований по условиям труда, в том числе за счет мероприятий по охране труда;

- расходы на предоставление гарантий и компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда;

- выплаты страховых взносов в Фонд обязательного социального страхования Российской Федерации.

В контексте проблем экономики охраны труда важно определить значимость затрат по мероприятиям по охране труда в общих затратах на производство продукции.

По данным 2013 г. в целом по промышленности доля затрат составляет 0,68 %. Эта доля значительно различается по отраслям промышленности. Наибольшая доля затрат в угольной промышленности – 1,85%, наименьшая доля в сельском хозяйстве – 0,33%.

Доля затрат на мероприятия по охране труда в затратах на производство продукции не имеет тенденций роста и относительно стабильна. В некоторых отраслях экономики этот показатель колеблется то в сторону роста, то уменьшается, несмотря на то, что фактически затраты на мероприятия по охране труда постоянно увеличиваются и в 2013 году составили 189098,3 млн. рублей. В Свердловской области затраты на мероприятия по охране труда в 2011 г. составили 5804,9 млн. руб., 2012 г. – 7537,8 млн.руб., 2013 г. – 8750,8 млн. руб.

Положительная динамика затрат свидетельствует об усилении внимания со стороны работодателей к выполнению государственных требований охраны труда.

Начиная с 2001 г., осуществляется финансирование затрат на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников за счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Фонда социального страхования Российской Федерации.

За работу во вредных и (или) опасных условиях труда за счет средств работодателя представляются следующие виды гарантий и компенсаций:

повышенные тарифные ставки (оклады) и доплаты;

дополнительный отпуск;

сокращенный рабочее время;

бесплатное лечебно-профилактическое питание;

бесплатное получение молока и других равноценных продуктов.

Ведется федеральное статистическое наблюдение по форме №1-Т (условия труда) «Сведения о состоянии условий труда и компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда». В ней в разделе 2 «Компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях труда» предусмотрено предоставления данных о фактических расходах на компенсации и средства индивидуальной защиты, в том числе расходы на оплату дополнительного отпуска, лечебно-профилактического питания, молока и других равноценных пищевых продуктов, оплату труда в повышенном размере, проведение медицинских осмотров и на предоставление спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты.

Фактические расходы на компенсации и средства индивидуальной защиты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на крупных, средних и выборочно малых предприятиях в 2013 году, по данным Росстата, составили 154,6 млрд. руб., в том числе:

на оплату дополнительного отпуска – 42,7 млрд. руб.,

оплату труда в повышенном размере – 42,5 млрд. руб.,

на лечебно-профилактическое питание – 5,3 млрд. руб.,

молоко или другие равноценные пищевые продукты – 7,0 млрд. руб.,

спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты – 57,0 млрд. руб.

При этом величина фактических расходов на компенсации и средства индивидуальной защиты постоянно увеличивается (так, по сравнению с 2012 годом увеличение составило 9,4%).

Наибольший рост наблюдался в части расходов на спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты (11,3%) и оплаты дополнительного отпуска (11,2%).

Отчетные данные, собранные в форме №1-Т (условия труда), показывают, что в 2013 г. в промышленности, строительстве, на транспорте и в связи в условиях, не отвечающих требованиям санитарно-гигиенических норм было занято 32,2 % от общей численности работающих в этих отраслях. Этот показатель постоянно растет: в 2009 г. он составлял 27,5 % от общей численности работающих, в 2010 г. – 29,0 %, в 2011 г. – 30,5 %, в 2012 г. – 31,8 %, в 2013 г. – 32,2 %. Соответственно велика численность работников, которым установлен хотя бы один вид компенсаций.

Доля работников, которым установлен хотя бы один вид компенсаций, в 1996 г. составляла 39,1% от списочной численности работников этих отраслей, а в 2013 г. – 41,1%.

Доля работников, которым установлен хотя бы один вид компенсаций, осуществляющих деятельность по добыче полезных ископаемых, в обрабатывающих производствах, в строительстве, на транспорте и связи по Свердловской области в 2010 г. составила - 50,3%, 2011 г. - 52,5%, 2012 г. – 52,9 %, 2013 г. – 52,1 % или 515656 работников.

В качестве компенсаций имеют право на досрочное пенсионное обеспечение 20,7% (1997 г. – 17,4%, 1998 г. – 17,7%, 1999 г. – 18,1%) в общей численности работающих в Свердловской области.

Доля работников Свердловской области, которые имеют право на досрочное пенсионное обеспечение, от общей численности работающих, в 2010 г. составила – 25,7%, 2011 г. – 26,7%, 2012 г. – 27,5 %, 2013 г. – 26,0 % или 134122 работников.

В основных видах экономической деятельности наибольшая часть расходов связана с оплатой труда в повышенном размере и приобретением спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты.

В Свердловской области в 2013 году фактические расходы на компенсации и средства индивидуальной защиты составили в организациях, осуществляющих деятельность по добыче полезных ископаемых, в обрабатывающих производствах, в строительстве, на транспорте и связи составили 8393,9 млн. рублей.

Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний осуществляются организациями в региональные отделения Фонда социального страхования в соответствии со страховыми тарифами. Размер страховых взносов определяется классом профессионального риска организации от 0,2 до 8,5 % от фонда оплаты труда. Организации с высокими показателями травматизма и профессиональной заболеваемости характеризуются высокими страховыми тарифами, а предприятия с низкими показателями – низкими тарифами. На затратах организаций на обязательное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний мы остановимся более подробно в главе 7 и 8.

Оценка затрат, по основным направлениям в сфере охраны труда за 2013 год в организациях, осуществляющих деятельность по добыче полезных ископаемых, в обрабатывающих производствах, в строительстве, на транспорте и связи Свердловской области выглядит следующим образом.

1. Затраты на мероприятия по охране труда – 8750,8 млн. руб.

2. Затраты на компенсации и средства индивидуальной защиты –8393,9 млн. руб.

3. Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – 3420,8 млн. руб.

ИТОГО все затраты в сфере охраны труда: 20565,5 млн. руб.

Для сравнения, затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг) по РФ за 2013 г. составили 58 721 916,0 млн. руб. Отсюда следует, что доля затрат в сфере охраны труда в затратах на производство и реализацию продукции составляет %.

Затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг) по Свердловской области за 2013 г. составили 1721909,5 млн. руб. Отсюда следует, что доля затрат в сфере охраны труда в затратах на производство и реализацию продукции составляет 1,19 %.

В вышеприведенных расчетах доли затрат в сфере охраны труда в затратах на производство и реализацию продукции не были учтены расходы Пенсионного фонда Российской Федерации в связи с выплатой досрочных пенсий.

По данным Пенсионного фонда Российской Федерации численность пенсионеров, получающих досрочные пенсии по старости, на 1 января 2014 года составила 11, 2 млн. человек, из них 1,9 млн. человек и 2,9 млн. человек, соответственно, по Списку № 1 и Списку № 2, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10.

При этом по сравнению с 2012 годом численность пенсионеров, получающих досрочную пенсию, по Списку № 1 уменьшилась на 18,9 тыс. человек, по Списку № 2 увеличилась на 26,3 тыс. человек.

Ежемесячные расходы Пенсионного фонда Российской Федерации в связи с выплатой досрочных пенсий на 1 января 2014 года составили 130,7 млрд. рублей, в том числе 22,6 млрд. руб. и 32,4 млрд. руб., соответственно, по Списку № 1 и Списку № 2. По сравнению с предыдущим годом эти показатели увеличились на 1,9 млрд. руб. и 3,2 млрд. руб., соответственно (Приложение 32).

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных