Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Пояснительная записка. В настоящее время перед системой дошкольного образования Тюменской области стоит актуальная задача: поиск обоснованной системы достижения качества дошкольного




В настоящее время перед системой дошкольного образования Тюменской области стоит актуальная задача: поиск обоснованной системы достижения качества дошкольного образования, его объективной оценки.

Достижению качества дошкольного образования препятствует ряд проблем, вызванных реализацией комплексных общеобразовательных программ:

· отсутствие государственных стандартов дошкольного образования, что приводит к тому, что минимальные и оптимальные нормы развития ребенка-дошкольника нередко носят субъективный и произвольный характер;

· отсутствие в содержании существующих программ региональной специфики, не используется эффективный педагогический опыт специалистов региона;

· отсутствие единых подходов к образованию детей дошкольного возраста и единых критериев оценки качества дошкольного образования;

· неэффективность существующих механизмов обеспечения преемственности дошкольного и начального образования;

· объем образовательной нагрузки по основным направлениям развития детей в действующих программах распределен достаточно неравноценно:

- познавательно-речевое развитие (от 40% до 47% занятий);

- художественно-эстетическое развитие (от 20% до 40% занятий);

- физическое развитие (от19 % до 20% занятий);

- социально-личностное развитие (от 0 до 13% занятий).

Региональная комплексная программа образования детей дошкольного возраста Тюменской области представляет собой вариант стандартизации дошкольного образования. Комплексная программа разработана на основе федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утвержденными Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009г. № 655. Согласно федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования региональная комплексная программа включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением.

Региональная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии.

В основу региональной программы легли теоретические и практические взгляды ученых-авторов Тюменского региона на сущность воспитания, обучения и развития ребенка в период дошкольного детства с целью достижения следующих задач:

· стандартизация услуг в региональной системе дошкольного образования (с ориентацией на стандарты второго поколения);

· определение содержания дошкольного образования с учетом региональной специфики, с акцентом на гармонизацию развития детей дошкольного возраста;

· определение критериев результативности дошкольного образования и разработка механизмов оценки;

· разработка эффективных механизмов обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования.

Программа строится на достижениях отечественной и мировой психологической и педагогической науки. В ее основу положены концепции отечественной научной психолого-педагогической школы о закономерностях развития ребенка в дошкольном возрасте (о социальной ситуации развития, ведущей деятельности возраста, неравномерности психического развития, психологических новообразованиях, реактивно-спонтанном обучении, зоне ближайшего развития, амплификации развития, доминирования непосредственной мотивации, непроизвольности психических процессов и др.). Концептуальные основы программы составляют идеи:

· гуманистической философии;

· педагогики сотрудничества;

· теории развивающего и опережающего обучения;

· реализации социально-личностного подхода к образованию: формирование социально значимых качеств личности с одновременным развитием природных задатков;

· комплексно-деятельностного подхода к проектированию образовательной среды;

· событийного характера образования детей дошкольного возраста (эмоциональная включенность в процесс).

Органичное вхождение ребенка дошкольного возраста в современный мир, активное взаимодействие с различными сферами культуры, формирование субъектного опыта осуществляется с учетом следующих принципов:

- психологизация дошкольного образования, принятие условности возрастных норм;

- диалоговый характер образования;

- приближенность содержания образования к личному опыту ребенка и реальной жизни;

- эмоциональное подкрепление получаемой детьми информации;

- культуронасыщенность среды и общения;

- формирование образовательных потребностей родителей (цивилизованного потребителя образовательных услуг).

Региональная комплексная программа носит открытый характер. Она задает основополагающие принципы, цели и задачи образования, создавая простор для творческого использования различных педагогических технологий. Во всех ситуациях взаимодействия с ребенком воспитатель выступает как проводник общечеловеческого и собственного, личного опыта, гуманистического отношения к людям. Ему предоставлено право выбора тех или иных способов решения педагогических задач, а также создания конкретных условий воспитания и развития детей. Такой подход позволит перейти от бесконечного разнообразия инноваций к грамотному построению вариативного образовательного пространства.

Эффективность реализации региональной программы в разных формах дошкольного образования (группы полного дня, группы кратковременного пребывания, коррекционные группы) достигается общими требованиями по трем составляющим.

1. Педагогические требования к реализации программы:

· доброжелательное партнерство, сотрудничество с ребенком и его семьей: диалоговый характер проектирования индивидуальных образовательных траекторий;

· вовлечение ребенка в разнообразную продуктивную деятельность;

· рациональное использование педагогического воздействия: решение образовательных задач путём «вплетения» развивающих приемов в реальные и специально моделируемые жизненные ситуации;

· эмоционально-образное подкрепление получаемой информации: событийный характер образования;

· своевременное подключение узких специалистов – логопедов, психологов, врачей к решению проблем ребенка: проектирование коррекционных и реабилитационных программ;

· предоставление занятий на выбор; организация разновозрастного общения.

2. Психологические требования к реализации программы:

· развитие базовых психических процессов, эмоциональной и моторно-двигательной сферы ребенка;

· ситуативно-гибкое, своевременное реагирование на возникающие проблемы, профилактика нарушений, ранняя коррекция;

· разъяснение родителям особенностей психического развития ребенка;

· проведение диагностики, не нарушающей комфортного состояния ребенка, с целью выработки конкретных рекомендаций и их выполнения.

3. Здоровьесберегающие требования к реализации программы:

· информированность педагогов о состоянии здоровья ребенка, владение способами распознавания болезненных состояний и оказания первой медицинской помощи;

· учет индивидуальных особенностей физического и психического развития детей при выборе педагогических подходов;

· гибкая режимная организация жизнедеятельности, обеспечение двигательной активности.

Содержание региональной программы реализует специфику национально-культурных, географических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

Региональные особенности, связанные с климатическими и экологическими особенностями учитываются при организации режима жизни, системы физического воспитания дошкольников. Авторы программы стремились к тому, чтобы с детства ребенок приобщался к истокам народной культуры родного края. Это отражается при отборе дополнительного содержания образования в области познавательно-речевого развития (природа родного края, его история и пр.) и художественно-эстетического развития (национальная народная и профессиональная авторская культура и пр.); выборе и чтении художественных произведений авторов Тюменской области. С учетом многонациональности Тюменской области внимание уделяется этнокультурному компоненту через диалог различных культур (русской, татарской, чувашской, немецкой и др.), обучение детей в условиях двуязычия.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных