ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Модель инклюзивного (интегрированного) образования детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровьяДемократические преобразования в обществе и эволюционное развитие системы специального образования способствовали появлению и внедрению в практику идей интегрированного воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии совместно с нормально развивающимися сверстниками. В настоящее время в Российской Федерации интегрированное воспитание и обучение детей значительно расширилось. Однако необходимо придать данному процессу организованный характер, обеспечив каждому ребенку, имеющему oтклoнeния в развитии, уже с раннего возраста доступную и полезную для его развития форму интеграции. В соответствии с методическим письмом Института возрастной физиологии РАО «Об использовании Программ индивидуального адаптивного развития при подготовке детей к школе» от 17.02.2004г. № 14-51-36) 80- 90 % детей 6-7 лет имеют те или иные отклонения физического здоровья, 8-20% детей 6-7 лет имеют разнообразные по структуре и степени выраженности нарушения психофизического развития; около 60% детей 6-7 лет имеют нарушения речевого развития, около 35% детей 6- 7 лет имеют несформированность зрительно-пространственного восприятия; около 20% детей имеют нарушения опорно-двигательного аппарата, более 30% детей 6-7 лет имеют несформированность сложнокоординированных движений и руки и графических движений, более 70% детей 6-7 лет имеют несформированность интегративных функций (зрительно-моторных, слухо -моторных и сенсомоторных координации). Одним из способов оптимизации обучения Ю.К. Бабанский назвал комплексное планирование и конкретизацию задач образования, воспитания и развития личности ребёнка. Смысл комплексного подхода прежде видеться всего в том, что воспитательно-образовательные действия педагога направляются, во- первых, на формирование личности ребёнка в целом, а во- вторых, на интеграцию в целостную систему всех идущих на неё целенаправленных влияний. Таким образом, в основе комплексного подхода лежат идеи единства, целостности, неразрывности образовательно-воспитательного процесса. Большая распространённость речевых нарушений у детей дошкольного возраста вызывает необходимость поиска путей повышения эффективности коррекционного воздействия. Основные задачи: 1) расширение охвата нуждающихся детей дошкольного возраста необходимой им специальной педагогической помощью, максимально приблизить её к месту жительства ребёнка; 2) обеспечение детей с ограниченными возможностями здоровья возможность быть интегрированными в среду нормально развивающихся сверстников; 3) обеспечение родителям возможности получения необходимой консультативной помощи; 4) обеспечение массовым педагогам, работающим с интегрированными детьми постоянную и квалифицированную методическую помощь. Для нормально развивающихся детей не менее значимо развитие интеграции, поскольку эта форма организации обучения позволяет целенаправленно готовить их к безусловному принятию человека с особыми социальными и образовательными потребностями, формировать толерантное отношение. Основные условия: 1) наличие возможности подобрать ребёнку тот вариант организации интегрированного обучения, который является доступным и полезным для его развития; 2) желание родителей своего ребёнка вместе с нормально развивающимися сверстниками; 3)стремление и готовность семьи систематически помогать ребёнку в процессе обучения. В основе построения модели инклюзивного (интегрированного) образования детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья положены следующие принципиальные положения: - гуманизация системы образования, создание условий для удовлетворения образовательных потребностей различных категорий детей; - взаимодействие структур массового и специального образования в реализации интегративных подходов к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья; - доступность образования детям при наличии дефектов развития различной тяжести и глубины; - обеспечение своевременной диагностики отклонений в развитии, направленной на разработку индивидуального образовательного маршрута для каждого ребёнка, предусматривающего обучение и воспитание в наименее ограничивающих условиях; - индивидуализация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья как универсальный механизм, направленный на помощь ребёнку в реализации его индивидуальных образовательных возможностей и потребностей; - интегративный подход к организации педагогической помощи детям, предусматривающий взаимодействие и ответственность региональных и муниципальных органов власти в создании условий для реализации прав и потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья; - мониторинг процессов, происходящих в системе помощи детям с отклонениями в развитии, прогнозирование перспективных направлений развитии обозначаемой системы, разработка рекомендаций для подсистем разрабатываемой модели; - ориентация на запросы региона; - мониторинг потребностей региональной системы специального образования в подготовленных специалистах определённых категорий для работы с детьми, имеющими те или иные отклонения в развитии; - формирование регионального банка данных: 1) о детях с отклонениями в умственном и физическом развитии различных категорий, о перечне диагностического инструментария и коррекционных технологиях, применимых в системе психолого - педагогической диагностики и оказания коррекционно-педагогической помощи детям с проблемами в развитии; 2) о системе государственных и негосударственных учреждений региона, деятельность которых направлена на выявление и комплексную реабилитацию детей с ограниченными возможностями здоровья; 3) о системе государственных и негосударственных учреждений, обеспечивающих реабилитацию ребёнка средствами образования; 4) о наличии достаточного количества специалистов, обеспечивающих комплексную реабилитацию детей с ограниченными возможностями здоровья в системе образования области и уровне их профессиональной компетентности. При обсуждении методологических вопросов разработки инновационной модели оказания специализированной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья следует учитывать: - достигнутый уровень развития отечественной системы оказания специальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья; - особенности развития системы оказания специальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в Тюменской области как субъекте Российской Федерации; - эволюционный характер реформирования отечественной системы специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья за счёт введения инноваций на уровне вариативности форм, методов и технологий. В основе построения модели инклюзивного (интегрированного) образования детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья положены следующие базовые модели интегрированного обучения, которые представлены в табл. 1. Таблица 1 Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|