ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Понятие мышления в научной литературеТеперь более полно осветим понятие мышления и рассмотрим различные взгляды на данный вопрос. В научных исследованиях мышление рассматривается в качестве особо сложной формы психической деятельности, возникающей в тех случаях, когда задача требует предварительного анализа и синтеза ситуации и нахождения специальных вспомогательных инструментов, с помощью которых она может быть разрешена. В. В. Давыдов, С. Л. Рубинштейн полагают, что в процессе мышления происходит сознательное отражение объективной действительности в таких её свойствах, связях и отношениях, в которые включаются и недоступные непосредственному чувственному восприятию объекты. Если мы обратимся к определению Р. С. Немова, то в нем указывается на то, что мышление – это психологический процесс познания, связанный с открытием субъективно нового знания, с решением задач, с творческим преобразованием действительности. В отличие от других психических процессов мышление практически всегда связано с наличием возникающей проблемной ситуации, для которой необходимо найти решение, и быстрым изменением условий, в которых эта задача имеет место. Мышление – это функция мозга, результат его аналитико-синтетической деятельности. Оно обеспечивается работой обеих сигнальных систем при ведущей роли со стороны второй сигнальной системы. Во время решения мыслительных задач в коре мозга происходит процесс преобразования систем временных нервных связей. Нахождение новой мысли физиологически означает замыкание нервных связей в новом сочетании. Мышление имеет отличительную черту – целенаправленность своего характера. Процесс мышления начинается с момента осознания возникшей ситуации, содержащей проблему или же, с постановки того или иного вопроса. В качестве средств решения задачи могут выступать следующие мыслительные операции: 1) Анализ 2) Синтез 3) Сравнение 4) Абстракция 5) Обобщение Далее, раскроем каждый из них. Под анализом подразумевается мысленное разложение целого на составные части или выделение из целого отношений между его различными гранями. Под синтезом имеется ввиду мысленное объединение частей или свойств в единую составляющую. Сравнение – это, в свою очередь, установление отношений сходства и различия между предметами, явлениями или какими-либо признаками. Абстракция заключается в выявлении каких-либо граней объекта при игнорировании остальных. Рассматривая обобщение, мы говорим о мысленном объединении предметов и явлений по каким-либо существенным свойствам. Процесс мышления способен осуществляться с помощью практически направленных действий или же на уровне оперирования представлениями или словами. Виды мышления: 1) Теоретическое 2) Практическое 3) Интуитивное 4) Аналитическое 5) Реалистическое 6) Аутистическое 7) Продуктивное 8) Репродуктивное Теперь поясним каждый из видов. Теоретическое мышление – это мышление, которое не ведет непосредственно к практическому действию и имеет в качестве своего руководства определенную установку. Говоря о практическом мышлении, мы подразумеваем, что в нем решение проблемы осуществляется через призму внешней практической деятельности и, по Аристотелю, его заключением является поступок. Интуитивное мышление имеет под собой характер быстроты протекания и малой степенью осознанности, при том, что отсутствуют четко разграниченные этапы. Затрагивая аналитическое мышление, мы подразумеваем способность человека использовать логику при анализе информации и принятии решений. Реалистическое мышление можно охарактеризовать как умственную деятельность, которая направленна на познание и преобразование реально существующей действительности. Аутистическое мышление обозначает замкнуто-углубленный тип личности и относится к тому же классу понятий, что и «шизоид». В свою очередь продуктивное мышление – это мышление, в процессе которого возникает качественно новое знание. Для такого типа мышления характерен новый конечный продукт, непосредственно влияющий на умственное развитие. И последний вид – репродуктивное мышление. Данный тип отвечает лишь за усвоение индивидом информации и за способность воспроизводить их в схожих условиях. Он позволяет получить первоначальную базу знаний. К. Бюлер, Э. Торндайк изучали процесс становления мышления у детей аналогично исследованию мышления обезьян, которое основывалось на простейшей предметно-орудийной деятельности. Подобный подход привел к игнорированию роли языка и использования детьми общественно выработанных способов деятельности в развитии мышления. Авторы не отмечали важнейших психических образований, которые формируются в процессе практической деятельности ребенка и выступают затем как основа развития более сложных форм мышления. В. Келер, К. Коффка – представители гештальтпсихологии – подобным образом отрицали значение деятельности, направленной во вне при решении мыслительных задач. Основой их взглядов было убеждение в том, что внезапное решение задачи происходит на основе выделения существенных отношений проблемной ситуации в феноменальной структуре поля и не имеет никакой связи с предшествующим опытом человека. Поэтапность протекания любой мыслительной деятельности изучали также В. В. Давыдов, С. Л. Рубинштейн, К. А. Славская. Схематично различные этапы мышления представляются ими в следующем виде. 1) Сперва осуществляется предварительная ориентировка в условиях задачи, анализ входящих в неё компонентов, выделение её существенных признаков и связей. 2) Далее, выбирается один из путей, по которому в дальнейшем развивается мыслительная деятельность (выработка общей стратегии мышления). 3) Следующий – исполнительный этап. В нем осуществляется поиск соответствующих способов, направленных на выполнение задания. В ходе познания и развития мыслительной деятельности ребенок усваивает операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, систематизации. Они являются основными компонентами мышления, каждый из которых выполняет определенную функцию в процессе мышления и находится в тесной связи с другими операциями. В зависимости от степени сформированности каждой операции мыслительная деятельность осуществляется с разной результативностью. Поиск решения, как правило, через выделение промежуточных целей и осуществление промежуточных вспомогательных умственных действий и операций, совершаемых при помощи общественно выработанных и усвоенных в течение жизни автоматизированных и интериоризованных предметных действий, зрительных образов, значений и логических схем. 4) На данном этапе совершается решение мыслительной задачи – нахождение окончательного ответа. Затем на последнем, пятом, этапе происходит сличение полученного результата с исходными условиями задачи. Если результат согласуется с исходными условиями, мыслительный процесс заканчивается. Если не согласуется, то процесс мыслительной деятельности возобновляется с этапов дополнительной ориентировки в исходных условиях и поисков других путей решения задачи. Все этапы с входящими в них элементами составляют психологическую структуру любой целенаправленной мыслительной деятельности. Необходимо отметить, что они имеют сложно организованную внутреннюю структуру, включающую в себя такие «единицы» мыслительной деятельности, как умственные операции и действия. Таким образом, мыслительная деятельность, при наличии устойчивой познавательной потребности и задачи, ее обуславливающей, состоит из сложной иерархически структурированной системы отдельных звеньев и этапов, представляющих собой взаимодействующие друг с другом разноуровневые мыслительные процессы. Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, Б. М. Теплов, С. Л. Рубинштейн видели мышление в качестве единого диалектического процесса от элементарных к более сложным формам. Анализируя формы мышления как равнозначные компоненты единого мыслительного процесса, ученые вычленяют каждый из них, учитывая их своеобразие. На сегодняшний день существует общепринятая классификация, выделяющая три основные формы мышления, которые одновременно являются и генетическими уровнями: 1) наглядно-действенное 2) наглядно-образное 3) вербально-логическое мышление А. В. Брушлинский считает, что каждая из этих форм мышления имеет принципиально общую психологическую структуру в соответствии с теми этапами, которые мы описали выше. Средства и способы выполнения мыслительных действий в каждой форме мышления различаются и могут быть действенными, образными и понятийными. Следует пояснить, что наглядно-действенное мышление – это мышление, заключающееся в решении задачи, в содержание которой входят внешние двигательные пробы, в то время как наглядно-образное мышление, помимо того, что включает пробы, направленные на поиски решения задачи, но выполняемые в уме, при помощи образов. А словесно-логическое мышление – это форма мышления, в которой главенствующую роль занимают рассуждения. В процессе рассуждений используются понятия, представляющие собой опосредованное и обобщённое знание о предметах, основанное на раскрытии его существенных объективных связей и отношений. Всякое понятие связано, с одной стороны, с представлением и образом, а с другой – со словом. То есть, рассматривая категорию детей, имеющих нарушения слуха, мы можем предполагать, что наиболее предпочтительным способом донесения понятия до их сознания будет являться именно слово. Б. М. Теплов, Р. С. Немов выделяют также теоретическое (направленное, в основном, на нахождение общих закономерностей, включенное в теоретический труд) и практическое (направленное на решение частных конкретных задач, на достижение практической цели) мышление. Все перечисленные формы мышления непосредственно связаны между собой и могут быть представлены в одном и том же аспекте деятельности. Выступая в общей сложной структуре и многогранности, все формы мышления образуют единый процесс, посредством которого индивид познает реальный мир, в котором в различные и, порой, не связанные между собой моменты может главенствовать то одна, то другая. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|