ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Глава 1. Теоретические аспектыМОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет «Психология образования» Кафедра «Педагогическая психология» КУРСОВАЯ РАБОТА «Сравнение уровня развития мышления у здоровых детей и детей с нарушениями слуха»
Направление 030300.62 Психология
Профиль Психология развития и образования
«Допустить к защите» «___»__________________2015г. Зав. кафедрой ______ _____ Гуружапов В.А. подпись дата ФИО
«Прoцент oригинальнoгo текста сoставляет ______ %» Специалист центра мониторинга качества профессионального образования _________ _______ Дудкина Е.А. подпись дата ФИО
Руководитель _________ _______ Степанов С.С. подпись дата ФИО
Студент, группа _________ _______ Титов А.А. подпись дата ФИО
Москва, 2015 СОДЕРЖАНИЕ Введение…………………………………………………………………….……. 3 Глава 1. Теоретические аспекты………………………………………………... 4 1.1 Понятие мышления в научной литературе…………………………. 4 1.2 Развитие мышления у детей…………………………………………. 9 1.3 Специфика развития мышления у детей с нарушениями слуха…. 10 Глава 2. Проблема мышления и речи у детей с нарушениями слуха..……… 12 Глава 3. Исследование мышления у здоровых детей и интерпретация полученных результатов……………………………………………………….. 17 Глава 4. Заключение……………………………………………………………. 22 4.1 Вывод………………………………………………………………… 22 4.2 Методические рекомендации………………………………………. 23 Список литературы……………………………………………………………... 25
Введение Прежде чем начать сравнивать уровень развития мышления между рассматриваемыми группами старших дошкольников, и анализировать полученные результаты, необходимо разобраться в понятии мышления, в основных принципах и закономерностях его развития, а также в различиях между его становлением у здоровых и глухих детей. Так же, стоит отметить, что для того, чтобы лучше понять причины, по которым возникают затруднения в процессе обучения детей с отклонениями в развитии (в данном случае, с нарушениями слуха), необходимо прежде всего рассмотреть основные закономерности развития ребенка в порядке нормы, так как основные существенные черты аномального развития выявляются при сопоставлении с закономерностями развития нормального ребенка. Цель: выявить способ развития мышления у детей, с нарушениями слуха в качестве альтернативы речи, по качеству, достигающее уровня своего развития у здоровых детей. Задачи: 1) Проанализировать тематическую литературу и источники 2) Выявить ключевые понятия и схему связи мышления и речи 3) Теоретически и практически обосновать возможность полноценного развития мышления у детей с нарушениями слуха, учитывая полное или частичное отсутствие слуховой функции 4) Произвести выводы в соответствии с получившимися данными Гипотеза: мышление у здоровых детей и детей с нарушениями слуха способно развиваться с одинаковым качеством и скоростью, при условии, что будет найдена полная или частичная альтернатива речи. Объект: старшие дошкольники (5,5-7 лет) с нарушениями слуха и без нарушений Предмет: мышление данных групп детей Сперва затронем актуальность данного вопроса. Поскольку осознание окружающей нас действительности и переработка поступающей информации осуществляется именно с помощью процесса мышления, то этот факт выдвигает данную психическую функцию, наряду с прочими, в качестве самой важной, ведь от нее зависит не только успешность обучения развития как здоровых детей, так и детей с нарушениями слуха, но и процесс социальной адаптации данных групп. Нам предстоит понять, в каком возрастном периоде находится точка расхождения в развитии мышления и речи у рассматриваемых категорий детей, после которой данные процессы идут с разной скоростью и с разным качественным итогом. То есть перед нами стоит две крайне важные задачи: выяснить, можно ли заменить отсутствующую способность к речи у детей с нарушениями слуха для полноценного развития процесса мышления, и, если да, то, когда именно следует применять альтернативные методы. В сурдопсихологии изучению процесса мышления детей с нарушениями слуха посвящено немало работ (В.А. Борисова, Т.А. Власова, М.И. Ушакова, Т.В. Розанова, Н.В. Яшкова, И.М. Соловьев). Далее, перейдем к определению рассматриваемой психической функции. В современной литературе существует достаточно большое число определений мышления, и мы их затронем в дальнейшем, но на данный момент необходимо привести в качестве примера толкование этого термина К. Юнгом, так как оно в краткой форме дает его многогранное описание и содержит крайне важное для нас понятие: «Мышление есть рациональная способность структурировать и синтезировать дискретные данные путем концептуального обобщения. В своей простейшей форме мышление говорит субъекту, что есть присутствующая вещь. Оно дает имя вещи и вводит понятие». Одно из ключевых слов в данном определении – «обобщение» и, как следствие, возникает вопрос, в какой степени способны овладеть данной функцией дети с нарушениями слуха, при полном или частичном отсутствии речи и как можно обойти связку «мышление-речь» для развития первого элемента в этом сочленении, чтобы по качеству он мог встать наряду с его развитостью у здоровых детей. Подобное предположение может звучать несколько невероятно, ведь мышление и речь находятся в прямой зависимости, однако, возможна ли компенсация деформированного инструмента речи подобно тому, как отделы мозга заменяют поврежденные его части, берут на себя их опции и психические функции при этом остаются абсолютно сохранными и полнодействующими. Глава 1. Теоретические аспекты Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|