ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Пояснительная записка. В настоящее время перед системой дошкольного образования Тюменской области стоит актуальная задача: поиск обоснованной системы достижения качества дошкольногоВ настоящее время перед системой дошкольного образования Тюменской области стоит актуальная задача: поиск обоснованной системы достижения качества дошкольного образования, его объективной оценки. Достижению качества дошкольного образования препятствует ряд проблем, вызванных реализацией комплексных общеобразовательных программ: · отсутствие государственных стандартов дошкольного образования, что приводит к тому, что минимальные и оптимальные нормы развития ребенка-дошкольника нередко носят субъективный и произвольный характер; · отсутствие в содержании существующих программ региональной специфики, не используется эффективный педагогический опыт специалистов региона; · отсутствие единых подходов к образованию детей дошкольного возраста и единых критериев оценки качества дошкольного образования; · неэффективность существующих механизмов обеспечения преемственности дошкольного и начального образования; · объем образовательной нагрузки по основным направлениям развития детей в действующих программах распределен достаточно неравноценно: - познавательно-речевое развитие (от 40% до 47% занятий); - художественно-эстетическое развитие (от 20% до 40% занятий); - физическое развитие (от19 % до 20% занятий); - социально-личностное развитие (от 0 до 13% занятий). Региональная комплексная программа образования детей дошкольного возраста Тюменской области представляет собой вариант стандартизации дошкольного образования. Комплексная программа разработана на основе федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утвержденными Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009г. № 655. Согласно федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования региональная комплексная программа включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением. Региональная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии. В основу региональной программы легли теоретические и практические взгляды ученых-авторов Тюменского региона на сущность воспитания, обучения и развития ребенка в период дошкольного детства с целью достижения следующих задач: · стандартизация услуг в региональной системе дошкольного образования (с ориентацией на стандарты второго поколения); · определение содержания дошкольного образования с учетом региональной специфики, с акцентом на гармонизацию развития детей дошкольного возраста; · определение критериев результативности дошкольного образования и разработка механизмов оценки; · разработка эффективных механизмов обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования. Программа строится на достижениях отечественной и мировой психологической и педагогической науки. В ее основу положены концепции отечественной научной психолого-педагогической школы о закономерностях развития ребенка в дошкольном возрасте (о социальной ситуации развития, ведущей деятельности возраста, неравномерности психического развития, психологических новообразованиях, реактивно-спонтанном обучении, зоне ближайшего развития, амплификации развития, доминирования непосредственной мотивации, непроизвольности психических процессов и др.). Концептуальные основы программы составляют идеи: · гуманистической философии; · педагогики сотрудничества; · теории развивающего и опережающего обучения; · реализации социально-личностного подхода к образованию: формирование социально значимых качеств личности с одновременным развитием природных задатков; · комплексно-деятельностного подхода к проектированию образовательной среды; · событийного характера образования детей дошкольного возраста (эмоциональная включенность в процесс). Органичное вхождение ребенка дошкольного возраста в современный мир, активное взаимодействие с различными сферами культуры, формирование субъектного опыта осуществляется с учетом следующих принципов: - психологизация дошкольного образования, принятие условности возрастных норм; - диалоговый характер образования; - приближенность содержания образования к личному опыту ребенка и реальной жизни; - эмоциональное подкрепление получаемой детьми информации; - культуронасыщенность среды и общения; - формирование образовательных потребностей родителей (цивилизованного потребителя образовательных услуг). Региональная комплексная программа носит открытый характер. Она задает основополагающие принципы, цели и задачи образования, создавая простор для творческого использования различных педагогических технологий. Во всех ситуациях взаимодействия с ребенком воспитатель выступает как проводник общечеловеческого и собственного, личного опыта, гуманистического отношения к людям. Ему предоставлено право выбора тех или иных способов решения педагогических задач, а также создания конкретных условий воспитания и развития детей. Такой подход позволит перейти от бесконечного разнообразия инноваций к грамотному построению вариативного образовательного пространства. Эффективность реализации региональной программы в разных формах дошкольного образования (группы полного дня, группы кратковременного пребывания, коррекционные группы) достигается общими требованиями по трем составляющим. 1. Педагогические требования к реализации программы: · доброжелательное партнерство, сотрудничество с ребенком и его семьей: диалоговый характер проектирования индивидуальных образовательных траекторий; · вовлечение ребенка в разнообразную продуктивную деятельность; · рациональное использование педагогического воздействия: решение образовательных задач путём «вплетения» развивающих приемов в реальные и специально моделируемые жизненные ситуации; · эмоционально-образное подкрепление получаемой информации: событийный характер образования; · своевременное подключение узких специалистов – логопедов, психологов, врачей к решению проблем ребенка: проектирование коррекционных и реабилитационных программ; · предоставление занятий на выбор; организация разновозрастного общения. 2. Психологические требования к реализации программы: · развитие базовых психических процессов, эмоциональной и моторно-двигательной сферы ребенка; · ситуативно-гибкое, своевременное реагирование на возникающие проблемы, профилактика нарушений, ранняя коррекция; · разъяснение родителям особенностей психического развития ребенка; · проведение диагностики, не нарушающей комфортного состояния ребенка, с целью выработки конкретных рекомендаций и их выполнения. 3. Здоровьесберегающие требования к реализации программы: · информированность педагогов о состоянии здоровья ребенка, владение способами распознавания болезненных состояний и оказания первой медицинской помощи; · учет индивидуальных особенностей физического и психического развития детей при выборе педагогических подходов; · гибкая режимная организация жизнедеятельности, обеспечение двигательной активности. Содержание региональной программы реализует специфику национально-культурных, географических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс. Региональные особенности, связанные с климатическими и экологическими особенностями учитываются при организации режима жизни, системы физического воспитания дошкольников. Авторы программы стремились к тому, чтобы с детства ребенок приобщался к истокам народной культуры родного края. Это отражается при отборе дополнительного содержания образования в области познавательно-речевого развития (природа родного края, его история и пр.) и художественно-эстетического развития (национальная народная и профессиональная авторская культура и пр.); выборе и чтении художественных произведений авторов Тюменской области. С учетом многонациональности Тюменской области внимание уделяется этнокультурному компоненту через диалог различных культур (русской, татарской, чувашской, немецкой и др.), обучение детей в условиях двуязычия. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|