ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Суммарный балл по двум показателям(контрольная группа)
По итогам исследования было выявлено, что один ребенок (10%) имеет высокий уровень развития диалогической речи. Что говорит о том, что он умеет составлять больше 4 двучленных диалогических единств, включает в диалогическую речь речевой этикет, пользуется правильной, прямой речью. Восемь человек (80%) имеют средний уровень развития диалогической речи. Эти дети используют в диалоге простые, однословные предложения, соответствующие ситуации. Составляют 1–3 диалогические единства, но имеющие синтаксические и грамматические ошибки в речи. Один ребенок (10%) имеет низкий уровень развития диалогической речи. Это ребенок, который не может придумать диалог, а составленные им реплики определяют только тему разговора по предложенной картинке. Его ответы на вопросы взрослого не соответствуют ситуации или зачастую отражаются неточно. Проведем сравнительный анализ итоговых показателей экспериментальной группы и результатов повторного обследования контрольной группы в процентном соотношении и представим его в таблице 13. Таблица 13. Сравнительная таблица итоговых показателей констатирующего и контрольного экспериментов (%)
Сравнительный анализ показал, что итоговые показатели в экспериментальной группе выше, чем показатели в контрольной группе. Эти данные указывают на динамику развития диалогической речи детей экспериментальной группы вследствие проведенного формирующего этапа. Дети старшего дошкольного возраста с ОНР из экспериментальной группы, с которой проводилась коррекцинно-развивающая работа, стали чаще идти на контакт с взрослыми и детьми, активно участвовать в диалогах, их словарный запас увеличился, чего не скажешь о детях из контрольной группы. В контрольной группе динамика развития диалогической речи детей тоже присутствует, однако, не значительная. Данная динамика связана с тем, что с детьми из контрольной группы проводились общеобразовательные занятия воспитателем и логопедом. Данные результаты говорят о достаточно высокой эффективности проведенной работы по развитию диалогической речи у дошкольников с ОНР в совместной игровой деятельности. Таким образом, уровень развития диалогической речи у старших дошкольников с ОНР значительно повысился, следовательно, гипотеза о том, что процесс совместной игровой деятельности эффективно влияет на формирование диалогической речи у старших дошкольников с ОНР, подтвердилась. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Целью данного исследования являлось определение психолого-педагогических условий формирования диалогической речи у старших дошкольников с ОНР в процессе совместной игровой деятельности (если во введении поменяли здесь тоже меняем?). В процессе достижения цели мы решали ряд задач. Проанализировав научную и методическую литературу по данному вопросу, мы раскрыли понятие диалога. Рассмотрели вопрос закономерности формирования диалогической речи в онтогенезе и при общем недоразвитии речи. Определили, что развитие диалогической речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка. Необходимым условием для развития диалогической речи является освоение разных сторон речи. При ОНР наблюдается стойкое нарушение деятельности общения, что создает серьезные проблемы в процессе развития и обучения межличностного взаимодействия детей. Поэтому полноценное развитие диалогической речи у детей с ОНР выполнимо только при создании самых благоприятных условий для совместной деятельности ребенка и взрослого. Существуют разные методы формирования диалогической речи у детей, основным из них в повседневном общении является беседа, с которой тесно связано совместное рассказывание. Помимо этого, развитие диалога у детей возможно и при использовании игровой деятельности. Во время организации игр существует возможность развивать организаторские способности детей, совершенствовать формы, виды и средства общения, формировать взаимоотношения детей друг к другу, а также, развивать коммуникативные умения и навыки. В данном случае, возможно использование всех видов игровой деятельности, содержащих речевой, диалогический материал. Для оценки уровня развития диалогической речи у старших дошкольников с ОНР нами было проведено исследование на базе МБДОУ №30 п. Каменоломни Октябрьского района. В исследовании участвовало по 10 детей старшего дошкольного возраста с ОНР в экспериментальной и контрольной группах. Исследования проводились по методике Р.И.Лалаевой «Исследование диалогической речи с опорой на сюжетную картинку» и методике «Использование навыка диалогической речи при самостоятельном составлении диалогов». Анализируя проведенные диагностические исследования, мы определили, что старшие дошкольники с ОНР существенно отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении навыками связной диалогической речи. Мы отметили, что они владеют лишь самыми простыми формами диалога, не умеют развернуто отвечать на вопросы и неспособны выстраивать партнерские отношения. Используя методические пособия, нами был разработан календарно-тематический план (с декабря 2015 г. по февраль 2016 г.) по развитию диалогической речи детей с ОНР. Данная работа проводилась только с детьми из экспериментальной группы. В течение этого периода вместе с детьми проводились игровые упражнения, дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, где дети принимали активное участие не только во время самого проведения игры, но и во время ее подготовки, особенно в сюжетно-ролевых играх и играх-драматизациях, когда дети участвовали в приготовлении костюмов, декораций, необходимых атрибутов. Данная работа проводилась как в групповой, так и в индивидуальной форме. После проведенного нами формирующего этапа исследования диалогической речи, был проведен повторный, контрольный этап по методикам, использованным в констатирующем этапе. Анализ и сравнение результатов контрольного этапа позволили отметить нам динамику развития диалогической речи у детей в экспериментальной группе, притом, что в контрольной группе такой динамики не наблюдается. Дети с ОНР из экспериментальной группы стали лучше идти на контакт с взрослыми и детьми, активно участвовать в диалогах, словарный запас этих детей увеличился. Уровень развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР значительно повысился, следовательно, гипотеза о том, что процесс совместной игровой деятельности эффективно влияет на формирование диалогической речи у старших дошкольников с ОНР, подтвердилась. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Развитие речи дошкольника: Сб. науч. трудов / Под ред. О. С. Ушаковой. - М.: АПН СССР, 2000. - 137с. 2. Арушанова А., Рычагова Е., Дурова Н. Истоки диалога // Дошкольное воспитание. - 2002. - №10 3. Парамонова, Л.Г. Воспитание связной речи у детей. Методическое пособие. – (Серия «Методический кабинет»)- СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2011. – 176 с. 4. Психологический словарь. – М.: Педагогика-Пресс, 2008. – 440 с. 5. Исенина Е.И. Родителям о психическом развитии и поведении глухих детей первых лет жизни. —— М.: ОАО ИГ «Прогресс», 1999. - 80 с. 6. Специальное образование: научно-методический журнал / ФГБОУ ВПО С71 «Урал.гос.пед. ун-т»; Ин-т спец. образования. — Екатеринбург, 2012. — № 3. 7. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев — СПб.: Детство-Пресс, 2007. 8. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. - М., 2001. 9. Цейтлин С. Н. Некоторые особенности диалога “взрослый-ребенок”: функции реплик -повторов.// Ребенок как партнер в диалоге. - СПб.: Издательство “Мозаика - синтез”, 2003. 10. Лепская Н.И. Язык ребенка (онтогенез речевой коммуникации) - М., 1997. с 13 11. Якубинский, Л.П. О диалогической речи / под ред. Л.В. Щербы. Спб., 2007. 259 с 12. Толковый словарь русского языка. Под редацией Д. Н. Ушакова Издательство: ИДДК Год: 2004 13. Морозова, Е. Ю. Нравственное развитие дошкольников в процессе игры с куклой: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.0 / Морозова Екатери- на Юрьевна; Моск. гос. пед. ун-т. — М., 2009. 14. Жукова Н.С. Отклонения в развитии детской речи / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. Екатеринбург, 2006. - С. - 26. 15. Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психологии общения: Кн. для учителя и родителей. - М.: Посвящение, 2007. 16. Левина Р. Е. Нарушения речи и письма у детей. Избранные труды. Научно-публицистическое издание, Москва 2005 год, издательство Аркти. 17. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений /Под ред. Л.С. Волковой, С.Н.Шаховской. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. 18. Р.И. Лалаева, С.Н. Шаховская. «Логопатопсихология: учеб. пособие для студентов / под ред..»: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС; Москва;, 2011 19. А.Н. Гвоздев: Вопросы изучения детской речи. Детство-Пресс, 2007 г. 20. Эльконин, Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах / Д.Б. Эльконин. Воронеж. 2005. 198 с. 21.. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А. Леонтьев. М.: Просвещение, 1995. 214 с. или Леонтьев А.А. Исследования детской речи / А.А. Леонтьев. М.: Просвещение, 2004. 268 с. 22. Павлова О.С. Нарушение коммуникативного акта у детей с ОНР / О.С. Павлова // Психолингвистика и современная логопедия / под ред. Л.Б. Халиловой. М.: Экономика, 2007. 304 с. 23. Коломинский Я.Л., Жизневский Б.П. Социально-психологические особенности совместной игровой и трудовой деятельности дошкольников // Вопр. психол. - 1986. - № 5. 24. Коммуникативно-речевая деятельность детей с отклонениями в развитии: диагностика и коррекция: монография/ под ред. Г.В.Чиркиной, Л.Г.Соловьевой. – Архангельск: Поморский университет, 2009 - 403.
25. Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения / А.К. Маркова. М.: Педагогика, 2004. 26. Павлова О.С. Нарушение коммуникативного акта у детей с ОНР / О.С. Павлова // Психолингвистика и современная логопедия / под ред. Л.Б. Халиловой. М.: Экономика, 2007 27. Игры для формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Кирдяшова Наталья Петровна http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2013/12/30/igry-dlya-formirovaniya-kommunikativnykh-umeniy-u-detey 28. Гаркуша Ю.Ф. Педагогическое обследование дошкольников. /Под ред. О.Н. Усановой. – М.: НПЦ «Коррекция». – 1992. 29. Жукова, Н. С. Отклонения в развитии детской речи / Н. С. Жукова - М.: Просвещение, 2004. 30. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников / под ред. В.В. Ветрова. М.: Педагогика, 2005 31. Лалаева Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. СПб.: КАРО, 2004. 160 с. 32. Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи / Л.Ф. Спирова. М.: Педагогика, 2000. 192 с. 33. Радина К. К. Метод беседы в воспитательно-образовательной работе с детьми старшей группы детского сада // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. - М.: Академия, 2009. - с.221-229. 34. Горшкова Е. Учите детей общаться // Дошкольное воспитание. - 2007. - №12. - с. 91-93. 35. Колодяжная Т. П. Колунова Л. А. Речевое развитие ребенка в детском саду: новые подходы. Методические рекомендации для руководителей и воспитателей ДОУ,- Ростов - н/Д: ТЦ «Учитель», 2002.
36. Алексеева М. М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родного языка дошкольников: Учебное пособие. - М.: Академия, 2008. 37. Ветрова В. В., Смирнова Е. О. Ребенок учится говорить. - М.: Знание, 2008. - 94с. 38. Истоки диалога: Книга для воспитатей/ Под ред. А.Г. Арушановой. - М.: “Мозаика-синтез”, 2003 39.. Ли Н. М. Приобретение коммуникативных навыков в возрасте 1.3 - 2.8// Ребенок как партнер в диалоге. - СПб.: Издательство “Мозаика- синтез”, 2003. 40. Гальперин П. Я. Актуальные проблемы возрастной психологии / П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец С. Н. Карпов. - М.: Изд - во МГУ, 2008. - 176 с. 41. Арушанова А., Рычагова Е., Дурова Н. Истоки диалога // Дошкольное воспитание. - 2002. - №10. - с. 82-90. 42. Флерина Е. А. Разговорная речь в детском саду // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. - М.: Академия, 2009. - с.210 43. Основы теории речевой деятельности / Под ред. А. А. Леонтьева. -- М.: Просвещение, 2004. - 148с. 44. Развитие общения у дошкольников / под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной. М.: Просвещение, 2004. 269 с. 45. Рубинштейн С.Л. Речь и общение. Функции речи. Развитие речи у детей / С.Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2002. 720 с. 46. Выготский Л.С. Детская речь / Л.С. Выготский. М.: Педагогика, 2006. 420 с. 47. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей. Москва: Просвещение, 2004. - 72 стр. 48. Программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (М.: Мозаика-Синтез, 2011) 49.http://pedportal.net/doshkolnoe-obrazovanie/razvitie-rechi/diagnostika-razvitiya-dialogicheskoy-rechi-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-984099 Скочилова Наталья Тарасовна Диагностика развития диалогической речи у детей дошкольного возраста. 50. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. — М., 2000.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|