Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Суммарный балл по двум показателям




(контрольная группа)

№ п/п Ф.И.О. ребенка Суммарный балл
  Ксюша С.  
  Вова Ф.  
  Илона Д.  
  Катя С.  
  Илья З.  
  Сережа З.  
  Таня Л.  
  Настя Р.  
  Дима К.  
  София Е.  

 

По итогам исследования было выявлено, что один ребенок (10%) имеет высокий уровень развития диалогической речи. Что говорит о том, что он умеет составлять больше 4 двучленных диалогических единств, включает в диалогическую речь речевой этикет, пользуется правильной, прямой речью.

Восемь человек (80%) имеют средний уровень развития диалогической речи. Эти дети используют в диалоге простые, однословные предложения, соответствующие ситуации. Составляют 1–3 диалогические единства, но имеющие синтаксические и грамматические ошибки в речи.

Один ребенок (10%) имеет низкий уровень развития диалогической речи. Это ребенок, который не может придумать диалог, а составленные им реплики определяют только тему разговора по предложенной картинке. Его ответы на вопросы взрослого не соответствуют ситуации или зачастую отражаются неточно.

Проведем сравнительный анализ итоговых показателей экспериментальной группы и результатов повторного обследования контрольной группы в процентном соотношении и представим его в таблице 13.

Таблица 13.

Сравнительная таблица итоговых показателей констатирующего и контрольного экспериментов (%)

 

Уровень Экспериментальная группа Контрольная группа
Высокий    
Средний    
Низкий    

 

Сравнительный анализ показал, что итоговые показатели в экспериментальной группе выше, чем показатели в контрольной группе. Эти данные указывают на динамику развития диалогической речи детей экспериментальной группы вследствие проведенного формирующего этапа. Дети старшего дошкольного возраста с ОНР из экспериментальной группы, с которой проводилась коррекцинно-развивающая работа, стали чаще идти на контакт с взрослыми и детьми, активно участвовать в диалогах, их словарный запас увеличился, чего не скажешь о детях из контрольной группы.

В контрольной группе динамика развития диалогической речи детей тоже присутствует, однако, не значительная. Данная динамика связана с тем, что с детьми из контрольной группы проводились общеобразовательные занятия воспитателем и логопедом.

Данные результаты говорят о достаточно высокой эффективности проведенной работы по развитию диалогической речи у дошкольников с ОНР в совместной игровой деятельности.

Таким образом, уровень развития диалогической речи у старших дошкольников с ОНР значительно повысился, следовательно, гипотеза о том, что процесс совместной игровой деятельности эффективно влияет на формирование диалогической речи у старших дошкольников с ОНР, подтвердилась.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Целью данного исследования являлось определение психолого-педагогических условий формирования диалогической речи у старших дошкольников с ОНР в процессе совместной игровой деятельности (если во введении поменяли здесь тоже меняем?).

В процессе достижения цели мы решали ряд задач.

Проанализировав научную и методическую литературу по данному вопросу, мы раскрыли понятие диалога. Рассмотрели вопрос закономерности формирования диалогической речи в онтогенезе и при общем недоразвитии речи. Определили, что развитие диалогической речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка. Необходимым условием для развития диалогической речи является освоение разных сторон речи. При ОНР наблюдается стойкое нарушение деятельности общения, что создает серьезные проблемы в процессе развития и обучения межличностного взаимодействия детей. Поэтому полноценное развитие диалогической речи у детей с ОНР выполнимо только при создании самых благоприятных условий для совместной деятельности ребенка и взрослого.

Существуют разные методы формирования диалогической речи у детей, основным из них в повседневном общении является беседа, с которой тесно связано совместное рассказывание. Помимо этого, развитие диалога у детей возможно и при использовании игровой деятельности.

Во время организации игр существует возможность развивать организаторские способности детей, совершенствовать формы, виды и средства общения, формировать взаимоотношения детей друг к другу, а также, развивать коммуникативные умения и навыки. В данном случае, возможно использование всех видов игровой деятельности, содержащих речевой, диалогический материал.

Для оценки уровня развития диалогической речи у старших дошкольников с ОНР нами было проведено исследование на базе МБДОУ №30 п. Каменоломни Октябрьского района. В исследовании участвовало по 10 детей старшего дошкольного возраста с ОНР в экспериментальной и контрольной группах. Исследования проводились по методике Р.И.Лалаевой «Исследование диалогической речи с опорой на сюжетную картинку» и методике «Использование навыка диалогической речи при самостоятельном составлении диалогов».

Анализируя проведенные диагностические исследования, мы определили, что старшие дошкольники с ОНР существенно отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении навыками связной диалогической речи. Мы отметили, что они владеют лишь самыми простыми формами диалога, не умеют развернуто отвечать на вопросы и неспособны выстраивать партнерские отношения.

Используя методические пособия, нами был разработан календарно-тематический план (с декабря 2015 г. по февраль 2016 г.) по развитию диалогической речи детей с ОНР. Данная работа проводилась только с детьми из экспериментальной группы.

В течение этого периода вместе с детьми проводились игровые упражнения, дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, где дети принимали активное участие не только во время самого проведения игры, но и во время ее подготовки, особенно в сюжетно-ролевых играх и играх-драматизациях, когда дети участвовали в приготовлении костюмов, декораций, необходимых атрибутов. Данная работа проводилась как в групповой, так и в индивидуальной форме.

После проведенного нами формирующего этапа исследования диалогической речи, был проведен повторный, контрольный этап по методикам, использованным в констатирующем этапе.

Анализ и сравнение результатов контрольного этапа позволили отметить нам динамику развития диалогической речи у детей в экспериментальной группе, притом, что в контрольной группе такой динамики не наблюдается.

Дети с ОНР из экспериментальной группы стали лучше идти на контакт с взрослыми и детьми, активно участвовать в диалогах, словарный запас этих детей увеличился.

Уровень развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР значительно повысился, следовательно, гипотеза о том, что процесс совместной игровой деятельности эффективно влияет на формирование диалогической речи у старших дошкольников с ОНР, подтвердилась.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


 

1. Развитие речи дошкольника: Сб. науч. трудов / Под ред. О. С. Ушаковой. - М.: АПН СССР, 2000. - 137с.

2. Арушанова А., Рычагова Е., Дурова Н. Истоки диалога // Дошкольное воспитание. - 2002. - №10

3. Парамонова, Л.Г. Воспитание связной речи у детей. Методическое пособие. – (Серия «Методический кабинет»)- СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2011. – 176 с. 4. Психологический словарь. – М.: Педагогика-Пресс, 2008. – 440 с.

5. Исенина Е.И. Родителям о психическом развитии и поведении глухих детей первых лет жизни. —— М.: ОАО ИГ «Прогресс», 1999. - 80 с.

6. Специальное образование: научно-методический журнал / ФГБОУ ВПО С71 «Урал.гос.пед. ун-т»; Ин-т спец. образования. — Екатеринбург, 2012. — № 3.

7. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев — СПб.: Детство-Пресс, 2007.

8. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. - М., 2001.

9. Цейтлин С. Н. Некоторые особенности диалога “взрослый-ребенок”: функции реплик -повторов.// Ребенок как партнер в диалоге. - СПб.: Издательство “Мозаика - синтез”, 2003.

10. Лепская Н.И. Язык ребенка (онтогенез речевой коммуникации) - М., 1997. с 13

11. Якубинский, Л.П. О диалогической речи / под ред. Л.В. Щербы. Спб., 2007. 259 с

12. Толковый словарь русского языка. Под редацией Д. Н. Ушакова Издательство: ИДДК Год: 2004

13. Морозова, Е. Ю. Нравственное развитие дошкольников в процессе игры с куклой: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.0 / Морозова Екатери- на Юрьевна; Моск. гос. пед. ун-т. — М., 2009.

14. Жукова Н.С. Отклонения в развитии детской речи / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. Екатеринбург, 2006. - С. - 26.

15. Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психологии общения: Кн. для учителя и родителей. - М.: Посвящение, 2007.

16. Левина Р. Е. Нарушения речи и письма у детей. Избранные труды. Научно-публицистическое издание, Москва 2005 год, издательство Аркти.

17. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений /Под ред. Л.С. Волковой, С.Н.Шаховской. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002.

18. Р.И. Лалаева, С.Н. Шаховская. «Логопатопсихология: учеб. пособие для студентов / под ред..»: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС; Москва;, 2011

19. А.Н. Гвоздев: Вопросы изучения детской речи. Детство-Пресс, 2007 г.

20. Эльконин, Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах / Д.Б. Эльконин. Воронеж. 2005. 198 с.

21.. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А. Леонтьев. М.: Просвещение, 1995. 214 с. или

Леонтьев А.А. Исследования детской речи / А.А. Леонтьев. М.: Просвещение, 2004. 268 с.

22. Павлова О.С. Нарушение коммуникативного акта у детей с ОНР / О.С. Павлова // Психолингвистика и современная логопедия / под ред. Л.Б. Халиловой. М.: Экономика, 2007. 304 с.

23. Коломинский Я.Л., Жизневский Б.П. Социально-психологические особенности совместной игровой и трудовой деятельности дошкольников // Вопр. психол. - 1986. - № 5.

24. Коммуникативно-речевая деятельность детей с отклонениями в развитии: диагностика и коррекция: монография/ под ред. Г.В.Чиркиной, Л.Г.Соловьевой. – Архангельск: Поморский университет, 2009 - 403.

 

25. Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения / А.К. Маркова. М.: Педагогика, 2004.

26. Павлова О.С. Нарушение коммуникативного акта у детей с ОНР / О.С. Павлова // Психолингвистика и современная логопедия / под ред. Л.Б. Халиловой. М.: Экономика, 2007

27. Игры для формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Кирдяшова Наталья Петровна http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2013/12/30/igry-dlya-formirovaniya-kommunikativnykh-umeniy-u-detey

28. Гаркуша Ю.Ф. Педагогическое обследование дошкольников. /Под ред. О.Н. Усановой. – М.: НПЦ «Коррекция». – 1992.

29. Жукова, Н. С. Отклонения в развитии детской речи / Н. С. Жукова - М.: Просвещение, 2004.

30. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников / под ред. В.В. Ветрова. М.: Педагогика, 2005

31. Лалаева Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. СПб.: КАРО, 2004. 160 с.

32. Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи / Л.Ф. Спирова. М.: Педагогика, 2000. 192 с.

33. Радина К. К. Метод беседы в воспитательно-образовательной работе с детьми старшей группы детского сада // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. - М.: Академия, 2009. - с.221-229.

34. Горшкова Е. Учите детей общаться // Дошкольное воспитание. - 2007. - №12. - с. 91-93.

35. Колодяжная Т. П. Колунова Л. А. Речевое развитие ребенка в детском саду: новые подходы. Методические рекомендации для руководителей и воспитателей ДОУ,- Ростов - н/Д: ТЦ «Учитель», 2002.

 

36. Алексеева М. М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родного языка дошкольников: Учебное пособие. - М.: Академия, 2008.

37. Ветрова В. В., Смирнова Е. О. Ребенок учится говорить. - М.: Знание, 2008. - 94с.

38. Истоки диалога: Книга для воспитатей/ Под ред. А.Г. Арушановой. - М.: “Мозаика-синтез”, 2003

39.. Ли Н. М. Приобретение коммуникативных навыков в возрасте 1.3 - 2.8// Ребенок как партнер в диалоге. - СПб.: Издательство “Мозаика- синтез”, 2003.

40. Гальперин П. Я. Актуальные проблемы возрастной психологии / П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец С. Н. Карпов. - М.: Изд - во МГУ, 2008. - 176 с.

41. Арушанова А., Рычагова Е., Дурова Н. Истоки диалога // Дошкольное воспитание. - 2002. - №10. - с. 82-90.

42. Флерина Е. А. Разговорная речь в детском саду // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. - М.: Академия, 2009. - с.210

43. Основы теории речевой деятельности / Под ред. А. А. Леонтьева. -- М.: Просвещение, 2004. - 148с.

44. Развитие общения у дошкольников / под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной. М.: Просвещение, 2004. 269 с.

45. Рубинштейн С.Л. Речь и общение. Функции речи. Развитие речи у детей / С.Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2002. 720 с.

46. Выготский Л.С. Детская речь / Л.С. Выготский. М.: Педагогика, 2006. 420 с.

47. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей. Москва: Просвещение, 2004. - 72 стр.

48. Программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (М.: Мозаика-Синтез, 2011)

49.http://pedportal.net/doshkolnoe-obrazovanie/razvitie-rechi/diagnostika-razvitiya-dialogicheskoy-rechi-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-984099 Скочилова Наталья Тарасовна Диагностика развития диалогической речи у детей дошкольного возраста.

50. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. — М., 2000.

 

 



 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных