ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Защищенный документооборотКОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
По дисциплине:
«ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО И РЕЖИМ СЕКРЕТНОСТИ»
Составитель: к.т.н., доцент каф. ИнОУП Г.М.Тростянский
Тема 1. Защита информации в сфере делопроизводства. Общие положения и нормативная база Делопроизводство – это специфическое направление деятельности, которое связано с процессом документирования, т.е. с процессом составления, оформления, обработки и хранения документов. Вопросы защиты информации в настоящее время актуальны для любой организации. Закон "Об информации, информационный технологиях и о защите информации" содержит статью 9, которой установлен порядок ограничения доступа к информации, в частности, в законе говорится о том, что ограничение доступа к информации, условия отнесения информации к информации ограниченного доступа и порядок защиты информации устанавливаются федеральными законами. Статьей 16 закона определен порядок защиты информации, который направлен на: 1) обеспечение защиты информации от несанкционированного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации; 2) соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа, 3) реализацию права на доступ к информации. В целях защиты информации обладатель информации или оператор информационной системы в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязаны обеспечить: 1) предотвращение несанкционированного доступа к информации и (или) передачи ее лицам, не имеющим права на доступ к информации; 2) своевременное обнаружение фактов несанкционированного доступа к информации; 3) предупреждение возможности неблагоприятных последствий нарушения порядка доступа к информации; 4) недопущение воздействия на технические средства обработки информации, в результате которого нарушается их функционирование; 5) возможность незамедлительного восстановления информации, модифицированной или уничтоженной вследствие несанкционированного доступа к ней; 6) постоянный контроль за обеспечением уровня защищенности информации. В соответствии с законодательством Российской Федерации информация ограниченного доступа подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную информацию. Отнесение информации к государственной тайне осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственной тайне"} [1] Этот закон регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации. К государственной тайне закон относит защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Законом установлены три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, - "секретно", "совершенно секретно", "особой важности", а также порядок проставления на документах соответствующего грифа секретности. Указом Президента Российской Федерации установлен перечень сведений, составляющих государственную тайну[2], а постановлением Правительства Российской Федерации порядок отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности[3]. Большая часть защищаемой информации в организации относится к разряду конфиденциальной информации. К конфиденциальной информации относится ценная для организации информация, составляющая служебную, коммерческую, профессиональную и иную тайну, персональные данные и другие сведения. Перечень сведений конфиденциального характера определен Указом Президента Российской Федерации[4]. В перечень включены следующие виды конфиденциальной информации: 1. Сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях; 2. Сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства, 3. Служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна). 4. Сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и так далее). 5. Сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ I которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (коммерческая тайна). 6. Сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них. 7. Порядок работы с различными видами конфиденциальной информации устанавливается законодательством: работа с персональными данными регулируется Федеральным законом "О персональных данных"[5], с коммерческой информацией ограниченного доступа - Федеральным законом "О коммерческой тайне"[6] и др. 8. На документах, содержащих конфиденциальную информацию, проставляется гриф ограничения доступа, за исключения ем документов, содержащих персональные данные. Законодательство не устанавливает единых грифов ограничения доступа к конфиденциальной информации и не подразделяет конфиденциальную информацию на категории по уровню доступа к ней. Законодательно определен лишь гриф ограничения дон ступа к документам, содержащим коммерческую тайну. Федеральный закон "О коммерческой тайне" содержит перечень» мер, которые должны выполняться для защиты конфиденциальной информации (ст. 10): 1. Определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну; 2. Ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка; 3. Учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была доставлена или передана; 4. Регулирование отношений по использованию информации, содержащей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров; 5. Нанесение на материальные носители (документы), содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, грифа "Коммерческая тайна" с указанием обладателя этой информации (для юридических лиц - полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства). Порядок работы с документами ограниченного доступа, как правило, регулируется не Инструкцией по делопроизводству, а специальными нормативными документами - правилами, инструкциями, положениями. В крупных организациях за работу с документами ограниченного доступа, как правило, отвечает специализированное подразделение - служба информационной безопасности, в небольших организациях ответственность за организацию конфиденциального документооборота может лежать на службе ДОУ; 6. Архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, передаются ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим в упорядоченном состоянии на хранение в соответствующий государственный или муниципальный; архив на основании договора между ликвидационной комиссией! (ликвидатором) или конкурсным управляющим и государственным! или муниципальным архивом. При этом ликвидационная комиссия (ликвидатор) или конкурсный управляющий организует упорядочение архивных документов ликвидируемой организации, в том числе организации, ликвидируемой в результате банкротства. Распоряжением Правительством Российской Федерации "Об обеспечении сохранности документов по личному составу"[7] принято решение о том, что учредители вновь создаваемых юридических лиц должны включать в учредительные документы положения об обеспечении учета и сохранности документов по личному составу и о своевременной передаче их на государственное хранение при ликвидации организации. Методическим документом, на основании которого осуществляется хранение документов в архиве организации, являются Основные правила работы архивов организаций[8]. Негосударственные организации, являющиеся собственниками документов, сами обеспечивают хранение создаваемых и поступающих к ним документов или передают их на хранение в государственный, муниципальный или иной архив на основании договора после проведения экспертизы ценности документов. Независимо от того, является ли организация источником комплектования и передает свои документы на хранение в государственный или муниципальный архив или является собственником своих документов и сама организует хранение документов, в организации должна проводиться экспертиза ценности документов в целях определения сроков хранения документов и их систематизации. Для проведения экспертизы ценности документов в организации создается постоянно действующая экспертная комиссия (ЭК). ЭК является совещательным органом при руководителе организации и организует свою работу на основании положения о постоянно действующей экспертной комиссии организации, утверждаемого руководителем и разрабатываемого на основании Примерного положения [9] , разработанного Росархивом." Основными функциями ЭК является согласование номенклатуры дел организации, описей дел, передаваемых на хранение в архив и актов на выделения документов к уничтожению. Основой систематизации документов в целях их последующего хранения в организации является номенклатура дел. Номенклатура дел закрепляет состав дел, создаваемых в организации, и сроки их хранения. Нормативными документами, на основании которых устанавливаются сроки хранения документов, являются перечни документов со сроками хранения. При определении сроков хранения дел, включаемых в номенклатуру дел организации, используются типовые перечни со сроками хранения56 и перечни, разрабатываемые федеральными министерствами и иными органами управления и организациями для организаций, входящих в их систему. Для определения сроков хранения управленческой документации используется Перечень типовых управленческих документов 2000 г., Перечень 1988 г. (действует 2-я часть перечня) используется при определении сроков хранения научно-исследовательской и опытно-конструкторской документации, документов по проектированию, строительству и реконструкции, производственной документации, документации по изобретательству, рационализации и патентно-лицензионной работе, по качеству продукции, техническому контролю, стандартизации, охране окружающей среды и автоматизированным системам. Документация по этим направлениям деятельности и составляет 2-ю часть перечня.
Тема 2. Организация защищенного документооборота. Защищенный документооборот Как технологический процесс документооборот представляет собой схему (совокупность маршрутов) движения человекочитаемых (традиционных), машиночитаемых и электронных документов по установленным пунктам их учета, рассмотрения, исполнения и хранения для выполнения творческих, формально-логических и технических процедур и операций. При этом основной характеристикой движения документированной информации является его технологическая комплексность, т.е. соединение в единую совокупность управленческих, делопроизводственных и почтовых задач. Документооборот отражает весь «жизненный цикл» документа — период его активной жизни в управленческом процессе и период его достаточно пассивной архивной жизни. Происходит передача документированной информации не только в пространстве, но и во времени. Конфиденциальные, как и открытые, документы находятся в постоянном движении. Перемещение конфиденциальных документов по множеству иерархических уровней управления создаст серьезные предпосылки для утраты ценной информации, что требует осуществления защитных мер. Документооборот как объект защиты представляет собой упорядоченную совокупность (сеть) каналов объективного, санкционированного распространения конфиденциальной документированной информации в процессе управленческой и производственной деятельности пользователей (потребителей) этой информации. При движении документов по инстанциям увеличивается число источников (сотрудников, баз данных, рабочих материалов и т.п.), обладающих ценными сведениями, и расширяются потенциальные возможности утраты конфиденциальной информации, разглашения ее персоналом, утечки по техническим каналам, исчезновения носителя этой информации. Риск утраты конфиденциальной документированной информации существует на всех стадиях и этапах движения документов, при выполнении любых процедур и операций. Наиболее часто встречающимися угрозами (опасностями) конфиденциальным документам в документопотоках могут быть: • несанкционированный доступ постороннего лица к документам, делам и базам данных за счет его любопытства или обманных, провоцирующих действий, а также случайных или умышленных ошибок персонала фирмы; • утрата документа или его отдельных частей (листов, приложений, схем, копий, экземпляров, фотографий и др.), носителя чернового варианта документа или рабочих записей за счет кражи, утери, уничтожения; • утрата информацией конфиденциальности за счет ее разглашения персоналом или утечки по техническим каналам, считывания данных в чужих массивах, использования остаточной информации на копировальной ленте, бумаге, дисках и дискетах, ошибочных действий персонала; • подмена документов, носителей и их отдельных частей с • случайное или умышленное уничтожение ценных документов и баз данных, несанкционированная модификация и искажение текста, реквизитов, фальсификация документов; • гибель документов в условиях экстремальных ситуаций. • непреднамеренные ошибки пользователей, операторов, референтов, управляющих делами, работников службы КД, системных администраторов и других лиц, обслуживающих информационные системы; • кражи и подлоги информации; • стихийные ситуации внешней среды; • заражение вирусами. В соответствии с характером указанных выше угроз формируются задачи обеспечения защиты информации в документопотоках, направленные на предотвращение или ослабление этих угроз. Главным направлением защиты документированной информации от возможных опасностей является формирование защищенного документооборота и использование в обработке и хранении документов специализированной технологической системы, обеспечивающей безопасность информации на любом типе носителя. Под защищенным документооборотом (документопотоком) понимается контролируемое движение конфиденциальной документированной информации по регламентированным пунктам приема, обработки, рассмотрения, исполнения, использования и хранения в жестких условиях организационного и технологического обеспечения безопасности как носителя информации, так и самой информации. Помимо общих для документооборота принципов защищенный документооборот основывается на ряде дополнительных принципов: • ограничения доступа персонала к документам, делам и базам • персональной ответственности должностных лиц за выдачу разрешения на доступ сотрудников к конфиденциальным сведениям и документам; • персональной ответственности каждого сотрудника за сохранность доверенного ему носителя и конфиденциальность информации; • жесткой регламентации порядка работы с документами, делами и базами данных для всех категорий персонала, в том числе первых руководителей. Несколько иное содержание приобретает в защищенном документообороте принцип избирательности в доставке и использовании конфиденциальной информации. В его основе лежит действующая в фирме разрешительная (разграничительная) система Доступа персонала к конфиденциальной информации, документам и базам данных. Целью избирательности является не только оперативность в адресной доставке документированной информации потребителю, но и доставка ему только той информации, работа с которой разрешена ему в соответствии с его функциональными обязанностями. Избирательность распространяется не только на поступившие документы, но и на документы, которые составляются персоналом на рабочих местах или с которыми сотрудники только знакомятся. Защищенность документопотоков достигается за счет: • одновременного использования режимных (разрешительных, • нанесения отличительной отметки (грифа) на чистый носитель конфиденциальной информации или документ, в том числе сопроводительный, что позволяет выделить их в общем потоке документов; • формирования самостоятельных, изолированных потоков • использования автономной технологической системы обработки и хранения конфиденциальных документов, не соприкасающейся с системой обработки открытых документов; • регламентации движения документов как внутри фирмы, • организации самостоятельного подразделения конфиденциальной документации или аналогичного подразделения, входящего (или не входящего) в состав службы безопасности или аналитической службы; • перемещения документов между руководителями, исполнителями и иным персоналом только через службу КД. Любому движению (перемещению, передаче) документа должны обязательно предшествовать операции по проверке комплектности, целостности и учету нового местонахождения документа. Вместе с тем дополнительные операции (защитные меры) не должны повышать трудоемкость работы с документами и увеличивать сроки их движения и исполнения. Совокупность технологических стадий (функциональных элементов), сопровождающих потоки конфиденциальных документов, несколько отличается от аналогичной совокупности, свойственной потокам открытых документов. Так, входной документопоток включает в себя следующие стадии обработки конфиденциальных документов: • прием, учет и первичная обработка поступивших пакетов, • учет поступивших документов и формирование справочно- • предварительное рассмотрение и распределение поступивших документов; • рассмотрение документов руководителями и передача документов на исполнение и технологические участки службы КД; • ознакомление с документами исполнителей, использование или исполнение документов. Выходной и внутренний документопотоки включают в себя следующие стадии обработки конфиденциальных документов: • исполнение документов (этапы; определение уровня грифа • контроль исполнения документов; • обработка изданных документов (экспедиционная обработка • систематизация исполненных документов в соответствии с номенклатурой дел, оформление, формирование и закрытие дел; • подготовка и передача дел в ведомственный архив (архив фирмы). В состав всех документопотоков включается также ряд дополнительных стадий обработки конфиденциальных документов: • инвентарный учет документов, дел и носителей информации, не включаемых в номенклатуру дел; • проверка наличия документов, дел и носителей информации; • копирование и тиражирование документов; •уничтожение документов, дел и носителей информации. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|