ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Тема 22. ВЛИЯНИЕ ИНОСТРАННОГО ТУРИЗМА НА ЭКОНОМИЧЕКОЕ РАЗВИТИЕ
Экспортное туристское производство. Заинтересованность всех стран в развитии международного туризма объясняется, прежде всего, теми же самими мотивами, что и интерес к развитию внешней торговли. Движение туристов, пересекающих границу страны, сопровождается платежами в иностранной валюте, подобно тому, как это имеет место при движении товаров. Поэтому каждая страна, которая должна импортировать товары и услуги вследствие низкого уровня своего хозяйственного развития либо необеспеченности природными ресурсами, старается развить экспорт туристских услуг, которые дополняют в этом случае традиционный экспорт товаров и услуг. Этих принципов придерживаются прежде всего страны с менее развитой экономикой. Поэтому многие теоретики туризма подчеркивают исключительную экономическую рентабельность приема иностранных гостей и указывают на большие выгоды, вытекающие из ориентации на развитие хозяйства в направлении международной туристской специализации, по сравнению со специализацией в традиционном экспорте. Эти рекомендации относятся в особенности к странам, стоящим перед выбором экспортной специализации, а также перед необходимостью реорганизации малорентабельных традиционных отраслей производства на новые виды продукции на экспорт, а также на новые виды деятельности в области услуг международной торговли. Речь идет о развитии тех отраслей, которые позволяют увеличивать поступления иностранных платежных средств и благодаря этому обеспечить финансирование экономического роста страны. В связи с этим приводят аргументы, доказывающие рентабельность иностранного туристского оборота и утверждают, что развитие иностранного туризма (т.е. продажи туристских услуг иностранным туристам) становится самой выгодной формой улучшения структуры платежного баланса, увеличение объема внешнеэкономического оборота с зарубежными странами и обеспечения активизации районов, промышленно не развитых. В связи с этим стоит рассмотреть аргументы в пользу более высокой рентабельности экспортного туристского хозяйства. Международная туристская специализация. Влияние туристской специализации на ускоренное развитие производства фундаментально еще не было проанализировано. Теоретики туризма ставят такой вопрос: обоснованна ли в странах экономически отсталых, ощущающих нехватку инвестиционных средств, политика преимущественного направления капиталовложений и квалифицированного труда на расширение экспортного туристского сектора и лишения таким образом части инвестиций промышленности и сельского хозяйства? Большинство теоретиков отвечает на этот вопрос утвердительно. Их аргументы в пользу интенсивного развития экспортного туристского производства различны как сточки зрения финансирования инвестиций, так и достижения валютного эффекта. Главные мотивы позитивного ответа следующие: 1. Ориентация на строительство экспортного туристского сектора позволяет освоить природные ценности страны, т.е. значительной составной части национального богатства. Использование этих ценностей поможет получить от природных ценностей более высокий доход. Туризм ведет к использованию в отсталых странах обильного «идеального туристского блага». Систематический международный обмен этих благ некоторые теоретики сравнивают с открытием больших запасов нефти. Развитие экспортного сектора обусловливает то, что в международном обмене могут принимать участие страны, которые до сих пор активно не участвовали в международных экономических отношениях. 2. Производство туристских товаров и услуг, по мнению теоретиков туризма, необходимо для стран, вступающих на путь экономического развития. Эти страны располагают дешевой рабочей силой, имеют относительно низкие цены на продукты питания, а также могут развивать производство большинства туристских товаров и услуг на месте при минимальных потребностях в импорте. Такая ситуация облегчает этим странам конкуренцию на международном туристском рынке. В качестве примера приводятся Греция, Югославия, Турция, Испания, Ливан, Египет. Международная туристская специализация должна осуществляться при соблюдении принципов взаимной выгоды. Необходимо подчеркнуть, что сравнительные выгоды специализации имеют постоянный характер и приводят к ориентации на развитие туристской монопродукции или туристской монокультуры. 3. Расширение экспортного туристского сектора приводит к максимизации отношения текущего экспорта к текущим инвестициям. Для отсталых стран характерны недостаточные поступления валютных средств. Активизация туризма (приезд туристов) позволяет добиваться прибыли нетто в валюте. Это весьма выгодно с точки зрения текущего платежного баланса. В результате затрат иностранных туристов туристский сектор, по сравнению со всеми другими областями хозяйственной деятельности, быстрее поставляет валюту. Фактор быстроты чрезвычайно важен, если учесть необходимость импорта инвестиционного оборудования и потребительских товаров в эти страны. Кроме того, иностранный туризм позволяет добиваться продукта нетто в валюте. Это вытекает из описанной выше функции туристского экспорта, а также факта, что этот экспорт требует, по сравнению с традиционным экспортом минимального импорта. Иностранный туризм как потребитель отечественных продуктов создает относительно небольшой спрос на импортные товары. В результате этого и высокой рентабельности туристского экспорта появляется значительная валютная выручка нетто. При одинаковой квоте, инвестированной в туристский экспортный сектор и традиционный экспортный сектор, фактор быстроты, а также величины валютной выручки предопределяет предпочтение экспортного туристского хозяйства. Исходя из подобной предпосылки потребность активизации иностранного туризма (приезд гостей) в слаборазвитые страны как метода ускоренного поступления иностранных платежных средств. Туристский оборот не требует долгосрочных кредитов как традиционный, вследствие форм оплаты. При этом не принимают внимание сезонность, которая требует заблаговременного производства туристских товаров, а следовательно, и долгосрочных кредитов на их производство и складирование. Эти соображения говорят о том, что нельзя без достаточных оснований делать вывод об исключительной рентабельности туристского экспорта. Анализ предложения туристских благ показал, что есть много туристских отраслей, которые несут потери, если не обслуживают отечественных туристов в межсезонный период. Правильным является утверждение о том, что в туристском экспорте реализуются товары и услуги, которые не могут быть проданы в традиционном экспорте. Нужно четко отдавать себе отчет в том, что добиться какого-либо эффекта в туристском экспорте можно лишь при наличии привлекательных туристских объектов и достаточно убедительной рекламы. В целом нужно сказать, что высокая рентабельность туристского экспорта по сравнению с традиционным экспортом проявляется только в отношении немногочисленных видов продукции сельского хозяйства, сбыт которых затруднен на международных рынках, это относится также к некоторым промышленным товарам, экспортная конкурентоспособность которых невелика, а производство требует значительно импорта сырья и инвестиционных средств. Эффект туристского импорта проявляется также при продажи услуг, которые нельзя экспортировать. Это, однако, требует дорогостоящей инфраструктуры и значительных затрат труда. Некоторые теоретики туризма утверждают без попытки привести убедительные доказательства, что фактор капиталовложений в туристском хозяйстве не играет решающей роли. Это мнение характерно для некоторых авторов, занимающихся туризмом в Польше, а также авторов старшего поколения в западных странах. Утверждается, например, что туризм в рамках экономического цикла требует меньше капиталовложений, чем другие отрасли промышленности. Другие авторы утверждают, что фактор капиталовложений в туристском хозяйстве особенно важен. Это обстоятельство компенсируется, по их мнению, по получением туристских товаров без помощи импорта. Подчеркивая также, что успешное развитие туристского сектора менее зависит от других взаимодополняющих друг друга отраслей. Развитие перерабатывающей промышленности требует в целом более глубокого развития смежных отраслей основных производств, изготовляющих исходное сырье, а также отраслей перерабатывающих полуфабрикаты. Туристское хозяйство опирается прежде всего на услуги, особенно индивидуальные, что предопределяет небольшую потребность в комплексном использовании отраслей. Если отвлечься от транспортных средств и дорог, то основные туристские инвестиции направляются в гостиничное хозяйство. Это создает также благоприятные условия для расширения экспортного туристского хозяйства. Туризм может стать важным фактором роста в странах, где ограниченный экспорт сдерживает экономическое развитие. Иностранный туризм можно рассматривать как один из важнейших рычагов, ускоряющих развитие, активизирующих платежный баланс, улучшающих структуру и увеличивающих валютные резервы страны. 5.2.3. «Невидимый экспорт». Иностранный туризм может усилить внешнюю торговлю путем использования дополнительных благ, определяемых как «невидимые». Использование этих особенностей туристского экспорта, временных или постоянных может иметь большое хозяйственное значение. Часто экстренная ситуация вынуждает отдавать предпочтение туристскому хозяйству вследствие потребности в валюте или улучшения валютного баланса страны. Однако отождествление выгод, вызванных экстренной ситуацией, с выгодами, проявляющимися в течение более длительного периода, приводит к переоценке значения туристского экспортного хозяйства в современной экономике. Туристский платежный баланс. Оценка туризма с позиции его фактического места в платежном балансе возбуждает опасение недостоверности. Туристские услуги содержаться также в статьях «товары и услуги», «транспорт». Вплоть до настоящего времени статья «иностранный туризм»является неполной, что обусловлено слишком узким определением туристского платежного баланса, и эта узость вытекает из самого определения туриста. Категорию туристского платежного баланса можно рассматривать в узком и широком смысле. Туристский платежный баланс в широком значении включает задолженность, связанную с международном перемещением доходов. Он включает не только статью «иностранный туризм», но и товарооборот, обмен услугами, движение капиталов и труда, служащее туристским целям. Это понятие включает также любой доход с капитала, вложенное в туристское хозяйство. Информация, касающаяся движения людей, капиталов, товара, инвестиционных средств, непосредственно связанных с туризмом, содержится в других статьях платежного баланса, соответствующего номенклатуре Международного валютного фонда. В настоящее время страны располагают только валютным туристским балансом, который чаще недооценен, чем переоценен. Можно ли в этой ситуации считать позитивной роль иностранного туризма исключительно для стран с положительным сальдо туристского платежного баланса и отрицать значение туризма для стран, в которых он углубляет имеющийся дефицит общего платежного баланса? На основе чисто алгебраического расчетов туристского баланса в узком смысле нельзя сделать правильного вывода. Появилась потребность в применении более точного критерия оценки, который позволил бы правильнее оценить туристские доходы и расходы.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|