ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Развитие мышления у детейДля начала мы рассмотрим точки зрения, в качестве основных из имеющихся, на понятие и процесс мышления Ж. Пиаже и Л. С. Выготского. Пиаже видит развитие мышление ребенка по пути развития от аутистической формы через эгоцентрическую – к социализированной. Выготский поддерживает общую периодизацию Пиаже, но отвергает генетическую предопределенность данной последовательности. Пиаже считал, что развитие предшествует научению, а Выготский – что научение предшествует развитию. Следующим аспектом расхождений между этими теоретиками была функция и природа речи. Для Пиаже эгоцентрическая речь ребенка, обращенная к самому себе во время «мышления вслух», открывает путь к социальной речи, проходя каждый ребенок познает закономерности опыта и начинает использовать речь для общения. Для Выготского разум ребенка от рождения имеет социальную природу, и эгоцентричная речь также имеет социальное происхождение и социальные цели: дети научаются эгоцентрической речи от других и используют ее для общения с другими. Это положение есть основной пункт теории Выготского и основной пункт расхождения между позициями этих двух теоретиков. Как известно, для Выготского «слово» являлось психологическим орудием, с помощью которого происходит построения сознания. Оно играет важную роль в структуре высших психических функций и становится средством опосредования между одним актом деятельности человека и другим, при этом высшие психические функции имеют системный характер. Высшие психические функции представляют собой систему, имеющую иерархический характер, то есть предполагается подчинение одних частей данной системы другим. Но система высших психических функций не является статичным образованием, на протяжении жизни человека она меняется как в тех частях, из которых состоит, так и отношением между ними. Развитие речи ребенка напрямую связано с развитием его мышления. Прежде всего, главной целью речи является коммуникативный аспект, который мотивируется базовой потребностью к социальным контактам. Поэтому ранняя речь ребенка социальна по своей сути. Речь становится «эгоцентрической» (здесь Выготский соглашается с этапами развития, предложенными Пиаже, но объясняет их иначе), когда ребенок «переносит направленные на сотрудничество формы социального поведения в сферу внутриличностных психических функций». Следовательно, развитие мышления идет не от индивида к социуму, а от социума к индивиду. Необходимо отметить, что процесс развития ребенка имеет отличительную черту – на каждом последующем возрастном этапе происходят не только количественные изменения, но и возникают новые свойства и качества личности. Возникновение нового и является главным показателем развития ребенка. В процессе развития формируются не только психические процессы, но и сложная взаимосвязь между ними, что обеспечивает процесс становления структуры сознания в целом, а уровень сознания в свою очередь определяет дальнейшее развитие каждого психического процесса и отдельных форм сознательной деятельности. Для развития психики человека характерно неодновременное и неравномерное формирование различных психических функций. Каждая психическая функция в процессе своего формирования имеет, как указывал Л. С. Выготский, свой оптимальный этап развития, который падает на период главенствующего положения этой функции в сознании. У новорожденного ребенка в недифференцированном сознании вначале выделяется функция восприятия. И хотя она еще слита с элементарными аффективными реакциями, ее выделение обеспечивает ей доминирующее положение для развития в младенческом возрасте. Функция восприятия развивается и на дальнейших возрастных этапах жизни ребенка, но наиболее интенсивно – в период ее доминирующего положения в сознании. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|