ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Особенности правил искусственного вскармливания и его расчета. 1. Приготовленную свежую искусственную смесь ребенок получает из бутылочки с соской1. Приготовленную свежую искусственную смесь ребенок получает из бутылочки с соской. Держать бутылочку при кормлении нужно под наклоном так, чтобы воздух не поступал в ротовую полость (значительное глотание воздуха приводит к срыгиванию — вспомните об аэрофагии и рвоте). 2. Для постепенного поступления пищи отверстие в соске должно быть таким, чтобы молочная смесь из бутылочки не текла струей, а выходила каплями (для этого в продаже имеются соски с соответствующими отверстиями согласно месяцу жизни ребенка). Внимание! В настоящее время педиатры многих стран это правило кормления ребенка из бутылочки считают неверным. Основная причина: даже если у матери есть еще хотя бы незначительное количество молока (меньше 1/5необходимого объема — вскармливание искусственное), его, учитывая преимущества молока, ребенок обязательно должен высосать. А после легкого поступления смеси в большом количестве из бутылочки приведет к тому, что «трудиться» возле материнской груди дитя откажется. И, таким образом, откажется от необходимого материнского молока. Кроме того, в последнее время установлено, что даже незначительное кормление грудью может стимулировать лактацию и в дальнейшем увеличить количество молока. На основании этого более рационально кормить малыша не из бутылочки, а с маленькой ложечки. 3. Смесь должна быть стерильной и подогретой до 37-38°С. 4. В случае необходимости приготовленную смесь можно сохранять при комнатной температуре не более 2 часов, а в холодильнике — до 24 часов. 5. Суточный объем пищи при искусственном вскармливании отвечает возрастному объему при естественном вскармливании. 6. Если придерживаться регулярности, то суточное количество кормлений до введения прикорма на одно меньше, чем при естественном вскармливании, те. 6 раз в сутки с первого месяца жизни. В неонатальном периоде, особенно недоношенных, ослабленных детей, можно кормить 7-8 раз в сутки. Наиболее оптимальным является свободный режим. После введения прикорма режим кормлений одинаков при всех видах вскармливания — 5 раз в сутки. 7. Правила дачи пищевых добавок аналогичны естественному вскармливанию. 8. Прикормы вводятся на 4 недели раньше, чем при естественном вскармливании, т.е. I прикорм — в 3,5-4 месяца и тд. Остальные правила дачи 1-Ш прикормов прежние. 9. Ребенок, который находится на искусственном вскармливании, должен получать белка больше, чем при естественном (внимательно рассмотрите табл. 27). Кроме того, количественная необходимость белка у такого малыша зависит еще от вида получаемых искусственных смесей, так как интенсивность всасывания белков неадаптированных смесей меньше, чем адаптированных. Поэтому при приеме неадаптированных смесей потребность в белках еще выше (например: ребенок 2 мес. получает «Детолакт» — потребность в белках 3 г/кг м.т.; малыш 2 мес. получает В-смесь — 4 г/кг м.т.). 10. Необходимое количество жиров н углеводов одинаково при всех видах вскармливания (табл. 27). 11. Энергетическая потребность в килокалориях не зависит от вида вскармливания (табл. 26). 12. В случае необходимости перевода ребенка с естественного вскармливания на искусственное необходимо при каждом кормлении вначале дать искусственную смесь, после чего докормить грудью. Объем смеси постепенно увеличивается до полной замены. Примеры решения задач Задача 1 Ребенку 4,5 месяца, масса тела при рождении 4000 г. В связи с заболеванием матери в 4 месяца ребенок переведен на искусственное вскармливание. Составьте диету на один день. Решение задачи Долженствующая масса тела = 4000 + 600 + 800x2 + 750 + 350 = 7300г. Суточный объем пищи = 7300: 7 = 1043 = 1000мл. Объем пищи на одно кормление 1000:5 = 200мл. Потребности ребенка: белки — 3,5 х 7,3 = 25,5 г, жиры —6x7,3 = 43,8 г, углеводы — 13 х 7,3 = 94,9 г. Расчет вскармливания
Лист питания
Задача 2 Масса тела ребенка при рождении 3000 г. В настоящее время ему 3 мес. Мама выходит на работу, будет отсутствовать с 9.00 до 18.00. Грудные железы заполняются молоком только к утру, количества молока в обеих железах достаточно на одно утреннее кормление. Составьте диету на один день. Решение задачи По двум причинам (отсутствие матери в течение всего дня, значительное торможение лактации — молока достаточно только на одно кормление, что меньше 20% от суточного объема) ребенок может быть только на искусственном вскармливании. Долженствующая масса тела = 3000 + 600 + 800 х2 = 5200 г. Суточный объем пищи = 5200: 6 = 866 = 870мл, на одно кормление = 870:6 = 145мл. Потребности ребенка: белки — 3 х 5,2 = 15,6г (Будьте внимательны!Рассчитывая потребности в белках при искусственном и смешанном вскармливании, необходимо учесть какую смесь — адаптированную или неадаптированную — будет принимать малыш. В данном случае — см. ниже — он получает адаптированную смесь «Детолакт»), жиры —6x5,2 = 31,2 г, углеводы — 12 х 5,2 = 62,4 г. Расчет вскармливания
СМЕШАННОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ Смешанным называется вскармливание, когда ребенок на первом полугодии жизни в течение суток получает материнское молоко и искусственную смесь. Возможные соотношения между объемом указанных питательных продуктов: 2:1,1:1 и 1:2. Если материнское молоко составляет больше половины общего объема (2:1), то такой вариант смешанного вскармливания приближается к естественному. Если в суточном объеме преобладает приготовленная смесь (1:2), такое вскармливание ближе к искусственному. Получение искусственной смеси при смешанном вскармливании называется докорм. Причины и показания смешанного вскармливания: - гипогалактия; - социально-бытовые условия (мама выходит на работу, занимается в учебном заведении и т.п.); - компенсированные заболевания матери (сердечно-сосудистой, почечной и других систем); - неполноценное материнское молоко (недостаточное количество ингредиентов), когда у ребенка постепенно при естественном вскармливании развиваются гипотрофия и анемия тяжелой степени. Существует 2 методики смешанного вскармливания (в зависимости от его причины): 1. При гипогалактии и неполноценности грудного молока (в последнем случае часть его необходимо заменить более калорийным продуктом) при каждом кормлении после грудного молока ребенок получает искусственную смесь. Почему вначале малыша нужно приложить к груди? Потому что: именно тогда у ребенка наиболее выражено чувство аппетита, и он активно будет сосать грудь, пока не высосет все молоко. Если же сначала дать ребенку искусственную смесь, то мы, во-первых, не знаем, какое количество ее дать, а во-вторых, после удовлетворения аппетита малыш не захочет сосать грудь. Таким образом, для максимального его сосания мать всегда должна вначале приложить ребенка к груди, а потом докормить заранее приготовленной искусственной смесью. Эта методика смешанного вскармливания является более оптимальной. 2. В случае социально-бытовых условий при лечении некоторых заболеваний матери ребенок в течение дня 2-4 раза получает искусственную смесь, а остальные кормления — грудное молоко. От."мчга правил c veui?.'.'njr.»;хк а:"'.:иы1ния v. eiv шсчстз 1. Как уже было рассмотрено, более рационально докорм тоже давать чайной ложечкой н после кормления, так как ребенок, привыкая получать смесь из бутылочки через соску без особых усилий, все чаще менее охотно будет сосать грудь, что будет способствовать усилению гипогалактии. Кроме того, малыш может вообще от груди отказаться. 2. Даже при очень небольшом количестве молока необходимо как можно дольше придерживаться смешанного вскармливания, не забывая о преимуществах трудного молока. 3. Остальные правила кормления (стерильность, температура смеси, ее хранение) аналогичны правилам искусственного вскармливания. 4. Частота кормлений до введения прикорма может быть уменьшена на 1 раз по сравнению с естественным вскармливанием, если по соотношению между объемом грудного и искусственного молока смешанное вскармливание приближается к искусственному. Однако по современным данным наиболее рациональным является свободный режим кормления. 5. Прикорм вводится на 2-4 недели раньше, чем при естественном вскармливании. 6. Для расчета потребностей в белках (табл. 27) учитываются: - возраст ребенка; - к какому виду вскармливания — искусственному или естественному — приближается питание малыша: • а) цифру можно взять меньшей величины (например: ребенку 5мес. — 3 г/кг м.т.), если количество грудного молока превышает половину суточного объема: • б) при расчете учитывается более высокая цифр а (например: ребенку 5мес. — 3,5г/кгм.т.), если в питании ребенка преобттягает искусственная смесь: - учитывается вид применяемых смесей — адаптированные или неадаптированные (например: ребенок 3 мес. получает «Виталакт» — 3 г/кг м.т., малыш Змее, получает В-смесь — 3,5г/кг м.т.). Примеры решения задач Задача 1 Ребенку 3 недели. Масса тела при рождении 3300 г, в настоящее время 3400 г. Мама обратилась к врачу в связи с частым беспокойством ребенка, просыпанием после кормления через 1-1,5 часа. Успокаивается, если пососет грудь. При осмотре кожа сухая. Оправляется 1-2 раза в сутки, кал плотный. Ваши рекомендации с упорядочением диеты на 1 день. Решение задачи Долженствующая масса тела = 3300 + 400 = 3700 г. Дефицит массы тела — 3700 — 3400 = 300 г = 8%. Необходимый суточный объем пищи = 3400:5 = 680мл, на одно кормление = 680: 7 =97мл = 100 мл. Потребности в ингредиентах: белки — 3x3,4= 10,2 г, жиры — 6,5х 3,4= 22,1 г, углеводы —14x3,4 = 47,6 г. При контрольном взвешивании у становлено, что за каждое кормление ребенок высасывает 30-40 мл молока. В течение суток он получает 35 х 7 = 245мл молока. При нажатии сосков после вскармливания из грудных желез выделяются единичные капли молока. Установлено, что в 100 мл материнского молока имеется 1,2 г белка, количество других ингредиентов соответствует нормативным данным. При сравнении необходимого объема пищи и получаемого молока видно, что у матери выражена гипогалактия. Кроме того, молоко по составу белка ниже нормы. Этим обоснована необходимость перевода ребенка на смешанное вскармливание. Расчет вскармливания На одно кормление у матери в среднем имеется 35 мл молока, а нужно 100 мл. В виде докорма попробуем воспользоваться искусственной смесью «Детолакт».
Лист питания 6.00 | 9.00 | 12.00 [ 15.00 | 18.00 | 21.00 | 24.00 _ Каждое кормление: грудное молоко — 35 мл, «Детолакт» — 65 мл _ Полученные данные удовлетворяют потребности ребенка. Рекомендации матери: 1) примерно 100 мл смеси «Детолакт» нужно готовить перед каждым кормлением; 2) при каждом кормлении ребенка вначале нужно приложить к груди и после ее опорожнения докормить смесью «Детолакт»; 3) через 2 недели прийти в поликлинику для контрольного осмотра. Задача 2 Ребенку 5 месяцев, получает материнское молоко 6 раз в сутки. Мама идет на занятия, будет отсутствовать с 9.00 до 15.00. Масса тела ребенка при рождении 3100 г, в настоящее время 6800г. Ваши рекомендации по вскармливанию с расчетом. Расчет вскармливания
Лист питания
Задача 3 Масса тела мальчика при рождении 3400г. В данное время ему 3,5 месяца, фактическая масса тела 5400г. При осмотре мама высказала волнения о беспокойстве ребенка, кратковременном сне, частом активном сосании груди (через 1,5-2 часа). При сборе анамнеза и наблюдении установлено: малыш находится на естественном вскармливании, при каждом кормлении высасывает по 150 мл, после чего в грудной железе остается 70-80мл молока. 1) Оцените физическое развитие ребенка. 2) Дайте оценку вскармливания с расчетом. Решение задачи Долженствующая масса тела= 3400 + 600 + 800 х2 + 375 = 5975г, дефицит массы тела =5975—5400 = 575 = 9,6%. При такой недостаче массы тела возникает мысль о развивающейся у малыша гипотрофии. Долженствующая масса тела = 3100 + 3650 = 6750г. Фактическая масса тела соответствует норме. Необходимый суточный объем пищи = 6800: 7 = 970мл, на одно кормление = 970:5 = 194 = 195мл. Потребности в ингредиентах: белки — 3 х 6,8 = 20,4 г, жиры —6x6,8 = 40,8 г, углеводы —14x6,8 = 95,2 г. Ребенку в 5 месяцев необходимо ввести прикорм, которым будет заменено одно кормление во время отсутствия матери, а на второе кормление — дать искусственную смесь. Необходимый суточный объем пищи = 5 400:6 = 900мл, на одно кормление = 900:6 = 150мл. Следовательно, ребенок принимает необходимое количество пищи. Почему же до гипотрофии остался один шаг? Может, в получаемом молоке не имеется полного состава ингредиентов? После лабораторного обследования установлено, что в 100 мл материнского молока имеется: белков — 0,7 г, жиров — 2,5 г, углеводов —6 г. Полученные данные указывают на низкую ценность молока, в связи с чем естественное вскармливание должно быть переведено на смешанное, часть грудного молока должна быть заменена на искусственную смесь. Кроме того, необходимо добавить сок, а с целью коррекции — творог и сливочное масло. Потребности ребенка: белки — 3x5,4 = 16,2 г, жиры —6x5,4 = 32,4 г, углеводы —12x5,4 = 64,8 г. Расчет вскармливания
Лист питания
Интересующимся студентам. Согласно данным ВОЗ, в настоящее время в медицинскую терминологию вводятся такие названия относительно естественного вскармливания по составу пищи и технике кормления (Ведения лак-таци та грудного вигодовування. ПосХбник для медичних пращвникХв системы охорони здоров'я Mamepi i дитини. Кшв, 2001. — 52 с); 1) «исключительно грудное вскармливание» — кормление только грудным молоком с момента рождения как непосредственно из груди, так и сцеженным молоком. Используются только лечебные дЪормы витаминов и минеральных солей (по показаниям); 2) «преимущественное грудное вскармливание» — то же самое, но возможно использование воды, фруктового сока, а также густого прикорма не более чем 30 мл в сутки (за счет овощного или фруктового пюре); 3) «дополненное» вскармливание — женское молоко плюс адаптированные молочные смеси более чем 100 мл регулярно или густые прикормы более 30 г регулярно, или параллельное их использование (соответствует смешанному вскармливанию или грудному с прикормом); 4) «вскармливание из бутылочки» — определяет только технику кормления из бутылочки через соску любой пищевой смесью или сцеженным грудным молоком; 5) искусственное вскармливание — питание из бутылочки заменителями женского молока, независимо от наличия или отсутствия прикорма. ОСОБЕННОСТИ ВСКАРМЛИВАНИЯ НЕДОНОШЕННЫХ ДЕТЕЙ Вскармливание недоношенных детей характеризуется значительными отличиями. Возникающие у неонатологов сложности связаны со слабой выраженностью или даже отсутствием безусловных рефлексов — глотательного и сосательного. Интенсивность нарушения нервно-психического развития новорожденного зависит от степени недоношенности. Материнское молоко является наиболее оптимальным продуктом для недоношенных детей. В случае агалактии или противопоказаний грудного молока применяются специальные адаптированные смеси («Nenatal», «PreNAN ДЛ ПНЖК», «Детолакт-пре» и др.). Правила первых кормлений ребенка (табл. 30) зависят от гестационного возраста. Таблица 30 Общие правила первых кормлений недоношенных детей в зависимости от гестационного возраста
* ребенок получает грудное молоко в том случае, если нет срыгиваний после приема 5% глюкозы В таблице 31 представлены потребности недоношенного ребенка в ингредиентах, а также показатели необходимых килокалорий для расчета суточного объема пищи (по Маслову). Таблица 31 Потребности недоношенного ребенка
АКТУАЛЬНЫЙ ВОПРОС Согласно рекомендации ВОЗ/ЮНИСЕФ с целью повышения частоты и продолжительности естественного вскармливания все медицинские учреждения, оказывающие родовспомогательные услуги и осуществляющие наблюдение за новорожденными, должны выполнять следующие 10 принципов успешного грудного вскармливания: 1) иметь зафиксированную в письменном виде политику в отношении практики грудного вскармливания и регулярно доводить ее до сведения всему медико-санитарному персоналу; 2) обучать весь медико-санитарный персонал необходимым навыкам для осуществления этой политики; 3) информировать всех беременных женщин о преимуществах и методах грудного вскармливания; 4) помогать матерям начинать грудное вскармливание на протяжении первых 30 минут после родов; 5) показывать матерям, как кормить грудью и как сохранить лактацию, даже если они должны быть отделены от своих детей; 6) не давать новорожденным никакой другой пищи или питья, кроме грудного молока, за исключением случаев медицинских показаний; 7) практиковать круглосуточное совместное размещение матери и новорожденного в одной палате; 8) поощрять грудное вскармливание по требованию ребенка; 9) не давать новорожденным, которые находятся на грудном вскармливании, никаких искусственных средств (имитирующих грудь или успокаивающих); 10) поощрять создание групп поддержки грудного вскармливания и направлять матерей в эти группы после выписки из больницы или клиники. ПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ПРЕДДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА После первого года жизни осуществляется постепенный переход от вскармливания ребенка к питанию — так называется кормление детей после грудного периода. Режим питания. До 1,5 лет большинство детей находятся на 5-разовом питании. После 1,5 лет ребенок переходит на 4-разовое питание. Интервалы между приемами пищи становятся неодинаковыми, однако необходимо четко придерживаться часов кормления. Пример: завтрак — 8.00, обед — 13.00, полдник — 16.00, ужин — 19.00. Последний прием пиши должен быть за 1,5-2 часа до сна. Соблюдение режима питания способствует опорожнению (англ. evacuate) желудка, полноценному перевариванию пищи, что повышает аппетит и нормализует работу желез пищеварения. Немаловажным является продолжительность приема пищи: завтрак и ужин —15-20 минут, обед — 20-25 минут, полдник — 5 минут. Не рекомендуется давать детям в промежутках между временами питания сладкие продукты, так как это уменьшает аппетит и выработку соков пищеварения. Суточный объем пищи для детей 1-1,5 лет — 1100-1200 мл, а затем увеличивается до 1500-1600 мл. Кроме того, в течение дня отличается количество принятой пиши при разных приемах. Например, у ребенка 3 лет при завтраке она составляет приблизительно 400 мл, обеде — 550 мл, полднике — 200 мл, ужине — 350 мл. Одновременно отличается калорийность продуктов в разные часы приема: на завтрак и ужин приходится по 25% всей суточной калорийности пищи, на обед — 35% и на полдник—15%. Особенности состава пищевых продуктов у детей преддошкольного возраста: - в связи со значительной затратой энергии на фоне подвижной деятельности ребенка и усиленными метаболическими процессами, в организме потребность в основных пищевых веществах выше, чем у ребенка грудного возраста. Количество их в течение суток составляет: белков — 50 г, жира — 50 г и углеводов — 210 г. Таким образом, соотношение между основными пищевыми ингредиентами - 1:1:4; - калорийность пищи на протяжении суток — 1500 ккал; - для обеспечения пластической функции растущего организма и формирования центральной нервной системы 70% поступающего белка должно быть животного происхождения; полноценными белковыми продуктами являются мясо, печень (85 г/сутки), нежирная рыба (25 г/сутки), яйцо (1/2 на день), в которых, кроме того, имеются калий, натрий, магний, кальций, железо, витамины A, D, Е и группы В; - для обеспечения поступления с пищей необходимого для роста количества полиненасыщенных жирных кислот жиры растительного происхождения должны составлять 10% от общего их количества; сливочное масло и растительные жиры не должны подвергаться термической обработке; - молоко и кисломолочные смеси в этом возрасте остаются главными и составляют до 600 мл в сутки; необходимыми являются творог и сыр (50 г/сутки), с которыми поступают кальций, калий и фосфор; часто применяется сметана; - ежедневно ребенок должен получать богатый углеводами и растительными белками хлеб (60-90 г); - каждый день применяются разнообразные крупяные каши (рисовая, гречневая, овсяная, манная); в рацион входят макаронные изделия; - необходимым продуктом питания является сахар (50 г/сутки), однако для организма является вредным перекармливание углеводами; такая ошибка часто допускается родителями; - овощи и фрукты (до 350 г/сутки), ассортимент которых у детей значительно расширяется, имеют много преимуществ: повышают аппетит, улучшают всасывание белков, моторику кишечника, возбуждают секрецию желез, являются источником витаминов и минеральных веществ, обладают фитонцидными свойствами. Особенности мигот овления блюи и времени их приема. На 2 году жизни у детей происходят существенные изменения системы пищеварения: появляются коренные зубы, формируются слюнные железы, развивается жевательный аппарат, увеличивается объем желудка. Процесс жевания развивается постепенно, часто бывает сложным для ребенка второго года жизни, и малыш не может жевать твердую пищу. В связи с этим необходимо до 1,5 лет давать блюда в протертом виде, а затем постепенно вводить все более густую пищу. В раннем возрасте продолжается формирование печени и поджелудочной железы, их незрелость тоже требует щадящей пищи по составу и плотности. Необходимо правильно распределить вид пищи в течение дня. Блюда, бо- Т '№ fif"lvn" "if 'aTrPit) ЛТННЧИ ПВ1"Р'"ГПЯ"" \f m *vo пакт, и гото вой половине дня, так как они могут возбуждать нервную систему и нарушать сон. Белки и жиры будут плохо перевариваться в ночное время, так как для этого необходимо большое количество соков пищеварения, выделение которых ночью уменьшено. В вечернее время лучше применять каши, овощные и молочные блюда. Порции в горячем виде у детей должны быть во время каждого приема пищи, так как холодные блюда нарушают пищеварение. Свежие фрукты и овощи в этом возрасте ребенок может получать при любом кормлении. ДИЕТИЧЕСКИЕ СТОЛЫ Меню здорового ребенка при многих патологических состояниях неприемлемо. В связи с этим в зависимости от вида заболевания врачи-диетологи: - видоизменили количественный и качественный состав получаемых продуктов, приспособив их как к патологическому состоянию организма, так и к потребностям ребенка в пищевых ингредиентах; - специальными кулинарными обработками облегчили усвоение пиши; - разработали необходимый режим питания. При некоторых врожденных нарушениях обмена веществ — группа энзи-мопатий — диетические столы являются единственным методом лечения. Только специальное меню может предотвратить смерть или развитие глубокой умственной неполноценности и инвалидности ребенка. В других случаях лечебное питание является одним из основных методов лечения, без которых другие терапевтические средства малоэффективны. Например, при аллергических заболеваниях, особенно пищевого генеза, в составе меню значительно уменьшен объем или из него полностью исключен соответствующий ингредиент. При сахарном диабете количество углеводов значительно уменьшено, а при воспалении печени — увеличено. При ожирении калорийность принимаемой пищи снижена, при истощении — повышена. На первый взгляд лечебное питание при некоторых хронических заболеваниях почек, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, опорно-двигательного аппарата не является главным фактором в лечении болезни. Тем не менее специально разработанные диетические столы, постоянно действуя на обмен веществ, повышают эффективность других терапевтических мероприятий. При составлении диет приняты во внимание многие факторы: характер заболевания, особенности патогенеза и нарушения обмена, возраст ребенка. Форма и стадия болезни (острый период, ремиссия), применяемые лекарственные препараты, режим питания, продолжительность диеты, спосо-бы приготовления пиши и т.д. В зависимости от состава получаемого меню при разных заболеваниях диетологами разработаны специальные диетические столы (см. «Приложения №5»). СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ Кровообращение у плода и новорожденного Деление сердца плода на правую и левую половины начинается с конца 3-й недели гестационного возраста. В конце 4 недели формируется межжелудочковая перегородка. Вначале в ее верхнем отделе имеется межжелудочковое отверстие. Однако у плода оно быстро зарастает в виде перепончатой части. На 6 неделе гестационного возраста сердце у плода трехкамерное (соединены предсердия). Затем между предсердиями рядом с первичной перегородкой формируется вторичная перегородка. В обеих имеется овальное отверстие. Вторичная перегородка перекрывает первичное овальное отверстие в виде заслонки (англ. valve of foramen ovale) так, что в связи с более высоким давлением в правом предсердии движение крови возможно только из правого предсердия в левое. После образования перегородок формируется клапанный аппарат. Структурное оформление сердца (оно становится 4-камерным) и крупных сосудов заканчивается на 7-8 неделях гестационного возраста. Поэтому внутриутробные аномалии сердечно-сосудистой системы возникают с 3 по 8 неделю развития плода. В первые недели эмбриогенеза в мышцах сердца закладываются основные элементы проводящей системы: синуснопредсердный узел Киса-Фле-ка (английский анатом ХГХ-ХХ века и английский физиологXX века), пред-сердно-желудочковый узел Ашоффа-Товара (немецкий патологоанатом ХГХ-ХХ века и японский патологоанатом XX века), пучок Гиса (немецкий анатом XIX-XX века) и волокна Пуркинье (чешский физиолог ХГХ века). Плацентарное кровообращение у плода, все органы которого получают только смешанную кровь, начинается в конце 3 недели гестационного возраста. Движени е крови следующее (рис. 135): - хорошо оксигенированная, насыщенная питательными веществами артериальная кровь из капиллярной сети плаценты (детского места) попадает в образующуюся одну пупочную вену (А); которая входит в состав пупочного канатика (Б): - под печенью из пупочной вены отделяется широкий венозный Аран-циев (итальянский анатом и хирург XVI века) проток (В), через который большая часть артериальной крови поступает в нижнюю полую вену (Г), где происходит смешивание ее с венозной кровью; 13. Пропедевтика дет. бол. сух. за детьми ЗЯЦ н Обозначения: - артериальная кровь - артерио-венозная кровь (больше артериальная) - венозно-артериальная кровь (больше венозная) - венозная кровь Остальные обозначения в тексте Рис. 135. Схематическое изображение кровообращения у плода - затем пупочная вена соединяется со слаборазвитой воротной веной (Д), в которой течет венозная кровь, что тоже сопровождается смешиванием крови. Из рассмотренного следует, что даже в первый орган плода — печень — кровь поступает в смешанном виде; - через возвратные печеночные вены (Е) кровь из печени поступает в нижнюю полую вену, что указывает на еще одно смешивание крови; - Внимание! В правое предсердие поступает смешанная, однако более артериальная кровь из нижней полой вены и венозная кровь из верхней полой вены (Ж). Благодаря строению предсердия в нем происходит очень небольшое смешивание крови таким образом, что более артериальная смешанная кровь из нижней полой вены проходит через овальное окно в левое предсердие, а более венозная кровь из верхней полой вены поступает в правый желудочек; - из правого желудочка выходит легочная артерия (3). Она делится на: больших размеров артериальный Боталлов (итальянский анатом и хирург XVI века) проток (И), который впадает в аорту (М) (смешивание крови), и меньших размеров 2 ветви (К), через которые проходит только 10% объема сердечного выброса крови в еще не функционирующие легкие; - небольшое количество венозной крови из легочной ткани по легочным венам (Л) поступает в левое предсердие, где происходит еще одно смешивание (с хорошо оксигенированной кровью из правого предсердия); - смешанная, однако с большим количеством питательных веществ и кислорода кровь из левого предсердия проходит через левый желудочек и поступает в аорту. Этой кровью, еще ш впадения в аорту Ботал-лова протока, через систему сонных и подключичной артерий (Н) обеспечиваются головной мозг, шея и верхние конечности плода: в нижнюю часть тела кровь по аорте идет после подключичной артерии и впадения в нее Боталлова протока с более венозной кровью; таким образом, поступление крови в большой круг кровообращения (минуя малый) происходит через двойной шунт — овальное окно и Боталлов проток; - часть крови, более венозной по составу, из нисходящей аорты по 2 пупочным артериям (О) возвращается в капиллярную сеть плаценты, а остальная кровь снабжает необходимыми веществами нижнюю часть туловища. Таким образом, кровообращение у плода обеспечивается сократительной способностью сердца плода и отделено от системы кровообращения у матери. Частота сердечных сокращений у эмбриона 15-35 в 1 мин., затем она увеличивается до 125-130 в 1 мин. При аускультации I и II тоны одинаковы по громкости, интервалы между I и II тонами равны интервалам между II и I тонами, что напоминает удары метронома (англ. metronome). Более всего кислородом и питательными веществами кровь обеспечивает печень, головной мозг и верхнюю часть туловища, менее всего — легочную ткань и нижнюю часть тела. Этим поясняется преобладание размеров головы и верхней части тела у новорожденного. Сразу после рождения ребенка начинают функционировать малый и большой круги кровообращения, что происходит благодаря следующим быстрым изменениям: - начинает функционировать легочное дыхание, что значительно уменьшает сопротивление кровообращения в легочном русле и в 5 раз увеличивает кровообращение через легкие; - начало полноценного легочного кровообращения приводит к значительному повышению давления в левом предсердии, что прижимает перегородку к краю отверстия и прекращает сброс крови из правого предсердия в левое: - после первого вдоха новорожденного возникает спазм Боталлова протока, движение крови через него прекращается. Функциональное закрытие протока длится 10-15 часов первого дня жизни малыша. Анатомическое закрытие у доношенного ребенка чаще заканчивается на 3-м месяце, у недоношенного — в конце первого года жизни. Поэтому в первые месяцы при кратковременном апноэ и повышении давления в малом кругу кровообращения венозная кровь через Боталлов проток может сбрасываться в аорту; - таким образом, сразу после рождения перестают функционировать 6 основных структур внутриутробного кровообращения — пупочная вена, Аранциев проток, 2 пупочные артерии, которые обеспечивали движение крови у плода, а также овальное окно и Боталлов проток, сбрасывавший кровь из малого круга кровообращения в аорту; - примерно ко 2-6-му месяцу жизни ребенка запустевают и постепенно облитеоиоуются пути внутриутробного кровообращения (у половины детей до 5 лет и приблизительно у 1/4 части взрослых незначительное овальное отверстие сохраняется, однако оно не оказывает патологического влияния на кровообращение). Основные анатомо-физиологические особенности Размеры сер цпа: - сердце у новорожденного относительно больше, нежели у взрослого человека (соответственно 0,8% и 0,4% от массы тела); наиболее интенсивный рост сердца происходит в возрасте 2-6 лет, до 15-16 лет масса его увеличивается в 10 раз; - у новорожденного сердце занимает относительно большой объем грудной клетки (рис. 91А); проекция его по отношению к позвоночнику соответствует rV-VHI грудным позвонкам; - правый и левый желудочки у новорожденного примерно одинаковы; после этого отмечается интенсивный рост левого сердца; в 16 лет масса левого желудочка почти в 3 раза больше правого; - предсердие и магистральные сосуды у новорожденного относительно больших размеров, по отношению к желудочкам, чем у старших лиц; - дифференциация частей сердца заканчивается к 10-14 годам; в этом возрасте оно по показателям соотношения (кроме размеров) приближается к сердцу взрослого человека; - в связи с более высоким стоянием диафрагмы сердце новорожденного находится в более высоком положении, ось сердца лежит почти горизонтально; до конца первого года жизни она принимает косое положение. Форма сердца; у новорожденного сердце имеет шаровидную форму — поперечный размер может быть больше продольного размера; постепенно сердце приобретает (англ. acquire) грушевидную (груша — англ. pear) форму (рис. 136 А-Г). Гранины сердца: - после рождения левая граница сердца выходит за левую среднеклю-чичную линию, правая значительно выступает за край грудины; в дальнейшем в связи с уменьшением размеров печени и увеличением объема левого легкого происходит значительное смещение левой границы сердца внутрь (рис. 136 Б, В, Г); в грудном возрасте начинается поворот сердца влево вокруг вертикальной оси, что тоже приводит к постепенному приближению правой и левой границ к краю грудины и относительному уменьшению размеров сердца; - с возрастом верхняя граница сердца постепенно опускается вниз. Б Рис. 136. Рентгенограмма грудной клетки у детей. Обозначения: А - недоношенный Б., 11 дней; Б — ребенок М., 7 месяцев; В — ребенок В., 2 года; Г — ребенок М, 12 лет; Д — ребенок М., 7 месяцев; ВПС. Дефект межпредсердной перегородки Особенности передней поверхности и верхушки сер дца: - у новорожденного передняя поверхность сердца образована правыми предсердием и желудочком и большей частью (по сравнению со старшими) левого желудочка. Поворот сердца влево приводит к тому, что к концу первого года жизни и в дальнейшем сердце прилегает к передней грудной стенке в основном поверхностью правого желудочка; - после рождения верхушка сердца состоит из 2 желудочков, с 6 месяцев — только из левого желудочка; - проекция верхушки у новорожденного находится в 4 межреберном промежутке, с 1.5 лет — в 5 межреберном промежутке. Особенности сосудов. С возрастом ребенка происходит противоположное изменение диаметра легочной артерии и аорты: - у новорожденного он равен соответственно 21 и 16 мм (т.е. легочная артерия более широкая); - в 12 лет сосуды примерно одинаковы (по 72-74 мм); - у взрослого человека диаметр легочной артерии меньше диаметра аорты (соответственно 74 и 80 мм). Функциональные особенности. Вспомните! Ударный объем (УО) — это количество крови, которое выбрасывается при каждом сокращении сердца. Он характеризует силу и эффективность сердечных сокращений. Минутный объем (МО) или сердечный выброс (СВ) — это количество кро- ви, которое выбр асывается левым желудочком в аорту за 1 мин., то есть |МО — УО х ЧСС| (частоту сердечных сокращений). У новорожденного ударный объем составляет 2,5-3,5 мл, до конца грудного периода повышается до 10 мл, а в 16 лет составляет 60 мл. Минутный объем соответственно увеличивается от 340 мл до 1250 мл и до 4300 мл. Указанные показатели являются абсолютными. Относительно этих показателей по отношению к массе тела ребенка, то УО от рождения до 15 лет увеличивается лишь на 10%, а МО (Внимание!) уменьшается ~ в 2 раза. Обеспечивается преобладание МО у новорожденного разной частотой сердечных сокращений, которая наибольшая в неонатальном периоде. Обусловлено это ростом детского организма, для чего необходимо значительное количество питательных веществ и кислорода. ПОРЯДОК И МЕТОДИКА КЛИНИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ Сбор жалоб Ребенок старшего возраста может сам предъявить жалобы на: - боль в области сердца. При этом нужно детализировать: " • характер боли — острая, тупая, жгучая, колющая; • время ее возникновения — ночью, днем или постоянно, при нервно-психической, физической нагрузке или в спокойном состоянии; • связь боли с положением больного — изменение боли при подъеме, на левом или правом боку; • иррадиация боли — особенно в левую руку; • возможное изменение при приеме лекарственных средств и т.д.; - сердечную одышку, которая у больного может проявиться тяжелым вдохом, остановкой во время движения вверх, может сопровождаться стоном (англ. moan, groan); - ощутимое (англ. perceptible) сердцебиение (в спокойном состоянии или при физической нагрузке); - бледность, цианоз кожных покровов; необходимо выявить условия, при которых они возникают, их характер; - боль в области крупных и мелких суставов; - отеки нижних конечностей и других частей тела; - резкую головную боль, головокружение, тошноту, рвоту при повышении артериального давления (АД). Жалобы общего характера: повышение температуры, утомляемость, слабость, головная боль, нарушение памяти, снижение аппетита, уменьшение массы тела и др. При заболеваниях детей раннего, особенно грудного возраста сбор жалоб малоинформативный, так как родители обычно замечают только выраженные симптомы. Внимательные родственники могут указать на такие нарушения: - внезапный крик, беспокойство ребенка, сменяющееся успокоением, продолжительной вялостью и бледностью; - нарушения акта сосания: ребенок начинает сосать материнскую грудь, но после короткого времени перестает, и появляются признаки усталости, одышки; после отдыха снова сосет грудь, но тоже короткое время; - одыпючно-цианотические приступы — внезапные бледность, одышка и плач сменяются цианозом, потерей сознания, апноэ и судорогами; - значительное потоотделение, иногда с повышением температуры тела; - цианоз и бледность кожных покровов. Анамнез заболевания При сборе анамнеза заболевания необходимо подробно расспросить родителей о его динамике с момента начала: когда и какие признаки появились первыми, как они изменились (например, если родители знают о наличии шума, необходимо провести констатацию этого признака — время появления, какой шум, его динамика и др.), возникшие дополнительные симптомы. Необходимо точно установить, когда и где ребенок лечился, применяемые лекарственные средства, их эффективность, длительность приема. Внимательно рассмотреть результаты сделанных обследований (ЭКГ, ФКГ, УЗИ и др.), сравнить их в динамике. Анамнез жизни При заболеваниях сердечно-сосудистой системы сбор анамнеза жизни имеет особое значение. В детском возрасте патология сердца может быть врожденного генеза или развиваться как осложнение многих заболеваний, вызвавших поражение миокарда. Сбор акушерского анамнеза должен быть проведен очень внимательно: токсикозы беременности, нефропатии, токсоплазмоз, инфекционные заболевания матери, профессиональные вредности — все это может быть причиной врожденных заболеваний сердца. В дошкольном и школьном возрасте патология сердечно-сосудистой системы может развиться как осложнение острых и хронических инфекций, аллергических заболеваний. Наиболее частым повреждением у детей школьного возраста является ревматическая лихорадка. Предполагая возможность ревматической лихорадки, следует выяснить следующие вопросы: - наличие хронических очагов инфекции или частых острых заболеваний в верхней части дыхательной системы (хронический тонзиллит, ангина); - семейный анамнез, так как склонность к ревматической лихорадке передается по наследству; - если рецидив ревматической лихорадки не первый, то необходимо подробно расспросить время, течение, проведенное лечение предьщущих. Расстройства сердечно-сосудистой системы функционального характера могут быть связаны с патологией нервной системы, особенно в период полового созревания. В таком случае нарушения со стороны сердца и сосудов могут быть неревматического происхождения. Немаловажными являются материально-бытовые условия ребенка (неполноценное питание, плохое жилье и прочее), которые могут снижать сопротивляемость организма. Из рассмотренного следует необходимость детального сбора анамнеза для выяснения генеза сердечно-сосудистого заболевания — врожденного или приобретенного. Внешний осмотр При заболеваниях сердечно-сосудистой системы уже внешний осмотр больного позволяет установить разнообразные манифестные признаки патологических отклонений. Для их выявления необходимо акцентировать свое внимание на указанные ниже показатели. Сознание. Одышка. Выражение (англ. expression) лица: - широко раскрытые глаза у ребенка, страх (англ. fear), страдание (англ. suffering) — признак сильной сердечной боли; - апатия (англ. apathy) на лице указывает на тяжелую одышку. Существует несколько видов характерного положения в постели: - при заболеваниях с недостаточностью кровообращения больной находится в вынужденном положении, что облегчает его состояние — полусидя и сидя, опустив ноги, опираясь спиной на подложенные подушки (ортопноэ). Такое положение способствует оттоку крови в нижние конечности, снижает ее застой в малом кругу кровообращения, улучшает экскурсию диафрагмы; - при экссудативном перикардите больной лежит или сидит в вынужден-ном коленно-локтевом положении, что уменьшает боль в области сердца; - тоже в вынужденном положении, на корточках, когда колени прижаты к животу, ребенок находится при одышечно-цианотических пароксизмах (при ВПС пентаде Фалло); - при сосудистой недостаточности (коллапсе! положение пассивное — больной лежит. Физическое и нервно-психическое развитие ребенка: - задержка развития является частым признаком у детей раннего возраста; чем значительнее отставание массы тела и роста, тем больше давность заболевания; - одним из патогномоничных признаков коарктации, т.е. сужения, аорты является диспропорция туловища, когда у ребенка школьного (!) возраста больших размеров голова и верхние конечности, недоразвитие таза и нижних конечностей. Пнет ко жных покровов: - бледность (коллапс, пороки сердца с артерио-венозным шунтом — см. стр. 451); - цианоз — синдром обусловлен гипоксемией, однако если при заболеваниях органов дыхания синюшность кожи респираторного происхождения, то при патологии сердечно-сосудистой системы — цирку-ляторного генеза. В последнем случае к цианозу приводит нарушение гемодинамики — классическим вариантом его являются пороки сердца с венозно-артериальным шунтом; • цианоз бывает общим и местным (= локальным); • цвет при цианозе может быть разного оттенка (англ. tint) — фиолетовый (англ. violet), голубой (англ. blue) и др., что зависит от порока сердца. Пример возникновения цианоза — коарктация аорты и открытый Боталлов проток ниже места сужения; при этом происходит сброс венозной крови из протока в аорту, что приводит к поступлению в нижнюю половину туловища смешанной крови и возникновению цианоза кожи. Разного вида сыпь на коже — признак ревматической лихорадки. Симптомы «барабанных палочек» и «часовых стекол» — признаки хронической недостаточности кровообращения (рис. 78); Отеки сердечного генеза: - вначале появляются на стопах; - у маленьких детей и тяжелых больных, если они находятся в горизонтальном положении, еше в области поясницы и крестца, т.е. в ниже расположенных частях туловища; - у мальчиков — в области мошонки; - при ухудшении состояния кроме указанных мест отеки отмечаются на голенях, бедрах, появляется одутловатость (англ. puffiness) лица, развиваются асцит и гидроторакс: возникает анасарка — общий отек всего тела; - место отеков зависит от положения больного — если ребенок длительное время (!) лежит на одном боку, отеки сдвигаются в ниже расположенную сторону; - отеки сердечного происхождения нужно дифференцировать с почечными отеками: • сердечные отеки сочетаются с цианозом кожи, возникают или усиливаются при физической нагрузке, заметны в конце дня и уменьшаются после ночного сна; отеки плотные (ямка, которая образуется при нажатии, выравнивается медленно): не характерно перемещение отеков, если изменяется положение тела; при ухудшении состояния они распространяются снизу вверх, т.е. вначале появляются на стопах, а затем распространяются на ноги и туловище; • почечные отеки развиваются на фоне бледности, первые признаки в виде отека век возникают в утреннее время, в течение дня они уменьшаются или исчезают; неплотные (ямка, которая образуется при нажатии, выравнивается быстро): изменилось положение тела — отеки переместились: при ухудшении состояния почечные отеки распространяются сверху вниз, т.е. после отека век развивается отечность нижних частей туловища. Верхушечный толчок — это удары верхушки сердца по небольшому участку стенки грудной клетки во время каждой систолы. Верхушечный толчок в виде слабой пульсации визуально определяется почти у всех детей. Иногда при узких межреберных промежутках или при значительной толщине подкожно-жировой клетчатки у полного ребенка верхушечный толчок визуально не определяется. Наоборот: при гипотрофии и истощении, после физической нагрузки, при эмоциональном возбуждении толчок имеет вид сильной пульсации. При осмотре устанавливаются такие критерии: - место гасположенил весхушеч'-ог • толчкл по го; нэонт?льнцй ли нии — в норме до 1,5 лет он находится в ГУ, а затем в V межреберном промежутке; - место расположения по вертикальной линии: • до 2 лет — на 1-2 см кнаружи от левой среднеключичной линии; • от 2 до 7 лет — на 1 см кнаружи от нее; • от 7 до 12 лет — по этой линии; • у детей старше 12 лет — на 0,5 см кнутри от левой среднеключичной линии; - плошадь верхушечного толчка — в норме не более 1x1 см, у старших детей может быть 2x2 см. Изменение этих границ происходит как при заболеваниях сердца, так и при патологии органов дыхания, желудочно-кишечного тракта и др. Сердечный толчок — это колебания большого участка грудной клетки в проекции сердца, может быть и за ее пределами, возникающее при ударе по ней не только верхушки, но и стенок желудочков во время систолы. Сердечный толчок визуально в норме не определяется. Его наличие при осмотре указывает на значительное увеличение размеров сердца и силы его сокращений (чаще всего при недостатках сердца); могут быть при эмфиземе легких, опухоли средостения, что приближает сердце к грудной клетке. Сердечный горб (англ. hill)—это выпячивание грудной клетки в виде деформации в области сердца, которое определяется визуально (признак длительного сердечного порока). Возникает горб главным образом у детей младшего возраста. При относительно плотной костной ткани у детей старшего возраста для этого необходимо длительное время. Локализация горба относительно грудины частично указывает на то, гипертрофия какого отдела сердца имеет место: более близко к грудине — поражен правый отдел, дальше от нее — левый. Пульсация периферических сосудов: - «пляска каротид» (англ. «carotid shudder*) — это пульсация сонных артерий, визуально расположенная кнутри от грудино-ключично-со-сцевидной мышцы, указывающая на недостаточность аортальных клапанов и аневризму аорты (проток широко открыт). При этом могут происходить кивания головы в ритм сердечных сокращений, что называется симптом Мюсси (французский поэт ХГХ века, страдавший недостаточностью аортальных клапанов). Механизм этих проявлений — значительное колебание артериального давления. Иногда слабая пульсация может быть у здоровых детей, но только в горизонтальном положении; - относительно шейных вен, расположенных позади от грудино-клю-чично-сосцевидной мышцы, то в норме пульсация их визуально не определяется, выражена она слабо и, что особенно важно, не совпадает с пульсацией сонных артерий. Выпячивание и пульсация шейных вен, которая совпадает с пульсацией сонных артерий и называется положительный венный пульс, — это признак недостаточности 3-створчато-го клапана. Механизм этих проявлений — возвращение во время систолы части крови из правого желудочка в правое предсердие, что снижает наполнение последнего и повышает давление в шейных венах; - пульсация в злигастральной области иногда бывает в норме при низком стоянии диафрагмы. Патологические проявления такой пульсации: при гипертрофии правого желудочка она особенно заметна в конце вдо-ха, при патологии структуры аорты она более сильна во время выдоха. Пальпация Методом пальпации при исследовании сердечно-сосудистой системы определяется состояние пульса (частота, ритм, напряжение, наполнение, величина), проводится пальпация области сердца, устанавливается наличие отеков. Частота пульса (Ч1Г> определяется при пальпации крупных сосудов. Частота сердечных сокращений (ЧСС) устанавливается при пальпации верхушечного толчка или аускультации сердца. У здорового ребенка количество пульсовых ударов в 1 минуту равно количеству сердечных сокращений в 1 минуту. Итак, сосчитав частоту пульса, можно получить информацию о ЧСС и наоборот. Однако существуют заболевания, при которых возникает дефицит пульса, т.е. после некоторых сердечных сокращений пульсовая волна не распространяется по сосудам. В этом случае ЧП будет меньше ЧСС. Таким образом, при первичном осмотре ребенка нужно определить и сравнить ЧП и ЧСС. Правила определения частоты пульса: - наиболее точные данные можно получить утром сразу после сна, натощак; - ребенок должен находиться в спокойном состоянии, так как возбуждение и физическая нагрузка приводят к повышению частоты сердечных сокращений; - ребенок сидит или лежит; - впервые пульс пальпируется на обеих руках 2 и 3 пальцами на лучевой артерии в области лучезапястного сустава (рис. 137 А). Врач при этом большим пальцем обнимает руку ребенка с тыльной стороны. При одинаковых показателях на обеих руках во время первого осмотра, т.е. пульс синхронный, в дальнейшем можно определять состояние пульса только на одной руке; - такой способ малоприменим у грудных детей. У них удобнее определить частоту сердечных сокращений при аускультации сердца или пальпации верхушечного толчка (Внимание! 1 пульсовый удар = 1 сердечное сокращение — 1 верхушечный толчок = 2 сердечных тона); - считать пульс можно 15 или 20 секунд, а потом полученную цифру умножить соответственно на 4 или 3; при значительном увеличении ЧСС у детей раннего возраста для облегчения подсчета можно принять 2 сердечных сокращения за одно, сосчитать их на протяжении 1 минуты и умножить полученную цифру на 2. Рис. 137. Методика определения пульса на артериях. Обозначения в тексте С возрастом частота пульса в 1 минуту уменьшается:
Так как ЧСС уменьшается, то продолжительность сердечного цикла с возрастом ребенка увеличивается: от 0,4 сек. до 0,8 сек. Существуют некоторые Физиологические отклонения от средних нормативных показателей частоты сердечных сокращений: - допустимыми считаются колебания на 10% в сторону уменьшения и увеличения; - у девочек частота пульса на 3-5 в 1 минуту больше, чем у мальчиков; - в период полового созревания частота может быть на 10-12 в 1 минуту больше нормативных цифр; - у здоровых детей частота пульса увеличивается при выраженном страхе и волнении, физической нагрузке; но в спокойном состоянии частота должна восстановиться через 2-3 минуты. Как уже рассмотрено, с возрастом ребенка происходит уменьшение частоты пульса. Вспомним, что одновременно снижается частота дыхания. Однако соотношение между частотой дыхания и частотой пульса у детей зависит от возраста и составляет: у новорожденного — 1:2-2,5; в грудном периоде — 1:2,5-3; в дошкольном возрасте — 1:3,5-4; у школьников — 1:4-5. Одновременно при пальпации определяется ритм пульса. Пульс может быть ритмичным (yuJsus r c,:ul aris) и неритмичным (pulsus irre>ularsi. В норме пульс ритмичный. Интересно, что у здоровых детей от 2 до 11 лет может быть так называемая дыхательная аритмия, когда частота пульса на вдохе увеличивается, на выдохе — уменьшается. Для дифференциальной диагностики аритмии патологического и дыхательного генеза можно применить следующую пробу: при остановке дыхания последняя исчезает. Напряжение пульса определяется силой, которую необходимо применить, чтобы сдавить пульс на артерии. Различают пульс нормального напряжения. ту|У-'-Ча -iunisi и мнпсий (nutans гмгЛ») пул'с. Наполнение пульса — это заполнение кровью пальпируемой артерии во время систолы. Определяется этот критерий таким способом: проксимально расположенным пальцем сдавливается артерия до исчезновения пульса, при этом дистально расположенный палец ощущает, как артерия наполня Рис. 138. Методика определения сердечного (А) и верхушечного (Б) толчков ется кровью. Наполнение пульса в первую очередь зависит от ударного объема и объема циркулирующей крови. Различают пульс удовлетворительного наполнения, полный (pulsus plenus) и пустой (pulsus vacuus') пульс. Величина пульса — вывод относительно этого показателя, который соответствует степени расширения артерии в результате пульсовой волны, делается врачом на основании объединения мнений о напряжении и наполнении пульса. Различают пульс нормальной величины, большой или высокий (pulsus maenus s. alius), малый или низкий (pulsus parvus s. humilis). слабый или нитевидный (pulsus filiformis). Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|