Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава 3. Исследование мышления у здоровых детей и интерпретация полученных результатов




Мы исследовали уровень развития мышления у детей с помощью трех методик:

1) Прогрессивные матрицы Равена

2) Тест Керна-Йирасека

3) Методика «Пирамидки»

Прогрессивные матрицы Равена использовались нами для диагностики уровня развития интеллектуальной сферы и для того, чтобы оценить способность к системной, планомерной и методичной интеллектуальной деятельности (иными словами, речь идет о логичности речи).

Тест Керна-Йирасека был необходим для диагностики уровня готовности к школе и определения уровня развитости тонкой моторики рук, а также, координации движений. Данные навыки необходимы для того, чтобы в дальнейшем, при школьном обучении овладеть письмом. Помимо этого, рассматриваемый тест дает возможность в общих чертах определить уровень интеллектуального развития ребенка.

Методика «Пирамидка» направлена на определение уровня восприятия, соотношения предметов по величине и овладения предметными действиями.

Ключевыми для дальнейшего анализа являются результаты по первым двум методикам.

 

В исследовании участвовало шесть детей возрастом от 5,5 до 7 лет. Ниже приведена таблица с указанием результатов каждого испытуемого по данным методикам:

  Возраст испытуемого Матрицы Равена Тест Керна-Йирасека Методика «Пирамидка»
Задание Задание 2 Задание 3
Испытуемый №1 6 лет 4 ошибки, 8 правильных ответов из 12, 24/42 (баллы по ключу) 1 балл 2 балла 3 балла 1 ошибка (замена местами соседних элементов)
Испытуемый №2 5,5 лет 4 ошибки, 8 правильных ответов из 12, 25/42 (баллы по ключу) 2 балла 2 балла 3 балла Ошибки отсутствуют
Испытуемый №3 6 лет 3 ошибки, 9 правильных ответов из 12, 30/42 (баллы по ключу) 3 балла 2 балла 2 балла Ошибки отсутствуют
Испытуемый № 4 7 лет 2 ошибки, 10 правильных ответов из 12, 37/42 (баллы по ключу) 4 балла 2 балла 2 балла 1 ошибка (замена соседних элементов)
Испытуемый №5 5 лет 6 ошибок, 6 правильных ответов из 12, 19/42 (баллы по ключу) 2 балла 2 балла 2 балла Ошибки отсутствуют
Испытуемый №6 6 лет 2 ошибки, 10 правильных ответов из 12, 31/42 (баллы по ключу) 4 балла 4 балла 3 балла 2 ошибки (замена соседних элементов)    

 

Как было упомянуто выше, основными методиками в данном исследовании являются «Прогрессивные матрицы Равена» и «Тест Керна-Йирасека». То есть мы выявили уровень развития интеллекта и, мышления, в частности, с одной стороны, а также, уровень развития тонкой моторики рук и координации движений и зрения, с другой.

Используя программу SPSS мы подсчитали коэффициент корреляции между двумя данными методиками. Иными словами, мы выявили связь между уровнем развития интеллекта и уровнем развития тонкой моторики рук, и координацией движений.

Но, прежде чем считывать корреляцию, проверим результаты по обеим методикам на «нормальность». Это необходимо для того, чтоб убедиться, что полученные при исследовании данные действительно входят в норму, то есть не являются исключительными или аномальными, а также расположены в пределах стандартного отклонения (наиболее распространенный показатель рассеивания значений случайной величины относительно ее математического ожидания (среднее значение случайной величины)).

Значение нормы заключается в том, что если результат наблюдения является совокупностью (суммой) большого количества случайных величин, слабо взаимосвязанных между собой, каждая из которых влияет на общую сумму, то при увеличении количества этих слагаемых, распределение стремится к нормальному.

 
  Равен Керн_Йирасек
N    
Параметры нормального распределенияa,b Среднее значение 27,6667 7,5000
Среднеквадратичная отклонения 6,31401 1,87083
Наибольшие экстремальные расхождения Абсолютная ,164 ,272
Положительные ,164 ,272
Отрицательные -,144 -,211
Статистика критерия ,164 ,272
Асимптотическая значимость (2-сторонняя) ,200c,d ,187c
a. Проверяемое распределение является нормальным.
b. Вычислено из данных.
c. Коррекция значимости Лильефорса.
d. Это нижняя граница истинной значимости.

Для проверки результатов мы использовали одновыборочный критерий Колмогорова-Смирнова. Он необходим для проверки гипотезы о том, что случайные величины, полученные в ходе исследования, x и y имеют распределение F(x) и F(y). То есть данный критерий предназначен для проверки гипотез о том, принадлежит ли анализируемая выборка некоторому известному закону распределения. Мы выбрали именно его, потому что он позволяет сравнить два распределения – эмпирическое с теоретическим. В качестве теоретического здесь выступает нормальное распределение, а в качестве эмпирического – то, которое получилось при анализе результатов.

Необходимо обратить в таблице внимание на параметр «асимптотическая значимость». Именно он дает нам представление о том, нормально ли распределены результаты по двум методикам. Поскольку по обеим методикам эти значения превышают 0,05, то мы можем сделать вывод, что распределение является нормальным.

 

Для наглядности представим два графика:

Так же мы можем проверить гипотезу о принадлежности результатов по данным методикам у наблюдаемой выборки некоторому закону распределения, в данном случае, нормальному. Используем для этого критерий χ2.

 

Статистические критерии
  Равен Керн_Йирасек
Хи-квадрат ,000a ,667b
ст.св.    
Асимптотическая значимость 1,000 ,881
a. У 6 ячеек (100,0%) ожидаемые частоты меньше 5. Минимальная ожидаемая частота ячейки - 1,0.
b. У 4 ячеек (100,0%) ожидаемые частоты меньше 5. Минимальная ожидаемая частота ячейки - 1,5.

Как видно по графику, распределение является нормальным. В данной таблице нас, опять таки, интересует лишь асимптотическая значимость, которая по значениям превышает 0,05, что и говорит о «нормальности» распределения.

Далее, рассмотрим полученные результаты по корреляции между данными методиками.

Корреляции
  Равен Керн_Йирасек
Ро Спирмана Равен Коэффициент корреляции 1,000 ,912*
Знач. (2-х сторонняя) . ,011
N    
Керн_Йирасек Коэффициент корреляции ,912* 1,000
Знач. (2-х сторонняя) ,011 .
N    
*. Корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя).

По данной таблице можно проследить высокий уровень корреляции между результатами двух методик. Мы использовали критерий Спирмена, так как данный непараметрический метод (а это означает, что он позволяет обрабатывать данные «низкого качества» из выборок малого объёма с переменными, относительно распределения, которых мало что или вообще ничего неизвестно) необходим для статистического изучения связи между явлениями и в данном случае определяется фактическая степень взаимосвязи между двумя количественными рядами изучаемых признаков и оценивается теснота установленной связи.

Исходя из коэффициента в 0,912, мы можем сделать вывод, что коррелируют не только рассматриваемые методики, но и, соответственно, интеллект с моторикой рук и координацией движений.

Следует отметить, что это крайне высокий уровень корреляции и значимость на уровне 0,05 означает, что данный коэффициент является неверным лишь с вероятностью 0,05.

В свою очередь двухсторонняя корреляция означает, что интеллект и моторика рук взаимозависимы, то есть развитие одного параметра влияет на развитие другого.

Данную взаимозависимость можно представить в виде графика, в котором отдельные показатели, коррелируя на разном уровне, в итоге выдают коэффициент в 0,912.

На данном графике сплошной кривой изображена корреляция между методиками (0,912). Для наглядности и простоты представления мы отобразили в виде пунктирной линии корреляцию в 100%.

Глава 4. Заключение

Вывод

Подводя итоговую черту, следует отметить, что концу дошкольного возраста доминирующее положение занимает мышление и, развиваясь в этот период наиболее интенсивно, под влиянием уже достигших определенного уровня восприятия, памяти, внимания, мышление оказывает преобразующее влияние на их дальнейшее развитие.

Рассмотрев теоретические изыскания и различные взгляды ученых и математически проанализировав полученные результаты, мы можем сделать вывод о том, что, нашли тождественную по значимости замену способности к речевому общению, и получили решение проблемы о равнозначном и равномерном развитии мышления у здоровых детей и детей с нарушениями слуха. Выготский считал, что до второго года жизни у обоих рассматриваемых нами категорий детей, мышление развивается прямолинейно и одинаково, относительно друг друга, затем происходит расхождение в его качестве. Зная это и то, что, как мы выяснили ранее, общественно выработанные обобщенные способы употребления предметов и есть те первые знания, которые ребенок усваивает с помощью взрослого из общественного опыта, мы получаем, в итоге, что замена речи заложена в раннем вмешательстве в нее. То есть, мы должны включить развитие тонкой моторики рук и координации движений до того, как начнутся качественные расхождения между рассматриваемыми категориями детей.

Помимо этого, проведенный нами корреляционный анализ показал, что существует почти прямая связь между интеллектом и тонкой моторикой рук и координацией движений. Это означает, что мы можем обойти неразвитую речь у детей с нарушениями слуха путем развития у них рассмотренных выше функций и, тем самым достигнуть качества мышления наравне со здоровыми детьми.

Это означает, что мы не только теоретически подтвердили возможность развития мышления у детей, со слуховыми нарушениями, поставив в качестве замены речи другие элементы, но и установили момент, в котором данная замена должна реализовываться.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных