ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Базовые модели интегрированного обучения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Признавая интегрированное обучение и воспитание одним из стратегических направлений развития системы специального (коррекционного) образования предлагается рассматривать его как один из возможных и необходимых подходов к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья. Интеграция может сосуществовать с другими подходами, не вытесняя и не разрушая сложившуюся систему, но стимулируя ее модернизацию с учетом новых социально-культурных детерминант и логики развития системы специального (коррекционного) образования. Качество образовательного процесса в интегрированных группах во многом определяется согласованными и целенаправленными действиями всех педагогов и специалистов, работающих с детьми. Данное обстоятельство определяет необходимость разработки моделей интеграции в соответствии с особенностями детей и возможностями дошкольного образовательного учреждения (кадровый потенциал, нормативно-правое, материально-техническое и научно-методическое обеспечение процесса интегрированного образования). Предполагается разработка стратегии развития системы дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, включая группы инклюзивного, интегративного и компенсирующего видов дошкольных образовательных учреждений, развитие новых форм дошкольного образования; открытие в ДОУ служб ранней помощи, центров игровой поддержки, лекотек, групп раннего возраста и групп «Особый ребенок» для детей с ограниченными возможностями здоровья, групп «Инклюзивное Образование» для детей. Реализацию прав детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья на образование, коррекцию недостатков и реабилитацию регламентирует новая редакция Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, которая утверждена постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 № 666. Этим документом установлено, что группы в дошкольном учреждении могут иметь различную направленность: общеразвивающую, компенсирующую (для детей с ограниченными возможностями здоровья), оздоровительную (для детей с различными заболеваниями, которым необходим комплекс специальных оздоровительных мероприятий). При этом предусмотрена организация групп комбинированной направленности, в которых получают дошкольное образование дети с нарушениями развития и дети, не имеющие таких нарушений. Определены различные варианты наполняемости комбинированных групп в зависимости от возрастных и психофизических особенностей воспитанников. Тем самым конкретизированы и нормативно закреплены вариативные условия для реализации прав на дошкольное образование детей всех категорий с учетом состояния здоровья, уровня и особенностей их развития. В соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, которая утверждена постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 № 666 определено комплектование образовательного учреждения. В группах компенсирующей направленности предельная наполняемость устанавливается в зависимости от категории детей и их возраста (до 3 лет и старше 3 лет) и составляет: · для детей с тяжелыми нарушениями речи - 6 и 10 детей; · для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи только в возрасте старше 3 лет - 12 детей; · для глухих детей - 6 детей для обеих возрастных групп; · для слабослышащих детей - 6 и 8 детей; · для слепых детей - 6 детей для обеих возрастных групп; · для слабовидящих детей, для детей с амблиопией, косоглазием - 6 и 10 детей; · для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - 6 и 8 детей; · для детей с задержкой психического развития - 6 и 10 детей; · для детей с умственной отсталостью легкой степени - 6 и 10 детей; · для детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой только в возрасте старше 3 лет - 8 детей; · для детей с аутизмом только в возрасте старше 3 лет - 5 детей; · для детей со сложным дефектом (имеющих сочетание 2 или более недостатков в физическом и (или) психическом развитии) - 5 детей для обеих возрастных групп; · для детей с иными ограниченными возможностями здоровья - 10 и 15 детей. В группах оздоровительной направленности предельная наполняемость устанавливается в зависимости от категории детей и их возраста (до 3 лет и старше 3 лет) и составляет: · для детей с туберкулезной интоксикацией - 10 и 15 детей; · для детей, часто болеющих - 10 и 15 детей; · для других категорий детей, которым необходим комплекс специальных оздоровительных мероприятий - 12 и 15 детей. В группах комбинированной направленности предельная наполняемость устанавливается в зависимости от возраста детей (до 3 лет и старше 3 лет) и категории детей с ограниченными возможностями здоровья и составляет: · до 3 лет - 10 детей, в том числе не более 3 детей с ограниченными возможностями здоровья; · старше 3 лет: · 10 детей, в том числе не более 3 глухих детей, или слепых детей, или детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, или детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой или детей со сложным дефектом; · 15 детей, в том числе не более 4 слабовидящих и (или) детей с амблиопией и косоглазием, или слабослышащих детей, или детей, имеющих тяжелые нарушения речи, или детей с умственной отсталостью легкой степени; · 17 детей, в том числе не более 5 детей с задержкой психического развития. Внедрение в практику дошкольных образовательных учреждений интегрированного воспитания и обучения позволяет расширить охват детей необходимой коррекционно-педагогической и медико-социальной помощью, максимально приблизить ее к месту жительства ребенка, обеспечить родителей (законных представителей) консультативной поддержкой, а также подготовить общество к принятию человека с ограниченными возможностями. Развитие интегрированного воспитания и обучения создает основу для выстраивания качественно нового взаимодействия между массовым и специальным образованием, преодолевая барьеры и делая границы между ними прозрачными. При этом за каждым ребенком, имеющим отклонения в развитии, сохраняется необходимая ему специализированная психолого-педагогическая помощь и поддержка. Особое внимание важно уделять интеграции детей раннего возраста, которая способствует достижению ребенком с отклонениями равного или близкого по возрастной норме уровня общего и речевого развития и позволяет ему на более раннем этапе своего развития влиться в среду нормально развивающихся сверстников. Кроме того, интеграция не должна осуществляться стихийно, она возможна лишь при наличии в дошкольных образовательных учреждениях соответствующего материально-технического, программно-методического и кадрового обеспечения. Только совокупность этих условий обеспечивает полноценную, грамотно организованную систему интегрированного воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии. В этой связи наиболее адекватные условия для проведения целенаправленной работы по интегрированному воспитанию и обучению дошкольников созданы в ДОУ комбинированного вида (с функционирующими компенсирующими группами и сложившимся кадровым, программно-методическим и материально-техническим обеспечением). Положение Министерства образования Российской Федерации от 16 января 2002 года N 03-51-5ин/23-03 «Об интегрированном воспитании и обучении с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях» регулирует коррекционно- образовательную работу специалистов ДОУ с детьми, имеющими речевые нарушения и нуждающиеся в логопедической помощи. Дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида может организовать интегрированное воспитание и обучение определенной категории воспитанников, например, совместное воспитание и обучение нормально слышащих детей и детей с нарушениями слуха, детей с нормальным и нарушенным зрением, нормально развивающихся и детей с задержкой психического развития и т.п. В каждом ДОУ комбинированного вида целесообразно предусмотреть условия для оказания коррекционной помощи детям со сложными нарушениями развития. Таким образом, даже в небольшом населенном пункте (особенно в сельской местности), имеющем всего три-пять ДОУ, может быть организовано воспитание и обучение практически всех категорий дошкольников, что ведет к увеличению охвата нуждающихся детей специализированной коррекционно-педагогической помощью и делает дошкольное образование более доступным. В настоящее время, в переходный период развития системы специального образования, в силу социально-экономических преобразований в обществе, а также постоянно увеличивающегося количества детей с отклонениями в развитии особо актуальной становится проблема поиска новых, эффективных форм оказания коррекционной психолого-педагогической помощи нуждающимся детям. Одной из таких форм является организация в ДОУ комбинированного вида смешанных групп, где одновременно воспитываются и обучаются нормально развивающиеся дети и дети с определенными отклонениями в развитии (по профилю функционирующих в учреждении групп компенсирующего вида). Смешанные группы финансируются по нормативам, соответствующим нормативам финансирования групп компенсирующего вида. Комплектование смешанной группы осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) и на основании заключения психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий. При этом общая наполняемость группы сокращается; две трети состава группы составляют воспитанники с уровнем психофизического развития в соответствии с возрастной нормой, а треть воспитанников - дети с тем или иным отклонением (например, с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта - умственной отсталостью в степени дебильности) либо дети раннего возраста, не имеющие выраженных первичных отклонений в развитии, но отстающие от возрастной нормы (в том числе дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы). Наполняемость смешанной группы зависит от характера первичного отклонения в развитии и возраста ребенка (см. таблицу 2). Общая наполняемость смешанной группы уменьшается (в сравнении с наполняемостью групп, определенных Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении). Таблица 2
При организации смешанной группы необходимо предусмотреть решение ряда специфических задач: - осуществление ранней, полноценной социальной и образовательной интеграции воспитанников с отклонениями, в развитии в среду нормально развивающихся сверстников путем создания условий для разнообразного общения детей в дошкольном образовательном учреждении; - проведение коррекционно-педагогической, медико-психологической и социальной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии; - оказание необходимой коррекционно-педагогической поддержки воспитанникам, не имеющим выраженных первичных отклонений в развитии, но отстающим от возрастной нормы; - обучение родителей (законных представителей) педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребенком, приемам и методам его воспитания и обучения; оказание им психологической поддержки. Содержание образовательного процесса в смешанной группе определяется программой дошкольного образования и специальными (коррекционными) программами с учетом индивидуальных особенностей воспитанников (возраста, структуры нарушения, уровня психофизического развития и т.п.). Педагогический коллектив самостоятелен в выборе программ из комплекса вариативных общеразвивающих и коррекционных программ. На каждого воспитанника группы составляется индивидуальная программа развития. Организационными формами работы смешанной группы являются фронтальные и подгрупповые занятия с воспитанниками, а также занятия малыми подгруппами (по 2-3 ребенка), индивидуальные занятия. При этом воспитатели проводят занятия в первую половину дня с нормально развивающимися воспитанниками, а во вторую половину дня - со всеми воспитанниками группы. По такой же схеме проводятся физкультурные и музыкальные занятия. При необходимости воспитанники с отклонениями в развитии обеспечиваются индивидуальными занятиями с инструктором по физическому воспитанию и музыкальным руководителем. Для организации работы смешанной группы в штат ДОУ вводится должность (одна ставка) учителя-дефектолога (в группу с детьми: с нарушениями слуха - сурдопедагога, с нарушениями зрения - тифлопедагога, с нарушением интеллекта - олигофренопедагога; должность учителя-логопеда может вводиться в дополнение к должности учителя-дефектолога, например, в группу для детей с нарушениями зрения, интеллекта и т.д.). К работе с воспитанниками смешанной группы привлекаются также педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, ЛФК, а также необходимый медицинский и обслуживающий персонал (например, сурдотехник, медицинская сестра), педагоги дополнительного образования. При этом максимальное количество времени следует отводить на коррекционно-развивающие занятия учителя-дефектолога и педагога-психолога. В зависимости от степени выраженности и сложности структуры нарушения, продвижения ребенка в процессе обучения и желания родителей (законных представителей) обучение в смешанной группе может осуществляться 1-2 года или до его поступления в общеобразовательное учреждение. В конце каждого года обучения психолого-педагогическая и медико-педагогическая комиссии по результатам обследования воспитанников группы дают рекомендации о дальнейших формах обучения каждого ребенка, имеющего отклонения в развитии. В случае, если на проведение занятий в группе затрачивается дополнительное время состоящих в штате специалистов, оплата их труда производится за фактически отработанное время. Таким образом, ДОУ комбинированного вида позволяет обеспечить для всех детей с отклонениями в развитии раннюю интеграцию в той степени, которая доступна и полезна каждому из них на данном этапе развития. Проведение целенаправленной работы по интеграции детей с отклонениями в развитии в коллектив здоровых сверстников и возможное в связи с этим расширение сети комбинированных дошкольных учреждений не означает упразднения ранее созданных дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида. Более того, такие ДОУ могут принимать активное участие в интегрированном воспитании и обучении той части детей с отклонениями в развитии, которая находится в условиях полной интеграции. Эти дети могут получать квалифицированную коррекционную помощь через группы кратковременного пребывания (письмо Минобразования России "Об, организации в дошкольных образовательных учреждениях групп кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии" от 26.06.99 N 129/23-16). В дошкольных образовательных учреждениях комбинированного, компенсирующего вида коррекционная работа для детей с ограниченными возможностями здоровья организуется в логогруппах и логопунктах. Основанием для зачисления в данную группу является направление ПМПК. ПМПК осуществляют свою деятельность в соответствии с действующим федеральным и региональным законодательством. Основные задачи психолого -медико -педагогической комиссии: - возможно более раннее психолого- медико -педагогическое обследование детей с проблемами в развитии и определение необходимого образовательного маршрута; -подтверждение, уточнение и изменение ранее установленного диагноза; - консультирование педагогических, медицинских, социальных работников и родителей по вопросам, связанным с особыми образовательными потребностями детей; - создание регионального банка данных. Направление детей на обследование ПМПК осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или с согласия родителей (законных представителей) по инициативе образовательного учреждения здравоохранения и социальной защиты. Структура деятельности ПМПК предусматривает следующие виды консультаций: 1) психолого- медико- педагогические консультации с целью установления и уточнения диагноза с последующим рекомендациями всех членов ПМПК для родителей, педагогов и психологов образовательных учреждений. 2) психолого- медико- педагогические консультации в режиме комиссии с целью отбора определённой категории детей с проблемами в развитии и комплектования спец дошкольных образовательных учреждений. Контингент детей: дизартрия, алалия, заикание. ОНР I, II, III уровня. Наполняемость: дети с ОНР – 10человек, дети с ФФНР – 12человек, дети с заиканием – 12 человек. Возраст: 3-7 лет. Длительность занятий: фронтальные занятия- 25-30 минут, индивидуально-подгрупповые занятия- 15-20 минут. Частота занятий: 1-2 раза в день. Основные задачи коррекционного процесса: 1. коррекция нарушений устной речи: формирование правильного произношения, 2. усвоение лексических и грамматических средств языка, 3. развитие навыков связной речи, 4. предупреждение нарушений чтения и письма, 5. активизация познавательной деятельности, 6. коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития. Длительность пребывания зависит от тяжести речевого дефекта и времени поступления колеблется от 1 до 4 лет. Выпуск осуществляется ПМПК. Осуществляется взаимодействие с воспитателями, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре. Логопункт организуется в общеразвивающем, комбинированном, компенсирующем видах ДОУ, может быть организован как дополнительная услуга на договорной основе. Диагностика проводится логопедом ДОУ с 1 по 15 сентября. Контингент детей: дошкольники с ФФНР, ФНР; дети со сложными или сочетанными речевыми дефектами в силу отдалённости от места жительства ДОУ с логопедическими группами, нехватка мест в логопедических группах. Наполняемость: до 35 детей, минимальная – до 20 детей, в зависимости от расположения (город, сельская местность). Возраст- 5-7 лет. Формы работы: индивидуальная, индивидуально-подгрупповая. Длительность занятий: 3-5 раз в неделю. Частота посещений: 3-5 раз в неделю. Основные задачи коррекционного обучения: 1) преодоление фонетических и фонематических недостатков речи; 2)предупреждение нарушений чтения и письма. Длительность пребывания зависит от тяжести речевого дефекта и колеблется от 1,5 месяцев до 1 года; Выпуск дошкольников из логопункта осуществляет логопед, ПМПк ДОУ. При осуществлении коррекционной работы осуществляется взаимосвязь с родителями и воспитателями. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|