Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Развитие диалогической речи в онтогенезе




 

Диалог – слово греческого происхождения (dialogos – dia «сквозь, через» и logos «слово, значение, речь»), которое можно истолковать, как «сквозное движение, разделение, взаимность». Из этого следует, что диалог – это разделенное слово, взаимная речь, т.е. разговор, который ведут два или более человек. Данная этимология вызывает образ смыслового потока, текущего между людьми, среди нас и через нас, из которого может появиться новый смысл, новое понимание и который обновляет и наполняет смыслом самих людей, их жизнь [1].

Диалогическая форма общения – наиболее естественная и привычная – не дается человеку от рождения. Этот вид деятельности человек осваивает так же, как и любой другой вид, и протекает он только в процессе взаимодействия с более опытными партнерами – носителями коммуникативной культуры. Многие специалисты пришли к выводу, что диалогу нужно учить (В.И. Яшина, А.А. Павлова, Н.М. Юрьева и др.). «Диалог – это не просто бытовой ситуативный разговор, а богатая мыслями произвольная контекстная речь, вид личностного взаимодействия, содержательное общение» [2].

Овладение диалогической речью ребенком происходит непроизвольно, потому как, она тесно связана с его практической деятельностью и используется им для установления контакта и сотрудничества с взрослым в процессе игр и других занятий. В процессе своей деятельности ребенок обращается к взрослым с вопросами, просьбами о помощи и старается понять их ответы, что говорит о том, что этот вид речи ему жизненно необходим [3].

Исследуя данные коммуникативного опыта и их временные границы можно проследить динамику онтогенеза диалога, проанализировать основные этапы развития диалогической речи: от партнерства в диалоге «взрослый – ребенок» до равноправного партнерства в диалоге «ребенок – ребенок».

На первых этапах формирования диалога в партнерстве «взрослый – ребенок» структурой диалога ребенок еще не владеет. На это указывает отсутствие коммуникативной инициативы с его стороны по отношению к взаимодействию с взрослым. Помимо этого ребенок не умеет реагировать на вопросы взрослого адекватным образом, не умеет начинать и поддерживать тему (или микро тему) диалога, не умеет добавлять новую информацию к реплике взрослого или переходить к другой теме [9].

В подобных ситуациях на помощь ребенку приходит его взрослый партнер по диалогу. В основных случаях этим взрослым выступает мать, которая «чинит» рождающуюся структуру диалога. Инстинктивная материнская тактика является в своем роде интерпретирующей, так как мать растолковывает поведение ребенка – его взгляды и жесты. Важным в этом процессе является использование повторов для моделирования и закрепления, поскольку это влияет на складывающиеся коммуникативные действия, на расширения их репертуара [9].

На первом этапе общения с взрослым малыш не понимает его речь, но в это время зарождаются предпосылки для овладения речью в последующем.

«…Считается, что речь как средство общения ребенка начинается с того момента, когда он произносит слова и предложения. Однако еще до того, как ребенок начинает говорить словами, у него развивается система дословесных средств общения, которую мы назовем первым языком — протоязыком. В протоязык входят звуки (вокализации), мимика и движения тела, жесты и взгляды, а также предметы, которые выделяются ребенком в ситуации общения… Поэтому для обогащения протоязыка важно, чтобы и малыш, и мать использовали предметы в совместных действиях» [5].

В процессе развития ребенка жесты усложняются, перерастая в жестовые высказывания.

Ребенок пяти–шести месяцев жизни, желая общаться с матерью, доступными ему средствами (гулением, лепетом) старается привлечь её внимание. Это первая ступень недифференцированной формы общения матери и ребенка или «дуэт», как назвала данную форму общения Н.И. Лепская. «Дуэт» – это особое проявление не согласованного речевого взаимодействия, в котором общение на начальных этапах обеспечивается матерью. В «дуэте» мать заполняет возникающие паузы, подсказывает ребенку варианты поддержания и развития темы [10].

Диалог с годовалым ребенком фактически в половине случаев неуспешен. На этом этапе можно наблюдать некоторые виды ранних коммуникативных неудач. Частыми причинами первых неудач, таких как отсутствие ответных реакций, являются когнитивная недоступность или дефицит диалогической техники (отсутствие некоторых обще коммуникативных навыков). Позднее можно наблюдать у ребенка отсутствие ответа, вызванное недостатком словаря, неадекватную реакцию (действие), неправильный ответ [39].

В конце 1-го – в начале 2-го года жизни, на базе довербального периода, когда экспрессивно-мимические и предметно-действенные средства общения уже достигли высокого развития и значительной сложности, начинают появляться речевые средства общения. Что возможно при наличии благоприятных биологических предпосылок, нормального созревания и функционирования центральной нервной системы. Несмотря на это, решающим фактором возникновения речи в процессе общения (А. В. Запорожец, А. А. Леонтьев, М. И. Лисина, Л. Н. Галигузова) является стимулирующая среда человеческого окружения [6].

Период однословных предложений, расплывчатых слов-корней продлевается от 1 года 3 месяцев до 1 года 8 месяцев [7].

Умение начать диалог (словесно привлекать внимание взрослого) и попытки определить его тему возникают у ребенка примерно в возрасте полутора лет. В этот период у ребенка уровень развития фонетики несовершенен, лексико-грамматический репертуар ограничен и поэтому, мать, общаясь с ребенком, восполняет его коммуникативные неудачи. Она предлагает ему «образец» нормативного произношения и «расширяет» ответную реплику ребенка. Из этого следует, что мать не только учит ребенка реагировать на коммуникативную деятельность партнера, но и отображать новую информацию к теме. Зачастую мать сама реагирует за ребенка. Беря на себя роль и говорящего, и слушающего, она дает образцы реплик на свои предложенные реплики, поскольку ребенок еще не всегда правильно реагирует или по разным причинам отвлекается от темы совместного диалога [9].

Новой ступенью развития диалогического опыта ребенка можно считать время перехода от диалога «в мире вещей и с помощью вещей» к диалогу «в мире слов и с помощью слов». Этот процесс наблюдается примерно в возрасте двух лет. На этом этапе проявляется диалогическое взаимодействие, в структуре которого возникает совместная цель, в качестве которой может выступать обмен мнениями или чувствами.

Л. П. Якубинский рассматривает диалог как «разновидность человеческого поведения», указывая на «перемежающуюся» и «непосредственную» форму, в которой речь организуется определенным образом. Это определяет собственно языковые особенности диалога: краткость, реплицирование, быстроту действия, постоянную смену ролей, возможность недосказывания, обусловленную, внеязыковым контекстом и т. д. [11].

Первые умения реплицирования у ребенка формируются тогда, когда он словом-предложением выказывает повеление к действию, излагает информацию о предмете или явлении, когда интересуется об их скрытых свойствах, когда обращается к взрослому, предлагая общаться. Таким образом, к двум годам формируется совместная речевая деятельность ребенка и взрослого, и появляются двухсловные предложения [7].

С 1 года 10 месяцев до 3 лет – это период усвоения грамматической структуры предложения через освоение грамматических категорий, продуктивных типов словообразования и словоизменения, быстрым ростом разных типов простого и сложного предложений, в которых члены предложения получают выражение в синтаксических средствах языка [6].

Непосредственно в этом периоде у детей расширяются возможности строить вопросительные предложения, формируются умения запрашивать информацию о предметах и явлениях действительности, развиваются умения и навыки реплицирования [6].

«…В диалоге с ребенком третьего года мать начинает активно использовать квантитативные (количественные [12]) и квалитативные (качественные [12]) вопросы, вопросы причинной обусловленности. Вопросы матери также меняются – движение от вопросов о ситуациях, наблюдаемых, к вопросам о ситуациях ненаблюдаемых» [9].

К третьему году жизни ребенок овладевает флексийной системой русского языка для выражения синтаксических связей слов в предложении (падежные окончания существительных, личные окончания глаголов) [7].

Дети начинают усваивать служебные слова (предлоги, союзы). Учатся заменять бессоюзные предложения союзными. Овладевают грамматическим строем речи, что в дальнейшем дает перспективы для развития диалогических и монологических устных высказываний. [7].

Ребенок трех-четырех лет не владеет распространенными речевыми клише, но он способен выделять из речи взрослого необходимые речевые штампы и поддерживать беседу в сфере одного микродиалога, потом переключаться на другую тему [6].

Возраст 4-5 лет – это период возникновения реплик-переспросов. Реплики-переспросы представляются в виде просьб пояснить сказанное партнером, другими словами они служат механизмом восстановления разговора между собеседниками. Позже от неспецифического вида просьбы «вопрос-переспрос» развивается модель «вопрос-ответ».

Вдобавок, в этом возрасте у детей возникают трудности в поддержании беседы. Однако они умеют переносить речевые штампы в типичные ситуации, задавать серию вопросов, при этом не соблюдать логическую последовательность в построении предложений. Реплики-реакции становятся расширенными, призывающие к продолжению беседы. Микродиалоги состоят из нескольких диалогических единств, объединенных одной темой [6].

От трех до пяти лет – возраст перехода от предметно-практической деятельности к игровой деятельности, где главным партнером для ребенка становится сверстник, или его заменитель – игрушка или кукла. Кукла для ребенка не обязательно является «дочкой» или «сыночком», кукла – друг в общении и в игре. Кукла-собеседник «провоцирует» формирование диалога [13].

У детей младшего дошкольного и среднего возраста начинают формироваться отдельные диалогические навыки, которые в последствии определят уровень развития диалогической речи ребенка в старшем дошкольном возрасте [6].

У детей 5-6 лет появляется свобода общения. Они начинают проявлять инициативу в диалоге, как с взрослыми, так и со сверстниками. А в отсутствии таковых, во время игры с куклой они предлагают ей, кукле-«собеседнику», рассказать о чем-либо. Во время таких игр, пользуясь речевыми клише (приветствиями, прощаниями), дети рассказывают об увиденном или услышанном. Целенаправленно задают серии вопросов в четкой логической последовательности.

В подобной игровой обстановке ребенок, продумывая ответ за свою куклу, проговаривает от ее лица, меняя интонацию, модуляцию голоса. Он обучается составлению диалогов сложной структуры, состоящих из нескольких микротем.

Реплики-реакции обладают широким смысловым спектром согласия, несогласия, совета, просьбы и т.д. [13].

У старшего дошкольника уже развита диалогическая речь, за счет чего он чувствует себя раскованней и уверенней в любой обстановке. Он в состоянии адекватными средствами выражать свои мысли и чувства, показывать свою творческую индивидуальность. Старшему дошкольнику диалогическая речь предоставляет возможность ярче проявлять себя в разных видах деятельности, и, в первую очередь, игровой и художественной [14].

В семь лет наступает период повышения качества умений и навыков диалогической речи. Вопросительные предложения требуют развернутого ответа с новой информацией. Желание взаимодействия с более сложными контактами, приводит к внеситуативно-деловому общению со сверстником или его заменителем куклой, «сказочным» персонажем. Сюжетно-ролевые игры заменяются играми с правилами. Одной из ведущих во взаимодействии со сверстниками является морфологически и синтаксически освоенная диалогическая речь. Дети свободно используют штампы «речевого этикета», реплики в диалоге носят побуждающий характер, способные продолжить беседу на заданную тему. В семилетнем возрасте дети уже в состоянии самостоятельно договориться, придумать правила игры, решить конфликтную ситуацию и т.д. В этом возрасте диалогическая речь детей становится более выразительной, к тому же дети начинают пользоваться невербальными средствами выражения эмоций, которые сопровождаются репликами [6].

Диалогическое взаимодействие детей между собой (сверстниками) развивается в процессе совместной деятельности.

Дж. Брунер рассматривал «развитие совместной деятельности» как основной путь формирования речи и коммуникативного взаимодействия в детском возрасте. С расширением сферы социального взаимодействия ребенка коммуникативное взаимодействие детей приобретает более сложный характер, причем как показано Ж. Пиаже и Т. Слама-Казаку, значительное место в нем занимает вербальное и предметное взаимодействие детей друг с другом: создаются предпосылки коллективных взаимоотношений, отношения кооперации и сотрудничества, развивается умение действовать как в речевом, так и в предметном плане с учетом не только своей позиции и своей точки зрения на ситуацию взаимодействия, но и с учетом интересов и позиций другого человека [15].

Таким образом, способность к общению у детей в онтогенезе появляется очень рано, и каждый возрастной период имеет определяющие стороны речевого развития, которые влияют как на конкретный период, так и на последующее речевое развитие. Не малое значение на развитие речи ребенка имеет окружающая обстановка, в которой воспитывается ребенок: отношение, а особенно общение взрослых с ребенком, их воспитательное воздействие, а также, собственно, активность самого ребенка в различных видах деятельности.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных