Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Понятие конкурентоспособности и конкурентной стратегии организации




Глава 1 Теоретические аспекты повышения конкурентоспособности организации

Понятие конкурентоспособности и конкурентной стратегии организации

Глубокое изменение организационных и экономических условий деятельности российских туристических фирм, повышение требований общества к качеству услуг во многом способствовали обострению конкурентной борьбы на рынке туристических услуг.

Новые потребности общественного развития требуют радикального пересмотра стратегии, форм, методов управления в сфере туризма.

В ходе исследования было выявлено, что при совершенствовании управления туристическими фирмами следует учитывать ряд общеэкономических тенденций и особенности их проявления в индустрии туризма:

- тенденцию глобализации – интеграции национальной экономики в мирохозяйственную систему;

- тенденцию регионализации, обусловленную действием факторов экономического сепаратизма отдельных регионов при значительном их укрупнении;

- тенденцию корпоративизации, предполагающую использование преимуществ координированного управления интегрированными формами экономической деятельности. Основные направления развития интеграции просматриваются на линиях вертикальных и горизонтальных взаимодействий, при этом происходит создание интегрированных структур смешанного типа.

В современных условиях бурного развития туристической отрасли в Российской Федерации обострения конкурентной борьбы на рынке туристических услуг с неизбежностью меняется статус туристической фирмы, поскольку она становится субъектом рыночных отношений и выступает производителем туристических услуг.

На причинно-следственной основе изменения статуса туристической фирмы происходит изменение методов управления ею как деловым предприятием с отказом от действующих моделей неэкономического поведения в пользу освоения современных концепций менеджмента, возникает необходимость создания системной концепции управления конкурентоспособностью в динамичной конкурентной среде.

Проведенный в ходе исследования анализ определений конкурентоспособности организации показал, что отечественные экономисты ограничиваются в основном исследованиями отдельных параметров конкурентного преимущества - качества, конкурентоспособности продукции (услуг), конкурентоспособного производства и конкурентоспособности организации.

Конкурентоспособность турфирмы - это способность турфирмы сформировать и использовать в долгосрочной перспективе совокупный потенциал, обеспечивающий фирме устойчивость на рынке, реализацию приоритетных целей, партнерское сотрудничество и экономические преимущества по сравнению с другими фирмами. Важную роль в достижении этих целей играет наличие конкурентной стратегии турфирмы, отражающей качественные и количественные цели турфирмы.

Формирование конкурентной стратегии фирмы - это один из ключевых аспектов стратегического управления.

На наш взгляд, конкурентная стратегия развития туристической фирмы - это комплекс принципов деятельности фирмы и ее отношений с внешней и внутренней средой, перспективных целей фирмы, а также соответствующих решений по выбору инструментов достижения этих целей и ориентации деловой активности. Конкурентная стратегия - это план, программа, генеральный курс турфирмы по достижению стратегических целей и она способствует созданию конкурентных преимуществ на рынке туристических услуг.

По мере того, как фирма движется к намеченным целям, она должна постоянно отслеживать промежуточные результаты и контролировать изменения в микро- и макросреде. Иногда бизнес-среда остается достаточно стабильной в течение длительного периода, и ее развитие соответствует прогнозам. Но бывает и так, что обстановка непредсказуемо и стремительно изменяется. В этом случае фирма вынуждена пересмотреть очередность своих действий, а также программы, стратегии и даже цели.

В таких условиях стратегия турфирмы неизбежно вступает в противоречие с условиями рыночной среды, которые изменяются быстрее, чем элементы оптимальной организации управления.

Конкурентоспособность фирмы может оставаться по-прежнему высокой, но внешняя эффективность ее деятельности в условиях изменяющейся бизнес-среды снижается. Только наиболее преуспевающие фирмы владеют искусством одновременного решения обеих задач и во многом благодаря налаженной системе стратегического контроля.

Наличие конкурентной стратегии является фактором повышения конкурентоспособности турфирмы. Однако, чтобы стратегия была конкурентоспособной и эффективно реализуемой, фирме нужен инструмент, помогающий контролировать процесс ее реализации. Таким инструментом является стратегический контроль, позволяющий собирать и обрабатывать информацию о реализации стратегии, сопоставлять ее с параметрами, заданными ранее в стратегических планах или программах, анализировать причины, вызвавшие какие-либо отклонения, и вносить соответствующие коррективы для их исправления. Главной задачей стратегического контроля является не просто обнаружение невыполнения, а недопущение срыва и достижение намеченных стратегических целей.

Таким образом, стратегический контроль призван обеспечивать повышение конкурентоспособности, но не тактической, а стратегической. Для успеха в современной и особенно будущей конкурентной борьбе турфирме необходима способность правильно и своевременно обрабатывать информацию и в соответствии с ней трансформировать свой бизнес. Другими словами, стратегический контроль дает фирме внутреннюю способность к реформированию и позволяет реализовать потенциальное конкурентное преимущество.

В ходе проводимых исследований определены методы совершенствования управления конкурентоспособностью туристических фирм в современных условиях рыночных трансформаций.

В условиях меняющейся внешней экономической среды и постоянно нарастающей конкурентной борьбы существующие формы контроля требуют изменения их содержания. По представлениям ряда авторов одним из основных методов совершенствования является внедрение на турфирме системы стратегического контроля, для чего необходимы специальные инструменты.

Стратегический контроль предполагает смещение контроля с текущей деятельности турфирмы на достижение ее стратегических целей.

Это обусловлено тем, что в условиях динамично развивающейся экономики организационные механизмы должны быстро реагировать на появление новых проблем. Выработка новых стратегических решений имеет для фирмы большее значение, чем контроль над ранее принятыми. Хорошо продуманное стратегическое видение готовит турфирму к будущему, устанавливает долгосрочные направления развития и создает условия для усиления конкурентных позиций фирмы.

Разработка конкурентной стратегии является одной из основных функций менеджмента. Удачная стратегия и её умелая реализация являются главными признаками совершенного управления и залогом успеха фирмы на рынке туристических услуг.

Разработка стратегии и управление ее реализацией является определяющим фактором для достижения победы в жесткой конкурентной борьбе. Решение данной задачи возможно при комплексном подходе с определением стратегических целей, коммуникаций и персонала, внедрением в жизнь и внесением своевременных корректив в деятельность фирмы.

Элементы стратегического потенциала, которые раньше составляли ощутимые конкурентные преимущества для большинства туристских фирм, уже не могут рассматриваться в качестве ключевых факторов будущего успеха. Информация постепенно становится все более важным и востребованным ресурсом, обеспечивающим конкурентные преимущества.

При внедрении системы стратегического контроля в турфирме следует учитывать различные факторы. В их числе можно назвать:

- нестабильность внешней среды, выдвигающая дополнительные требования к системе управления предприятиями и организациями;

- смещение акцента с контроля прошлого на анализ будущего;

- увеличение скорости реакции на изменения внешней среды, повышение гибкости управления организацией;

- непрерывное отслеживание изменений, происходящих во внешней и внутренней среде туристической фирмы;

- продуманная система действий по повышению конкурентоспособности турфирмы и предотвращению кризисных ситуаций;

- построение специальной системы информационного обеспечения органов управления.

Стратегический контроль не является неоспоримым фактором конкурентоспособности турфирмы, так как требует определенных инструментов внедрения, которые позволяют опустить стратегический контроль на операционный уровень. Таким инструментом является концепция Сбалансированной Системы Показателей (ССП), которая переносит стратегические задачи в операциональные термины и доводит до каждого сотрудника в качестве ежедневного инструмента деятельности, тем самым обеспечивая успешную реализацию принятой конкурентной стратегии.

Сбалансированная Система Показателей позволяет переводить стратегию повышения конкурентоспособности турфирмы в систему четко поставленных целей и задач, а также показателей, определяющих степень достижения данных установок в рамках четырех основных составляющих - финансовой, клиентской, внутренних бизнес-процессов, обучения и развития персонала.

Четыре составляющие стратегии повышения конкурентоспособности турфирмы представлены на рисунке 1.1.

 


Технология Сбалансированной Системы Показателей обладает способностью даже на начальном этапе построения и настройки существенно повышать эффективность бизнеса. Подобный результат достигается за счет того, что весь персонал фирмы начинает мыслить в формате системы и легко определяет причины, сдерживающие развитие фирмы.

Информативность ССП проявляется в том, что с помощью вышеуказанных составляющих менеджеры могут ответить на следующие основные вопросы:

- Какой компания представляется своим акционерам и потенциальным инвесторам? (Финансовая составляющая)

- Какой компания представляется своим покупателям или клиентам? (Клиенты)

- Какие бизнес-процессы компания должна улучшить, от каких отказаться, на каких сосредоточиться? (Внутренние Бизнес-процессы)

- Может ли компания продолжать свое развитие, повышать эффективность и увеличивать свою стоимость? (Обучение и Рост)

Можно выделить два основных направления стратегических управленческих решений по повышению эффективности (рисунок 1.2):

1. Повышение эффективности функционирование турфирмы;

2. Обеспечение процессов взаимодействия подразделений турфирмы.

Стратегические решения по реализации процессов взаимодействия подразделений турфирмы основываются на подходах маркетинга отношений, создании гибких организационных структур и обеспечении конфликтной устойчивости взаимодействия.

Стратегические показатели результатов представляют «сбалансированный» взгляд на общую конкурентную стратегию, отражающий в дополнение к традиционной финансовой составляющей клиентскую, внутренние бизнес - процессы, а также составляющую обучения и развития. Такой подход позволяет уже на ранних этапах оценить, насколько успешна деятельность турфирмы.

Финансовая составляющая включает последовательность действий, которые необходимо выполнить в рамках всех четырёх составляющих системы для достижения желаемого долгосрочного результата.

 

 

 


Клиентская составляющая определяет круг клиентов и сегменты потребительского рынка, на котором фирма намерена работать. Выбранные сегменты и это есть тот источник доходов, задача повышения которых ставится в финансовой составляющей системы критериев. Ключевые показатели клиентской составляющей, а именно: удовлетворение потребностей клиента, его лояльность, прибыльность, сохранение и расширение клиентской базы, позволяют соотнести их с состоянием ценовых потребительских групп и сегментов рынка, а также определить потребительскую ценность предложений, которые являются важнейшими индикаторами при оценке результатов работы с клиентами.

Составляющая внутренних бизнес-процессов определяет виды деятельности, наиболее важные для достижения целей фирмы. Возможность создавать новые турпродукты для целевых потребителей определяется долей дохода от продажи этих продуктов, а способность поставлять их через оптимальные каналы распределения - долей совершенных операций от сделок по другим каналам. Основной целью составляющей внутренних бизнес - процессов является увеличение эффективности за счет числа клиентов целевых сегментов рынка, с одной стороны, и углубления связей между фирмой и его клиентами - с другой.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных