Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Учебное пособие для студентов и 1 страница




МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ УКРАИНЫ

ЗАПОРОЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Методические разработки

Практических занятий

По пропедевтике внутренних болезней

(часть 1 – диагностика)

 

 

Учебное пособие для студентов и

преподавателей медицинских вузов

 

 

(2-е издание)

Под редакцией академика НАН и АМН Украины профессора А.Д. Визира

 

 

Запорожье-2003

УДК 616.1/.4-07

Авторы: академик НАН и АМН Украины, профессор А.Д. Визир,

доценты З.Е. Григорьева, А.И. Олейник,

ассистенты к.м.н. Н.Ф. Авраменко, М.П. Герасько, Т.В. Кравченко,

С.В. Поливода, С.Г. Потемкина,

ассистенты Л.И. Аблицова, И.В. Колбина.

 

 

«Методические разработки практических занятий по пропедевтике внутренних болезней»: Учебное пособие для студентов и преподавателей медицинских вузов (ЗГМУ).

Запорожье, 2002 г.

 

В учебном пособии представлены материалы по разделу «Диагностика» пропедевтики внутренних болезней. Последовательно изложены данные по методам исследования больного (расспросу, осмотру, пальпации, перкуссии, аускультации). Обращено внимание на значимость основного медицинского документа – истории болезни, правилам заполнения ее. Хронологическая карта занятия позволяет преподавателю эффективно использовать учебное время. По каждой теме занятия перечислены основные вопросы, ответы на которые изложены в содержании занятия. Указана основная и дополнительная литература для подготовки к каждому занятию. Подробно изложены также данные ЭКГ и ФКГ в объеме программы по пропедевтике внутренних болезней.

 

Рассчитано на студентов и преподавателей медицинских вузов.

 

Рецензент: зав. кафедрой факультетской терапии профессор В.Д.Сыволап

 

Рекомендовано методическим кабинетом Запорожского медицинского университета как учебно-методическое пособие для студентов и преподавателей медицинского факультета.


 

ВВЕДЕНИЕ

Основными задачами пропедевтики внутренних болезней является обучение методам исследования больного, знакомство с симптомами и отде­льными синдромами поражения внутренних органов. В клинике про­педевтики внутренних болезней студенты изучают методы исследо­вания (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация), овладевают анамнестическим методом, совершенствуются в приемах лабораторного исследования, которым их обучили на кафедрах физиологии, биохи­мии, патологической физиологии. Студенты обучаются методологии диагноза – от симптома к синдрому, от синдрома к клиническому диагнозу. Центральное место в преподавании занимает самостояте­льная работа студентов у постели больного под контролем препода­вателя, необходимая для приобретения практических навыков обс­ледования больного, развития клинического мышления.

Для унификации преподавания на кафедре пропедевтики внут­ренних болезней, контроля подготовки студентов, управления са­мостоятельной работой студентов у постели больного и в лабора­тории, приобретения навыков клинического мышления и совершен­ствования его составлены настоящие методические разработки к пра­ктических занятий, включающие следующие вопросы:

 

1) тема занятия;

2) цель учебной работы;

3) вопросы для подготовки к занятию;

4) содержание основных понятий по данной теме;

5) оснащение, демонстрационные средства;

6) план самостоятельной работы;

7) контрольные задания;

8) литература.

 

Хронологическая карта занятия должна предусматривать: оп­рос студентов в течение 15-20 мин., самостоятельную работу у постели больного (или в лаборатории соответственно теме заня­тия) под наблюдением и контролем преподавателя (65-70 мин.), подведение итогов занятия и задание на дом - 5 мин. При проведе­нии занятий особое внимание обращается на необходимость систе­матических упражнений в анализе полученных данных, суммации обнаруженных патологических изменений в синдромы и предварительный диагноз. При знакомстве с основными заболеваниями внутрен­них органов в разделе частной патологии обращается внимание на клинику неотложных состояний и терапевтическую тактику при них. На практических занятиях студенты должны получить также представления о принципах организации первичной и вторичной профилактики заболеваний внутренних органов.


 

ЗАНЯТИЕ 1

Тема: Знакомство с устройством больницы, основной медицинской документацией. История болезни, ее разделы и правила составления.

Учебное время: 2 часа.

Цель занятия: знать о пропедевтике внутренних болезней как науке и ее задачах; о роли отечественных ученых в развитии терапии, правилах составления историй болезни, медицинской этике и деонтоло­гии; быть ознакомленным: с системой оказания терапевтической помо­щи населению, с устройством стационара и лечебно-диагностических кабинетов, основной медицинской документацией.

Вопросы для теоретической подготовки:

Пропедевтика внутренних болезней и ее раздели. Роль отечественных ученых в развитии диагностики и общей терапии внутрен­них болезней, Устройство терапевтического стационара. Основная медицинская документация. Основные принципы врачебной деонто­логии и врачебной этики. Исходный уровень знаний по нормальной физиологии и нормальной анатомии по системе кровообращения. Знание латинской терминологии.

Содержание:

Диагностика как научная дисциплина состоит из трех основных разделов:

1. Разработки и изучения методов наблюдения и исследова­ния больного - врачебной диагностической техники;

2. Изучения диагностического значения симптомов болезней - семиотики;

3. Изуче­ния особенностей мышления при распознавании заболевания - метода диагноза.

Цели и задачи пропедевтики внутренних болезней:

- обучение диагностическим методам исследования:

а) основным - расспросу, осмотру больного, ощупыванию, выстукиванию, выслушиванию;

б) дополнительным (лабораторно-инструментальным)

- изучение симптомов и синдромов поражения внутренних органов, выявляемых с помощью врачебных методов исследования;

- изучение классических форм наиболее часто встречающихся заболеваний внутренних органов.

В соответствии с методами, посредствам которых врач выявляет те или иные симптомы, их разделяют на субъективные и объективные. Субъективные симптомы - это признаки заболевания, о которых врач узнает из расспроса больного. Объективные симптомы обнаруживаются в результате применения объективных методов исследования- как физикальных (осмотр, ощупывание, выстукивание, выслушивание), так и инструментальных лабораторных. Сочетание патогенетически связанных между собой симптомов носит название синдрома.

Значительный вклад в развитие диагностики и общей терапии внутренних болезней внесли отечественные клиницисты.

Мудров М.Я. (1776-1831) - создатель русской терапевтической школы. Основал анамнестический метод, разработал схему истории болез­ни. Является основоположником профилактического направления медицины.

Захарьин Г.А. (1829-1897) - разработал схему анамнеза и довел этот метод до высоты искусства. Был одним из создателей гигиеничес­кого направления в терапии.

Боткин С.П. (1832-1889) - создал физиологическое направление в медицине, является основоположником военно-полевой медицины. Дал описание брюшнотифозной лихорадки, указал на инфекционную этиология желтухи, установил различие между гипертрофией и дилятацией сердца, описал точку выслушивания диастолического шума при недостаточности клапана аорты.

А.А.Остроумов (1844-1906) - придавал большое значение изучению наследственных нарушений и влияний на больного окружающей среды.

В.П.Образцов (1849-1920) - является основоположником украин­ской школы терапевтов. Он создал и обосновал метод топографической пальпации органов брюшной полости. Предложил оригинальный метод пальце-пальцевой перкуссии в виде щелчка. Ему принадлежат работы по изучению природы ритма галопа и нормального третьего тона сердца. Совместно со своим учеником Н.Д.Стражеско впервые в мире доказал возможность прижизненного диагноза тромбоза коронарных артерий - инфаркта миокарда и описал его клинику.

Н.Д.Стражеско (1876-1952) - представитель Киевской школы, выдающийся клиницист, проводивший клинико-физиологическое направле­ние в медицине. Он продолжал разработку методов глубокой пальпации органов брюшной полости.

Совместно с В.Х.Василенко (1897-1987) им разработано учение о сердечной недостаточности и создана ее классификация. Н.Д.Стражеско описал различные симптомы при заболеваниях сердечно-сосудистой сис­темы, в том числе "пушечный тон" при полной сердечной блокаде, обос­новал теорию ревматизма, как инфекционно-аллергического заболевания стрептококковой этиологии и выявил особенности взаимосвязи ревма­тизма, сепсиса и затяжного септического эндокардита. Создал институт клинической медицины, ныне – Украинский институт кардиологии им. Н.Д.Стражеско.

М.П.Кончаловский (1875-1942) много сделал в развитии методики диагноза, установив четыре его слагаемых. Клинический диагноз должен отражать этиологию, патогенез заболевания, морфологию (анатомическая часть диагноза) и функцию пораженного органа. М.П.Кончаловский создал новую инфекционно-аллергическую теорию ревматизма, описал его клинические формы и особенности течения. Разработал показания и противопоказания к переливанию крови. Им была описана клиника хлороза, тромбопении, развито учение о гемопоэтической функции желудка.

Г.Ф. Ланг (1875-1948) внес огромный вклад в развитие внутренней медицины: впервые -выделил гипертоническую болезнь в самостоя­тельное заболевание, ввел понятие о дистрофии миокарда, разработал классификацию болезней системы кровообращения.

А.Л.Мясников (1899-1965) - выдающийся терапевт, труды которого посвящены важнейшим проблемам внутренней медицины – заболеваниям печени, гипертонической болезни и атеросклерозу. За выдающиеся заслуги в этой области А.Л.Мясников был удостоен международной премии "Золотой стетоскоп". Им был написан один из самых лучших. учебников по пропедевтике внутренних болезней. Создал институт терапии АМН.

В.Х.Василенко (1897-1987.) – крупнейший отечественный терапевт, ученый, педагог. Внес существенный вклад в понимание – патогенеза нарушений обмена веществ при хронической недостаточности, кровообра­щения. Интенсивно разрабатывал важнейшие проблемы гастроэнтерологии. Автор учебника по пропедевтике внутренних болезней.

Медицинская помощь населению предусматривает оказание квалифицированной помощи в учреждениях здравоохранения всех уровней, Для госпитализации больные поступают в приемное отделение, где оформляют историю болезни, являющуюся основным первичным медицинским документом. История болезни – запись медицинских наблюдений за состоянием больного в течение всего времени его лечения.

Разделы историй болезни:

Паспортная часть. Жалобы и опрос по системам. Анамнез болезни. Анамнез жизни. Объективное состояние больного. Предварительный диагноз. Данные дополнительных исследований. Клинический диагноз. План лечения. Дневники наблюдения. Эпикриз.

Правила ведения истории болезни: история болезни должна заполняться аккуратно, грамотно и отражать не только состояние нездоровья пациента, но и квалификацию врача, его диагностические поиски, эффективность проводимой терапии и обоснованность лабора­торных и инструментальных методов исследования, а дневники - динамику симптомов заболевания. Заполняя историю болезни, врач должен всегда помнить, что история болезни это не только медицинский документ, но и научный, позволяющий определять особенности течения заболевания в зависимости от возраста пациента, его профессии, бытовых условий и т. д., а также история болезни является юридическим документом, который врач пишет на себя и это может быть как оправдательный, так и обвинительный документ.

Медицинская или врачебная деонтология представляет собой науку о профессиональном долге медицинских работников. Основными, вопросами деонтологии являются: взаимоотношения врача и больного, ятрогений, или болезни, связанные с врачеванием, этика ведения тяжелых и безнадежных больных, самосовершенствование и коллегиальность врачей. Успех лечения в значительной мере определяется авторитетом врача. Хороший врач должен знать все новейшие достижения медицины, постоянно читать но­вые книги и медицинские журналы по своей и смежным специальностям, посещать заседания медицинских обществ, конференции.

Авторитет врача в значительной степени основывается на его отношении к больному, чуткости, участии. Это относится и к поведению студентов во время курирования больных.

В разговоре с больными и коллегами врач и студент должен избегать применения непонятных для больного слов и медицинских терминов, которые могут быть превратно им истолкованы.

Начиная работу в клинике, студенты должны помнить, что первое впечатление на больного производит внешний вид врача. Любая неопрятность в одежде, не­достаточно чистый халат, плохо вымытые руки врача оставляют у больного не­приятный осадок в известной степени снижает его авторитет.

План работы:

Преподаватель информирует студентов о задачах обучения на кафедре пропедевтики внутренних болезней, знакомит с традициями кафедры, правилами поведения в клинике, основными принципами деонтологии. Затем студенты знакомятся с организацией работы в терапевтическом стационаре, устройством лечебно-диагностических кабинетов, сестринских постов, с обязанностями врача, сестры, санитарки, с основной медицинской документацией.

Оснащение, средства наглядности:

 

Образцы медицинской документации: история болезни, медицинская карта амбулаторного больного и пр.

 

Литература

Основная:

Гребенев А.Л. Пропедевтика внутренних болезней. Москва, Медицина, 1995

Лекция по теме занятия.

 

Дополнительная:

Пропедевтика внутренних болезней/под ред. В.Х.Василенко/ Москва, Медицина, 1989

Шелагуров Н.А. Пропедевтика внутренних болезней. Москва. Медицина. 1975

 

 

ЗАНЯТИЕ 2

Тема: Анамнез. Жалобы и опрос по системам.

Учебное время: 2 часа.

Цель занятия: знать историю болезни и ее разделы, жалобы и опрос по системам; уметь: собирать анамнез (паспортная чаешь, жалобы и опрос по системам); проводить предварительный анализ связанных анамнестических данных и определять, к поражению какой системы органов относятся полученные жалобы; быть ознакомленным: с правилами сбора анамнеза, навыками деонтологии и медицинской этики.

 

Вопросы для теоретической подготовки:

История болезни, ее значение, разделы истории болезни. Жалобы больного: главные (основные) и дополнительные. Характе­ристика и детализация наиболее часто встречающихся жалоб. Оп­рос по системам: порядок опроса, основные жалобы по общему сос­тоянию больного, по органам дыхания, по сер­дечно-сосудистой системе, по пищеварительной системе, мочеполовой и нервной системе, органам чувств.

 

Содержание:

История болезни - это важнейший медицинский документ, состав­ляемый на каждого больного, находящегося на обследовании или ле­чении в стационаре. Её прямое назначение - фиксировать все данные о развитии болезни, бытовых, социальных и других факторах риска, клинических проявлениях болезни, лечении, течении заболевания, реабилитацион­ных мероприятиях, поддерживающем и профилактическом лечении. Кро­ме того, история болезни является важным юридическим и научным документом. Разработкой и внедрением в отечественную медицину ис­тории болезни мы обязаны М.Я. Мудрову. История болезни состоит из следующих разделов:

I. Общие сведения о больном (паспортная часть). Необходимо узнать фамилию, имя, отчество больного; возраст (су­ществуют заболевания, связанные с определенным возрастом челове­ка, например, атеросклероз, ишемическая болезнь сердца чаще встре­чается у пожилых людей; первичный ревматизм, пороки сердца - у лиц молодого и среднего возраста). Пол не менее важен для диаг­ностики: мужчины чаще страдают язвенной болезнью, женщины - за­болеваниями желчевыделительной системы. Профессия больного игра­ет -известную роль в развитии ряда профессиональных заболеваний (силикоз, вибрационная болезнь). Она может также влиять на характер течения уже возникших заболеваний.

II. Жалобы.

Ш. Опрос по cиcтемам.

IV. Анамнез болезни.

V. Анамнез жизни.

VI. Объективное обследование больного.

VII. Предположите­льный диагноз.

VIII. Данные дополнительных исследований.

IX. Клинический диагноз.

X. Лечение.

XI. Дневник наблюдений.

ХП. Эпикриз.

 

Собирание анамнеза начинается с расспроса о жалобах больно­го на момент поступления в стационар. Среди жалоб можно выделить главные (основные) и дополнительные. Главные жалобы те, которые заставили больного обратиться к врачу, и они, как правило, являются основными симптомами болезни. Дополнительные - жалобы, о кото­рых больной мог забыть или не обратить внимания и они выявляются при опросе по системам. При оценке жалоб можно различить такие, которые связаны непосредственно с морфологическими изменениями органов и тканей (опухоли, увеличение живота, отек, деформация сустава) или с нарушением различных функций организма (одышка, сердцебиение, тошнота, головокружение), а также неприятными ощущениями среди которых боли - наиболее часто встречающаяся жалоба). Если больной жалуется на боль, необходимо уточнить ее локализа­цию, характер, иррадиацию, продолжительность, причины появления, чем купируется, какими другими неприятными ощущениями сопровожда­ется.

Опрос по системам проводится в строгой последовательности согласно схеме истории болезни: выясняют жалобы по общему сос­тоянию больного, далее - по органам дыхания, сердечно-сосудистой, пищеварительной, мочеполовой, нервней системам и органам чувств.

План самостоятельной работы:

Самостоятельно собрать паспортные данные и жалобы у курируемого больного. Провести детализацию жалоб. Провести опрос по системам. При собирании жалоб необходимо помнить о соблюдении правил врачебной этики и деонтологии. Полученные данные предоставить преподавателю в письменном виде. Пример записи полученных результатов: см. схему истории болезни для студентов.

Контрольные задания:

1. К поражению какой системы организма можно отнести заболевание, сопровождающееся выраженной бледностью кожных покровов, отечностью лица (особенно области век) преимущественно по утрам, макрогематурией, олигурией?

2. К поражению какой системы организма относятся жалобы больного на инспираторную одышку, вынужденное положение (ортопное), кашель с кровянистой мокротой, боли и тяжесть в правом подреберье, отеки голеней?

3. Больной жалуется на металлический вкус во рту, отрыжку, тяжесть в эпигастральной области после еды, склонность к поносам. О каком заболевании должен думать врач?

Литература

Основная:

Гребенев А.Л. Пропедевтика внутренних болезней. Москва, Медицина, 1995. Схема истории болезни для студентов.

Лекция по теме занятия.

Дополнительная:

Пропедевтика внутренних болезней /под ред. З.Х. Василенко/ Москва, Медицина, 1989.

Руководство к практическим занятиям по пропедевтике внутренних болезней.

Минеи, 1986.

Шелагуров А.А. Пропедевтика внутренних болезней. Москва, Медицина, 1975. Шкляр Б.С. Диагностика внутренних болезней. Киев, "Вища школа", 1972.

 

ЗАНЯТИЕ 3.

Тема: Анамнез болезни и жизни.

Учебное время: 2 часа.

Цель занятия: знать: схему сбора анамнеза болезни и жиз­ни; уметь: собирать анамнез болезни и жизни и построить предполо­жение о поражении системы органов на основании полученных данных; быть ознакомленным: с методикой собирания анамнеза болезни и жизни.

 

План организационная структура занятия:

Контроль исходного уровня знаний - 10 мин.

Демонстрация преподавателем на больном методики сбора анамнеза болезни и жизни - 15 мин.

Самостоятельная работа студентов по сбору анамнестиче­ских данных и их разбор - 60 мин.

Подведение итогов, задание на дом - 5 мин.

 

Вопросы для теоретической подготовки:

Анамнез болезни его значение в диагностике. Значение анамнеза жизни. Роль сведений, касающихся детского возраста. Роль сведений о трудовой деятельности. Влияние профессиональных вредностей и специфических условий работы. Влияние условий бы­та на состояние больного (жилище, питание, одежда). Значение сведений о перенесенных в прошлом заболеваниях. Влияние вредных привычек на течение заболевания. Значение семейного анамнеза.

 

Содержание:

Анамнез болезни (anamnesis morbi) должен отражать разви­тие заболевания от его начала до настоящего момента. Необходимо выяснить время появления первых симптомов заболевания и детально их описать. Охарактеризовать начало болезни (острое, постепенное). С чем связано, по мнению больного, данное заболевание. Выяснить время первого обращения к врачу, назначалось ли лечение (амбула­торное, стационарное), какое и его результаты. Подробно выяс­нить течение заболевания: наблюдалось ли улучшение или ухудшение состояния за время болезни. Появились ли новые симптомы (какие, время их появления). Предполагаемая причина последнего ухудшения состояния здоровья, что явилось причиной госпитализации.

Важное значение придается истории жизни (anamnesis vitae) больного, поскольку она дает возможность выявить ряд индивидуа­льных особенностей больного (как приобретенных, так и наследст­венных), условия быта и его труда, перенесенные заболевания и т.д. Собирая сведения, касающиеся детского возраста, обращают вни­мание на место рождения больного, ибо известно, что некоторые болезни (например эндемический зоб, малярия) больше распростране­ны в одних местностях и редко встречаются в других; кроме того, климат местности иногда оказывает влияние на состояние здоровья и изменяет восприимчивость к некоторым болезням. Далее выясняют возраст родителей больного при его рождении, каким по счету ре­бенком был в семье, как развивался в детстве, не отставал ли в физической или умственном развитии от сверстников, как учился. Эти сведения позволяют оценить состояние здоровья больного при рождении в детском возрасте.

Большое значение имеет расспрос больного о его трудовой деятельности - трудовой анамнез. Выяснение наличия даже в прош­лом профессиональных вредностей может способствовать правильному распознаванию заболевания. Обстановка и характер работы могут быть прямой причиной некоторых заболеваний, а также влияют на восприимчивость к самым разнообразным болезням, предрасполагая к ним, и накладывал отпечаток на их течение.

Большое значение для состояния здоровья имеют жилищно-бытовые условия в различные периоды жизни больного (отдельная квар­тира или общежитие, комната в полуподвале и прочие санитарные условия). Нужно установить семейное положение больного, сколько человек живет вместе с ним, состояние их здоровья; какова материальная обеспеченность семьи. Нужно выяснить режим питания больного, сбалансирован ли его пищевой рацион по основным питательным ве­ществам - белкам, жирам, углеводам, витаминам.

Необходимо также установить, какие болезни перенес больной. Нередко заболевание, по поводу которого обратился больной к врачу, может быть следствием или осложнением ранее перенесенной болезни. Некоторые инфекционные заболевания (корь, скарлатина), сопровождаются выработкой стойкого иммунитета к данной инфекции; после других инфекционных заболеваний (рожа, ревматизм) остается склонность к их повторению.

Выявляют также вредные привычки: курение (с каких лет на­чал курить, сколько сигарет в день); употребление спиртных на­питков (частота и количество), наркотиков.

Наследственная предрасположенность играет в ряде случаев немаловажную роль в диагностике заболеваний. Поэтому необходимо выяснить состояние здоровья родителей и ближайших родственников. Такие заболевания, как, например, гемофилия, гемолитическая ане­мия, сахарный диабет, психические заболевания могут передаваться по наследству. Необходимо также принимать во внимание возможность семейных заболеваний, зависящих от условий быта, питания, образа жизни (склонность к ожирению, подагре, туберкулезу).

 

План самостоятельной работы:

Самостоятельно собрать жалобы и анамнез у курируемого больного. При собирании анамнеза необходимо помнить о таких правилах деон­тологии, как уважительное обращение к больному по имени и отчеству, умении внимательно выслушать рассказ больного, необходимо, про­щаясь, пожелать доброго здоровья.

В беседе с больными, необходимо соблюдать «стерильность слова», учитывать психику больного, особенно впервые заболевшего, который обеспокоен исходом заболевания. Полученные данные представить преподавателю в письменном виде.

Пример записи полученных результатов: см. схему истории болезни.

Контрольные задания:

1. Если больной выписался из стационара с улучшением, то о чем нуж­но спросить его, собирая анамнез болезни?

2. Больной отмечает появление высыпаний на коже и зуд после при­ема медикаментов. Чем нужно поинтересоваться у данного больного?

3. При собирании анамнеза жизни выяснилось, что больного еще в детстве беспокоила одышка, из-за которой он не мог играть со сверстниками и был вынужден часто отдыхать во время игры. О поражении какой системы организма можно думать?

 

Литература

Основная:

Гребенев А.Л. Пропедевтика внутренних болезней. Москва, Медицина, 1995. Схема истории болезни для студентов.

Лекция по теме занятия.

Дополнительная:

Пропедевтика внутренних болезней (под ред. В.Х.Василенко) Москва, Медицина, 1989.

Руководство к практическим занятиям по пропедевтике внутренних болезней.

Минск, 1986.

Шелагуров А.А. Пропедевтика внутренних болезней. Москва, Медицина, 1975. Шкляр Б.С. Диагностика внутренних болезней. -Киев, "Вища школа", 1972.

 

ЗАНЯТИЕ 4.

Тема: Собирание анамнеза у постели больного.

Учебное время: 2 часа.

Цель занятия: знать: схему собирания анамнеза; правила деон­тологии и медицинской этики; уметь: правильно собирать анамнез и составить фрагмент истории болезни.

 

План самостоятельной работы:

Используя ранее приобретенные навыки по собиранию анамнеза, са­мостоятельно выяснить у курируемого больного паспортные данные, жа­лобы, провести опрос по системам, собрать анамнез болезни и жизни. Используя полученные анамнестические данные и схему истории болезни, оформить в письменном виде анамнез курируемого больного. Примеры записи полученных результатов: см. схему истории болезни для студен­тов.

 

Вопросы для теоретической подготовки:

Вопросы к занятиям №2, №3.

 

Тесты и ситуационные задачи для вживления конечного уровня знаний (прилагаются).

 

Вопросы для самостоятельной работы:

оформление анамнеза курируемого больного в виде фрагмента истории болезни.

 

Литература:

Смотри занятия №2, №3.

 

ЗАНЯТИЕ 5.

Тема: Внешний осмотр больного.

Учебное время: 2 часа.

Цель занятия: знать: последовательность и методику проведения внешнего осмотра больного; уметь: распознавать внешние характерные признаки заболеваний; быть ознакомленным: со значи­мостью внешнего осмотра в диагностике заболеваний.

 

Вопросы для теоретической подготовки:

Правила и техника осмотра больного, план осмотра. Общий осмотр больного: общее состояние больного, положение (активное, пассивное, вынужденное), состояние сознания (ясное, помраченное, утраченное), виды коматозных состояний. Общий вид больного. Осмотр частей тела (лица, глаз). Синдром Горнера. Рост, вес, телосложение, конституциональный тип. Кожа и видимые слизистые. Состояние придатков кожи. Отеки, локализация, свойства. Лим­фатические узлы, свойства в норме и патологии. Мышечная и кост­ная системы, суставы. Типы лихорадок.

 

Внешний осмотр больного.

Общий осмотр больного как диагностический метод сохранил свое значение для врача любой специальности, несмотря на все увеличивающееся количество лабораторных и инструментальных мето­дов исследования. С помощью осмотра можно не только составить общее представление о состоянии организма больного в целом, но и поставить правильный диагноз "с первого взгляда" (акромегалия, тиреотоксический зоб и др.). Патологические признаки, обнаружен­ные при осмотре пациента, оказывают существенную помощь в соби­рании анамнеза и проведении дальнейшего исследования.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных