ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Концептуальные основы системы гражданско-патриотического воспитания 1 страницаПрограмма Образовательно-воспитательного курса Е полугодие 2015-2016 учебного года Классы
Донецк
Образовательно-воспитательный курс «Уроки гражданственности Донбасса» разработан для обучающихся 1-11 классов общеобразовательных организаций с целью освоения и реализации ими своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, родному краю, Отечеству.
СОДЕРЖАНИЕ I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.......................................................................................... 4 II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ..................................................................................... 20 Начальное общее образование 1-4 классы.................................................. 20 1 КЛАСС............................................................................................................................................................................... 20 2 КЛАСС............................................................................................................................................................................... 25 3 КЛАСС............................................................................................................................................................................... 29 4 КЛАСС............................................................................................................................................................................... 35 Основное общее образование 5-9 классы..................................................... 41 5 КЛАСС............................................................................................................................................................................... 41 6 КЛАСС............................................................................................................................................................................... 45 7 КЛАСС............................................................................................................................................................................... 51 8 КЛАСС............................................................................................................................................................................... 55 9 КЛАСС............................................................................................................................................................................... 61 Среднее общее образование 10-11 классы................................................... 66 10 КЛАСС............................................................................................................................................................................ 66 11 КЛАСС............................................................................................................................................................................ 71
ПРИЛОЖЕНИЯ........................................................................................................................ 77 Система гражданско-патриотического воспитания Рекомендуемые темы проектов, исследовательских работ Примерный перечень воспитательных мероприятий по гражданскому и патриотическому воспитанию в общеобразовательных школах 85 Диагностические материалы................................................................................ 90 Рекомендации по проведению социологического опроса................. 98 Глоссарий........................................................................................................................ 105 Медиатека к курсу «Уроки гражданственности Донбасса»............ 115 Патриотические песни для детей Художники Донецкого края................................................................................ 123
СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.................................................. 126
1. Актуальность, педагогическая целесообразность курса Современный мир развивается очень быстро. Постоянно изменяющиеся политические, социально-экономические отношения в обществе, государстве требуют от подрастающего поколения быстрой адаптации к новым условиям существования. Возникает проблема: как в условиях смещения ценностного вектора от высоких идеалов к идеалам достатка, жестокой рыночной конкуренции сохранить лучшие нравственные качества детей и молодежи. Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина Донецкой Народной Республики. Духовно-нравственное развитие гражданина ДНР – это процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать и оценивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, ценностных установок. Донецкая Народная Республика устремлена в будущее, в котором она будет представлять собой не только единое государство, но и единый народ, скреплённый общими ценностями, духовными смыслами, общностью исторической судьбы. В соответствии с этим должен определяться и современный идеал личности, воспитанной в новой образовательной среде – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях своего народа. Воспитание гражданина страны – одно из главных условий ее социально-экономического, политического и культурного роста. Функционально грамотный гражданин – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, необходимо, прежде всего, видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга. Сегодня гражданско-патриотическое воспитание – одна из главных задач, конечной целью которой должно стать формирование личности гражданина, патриота, труженика, семьянина. В связи с этим, данное направление требует постоянного развития системы идеологической и воспитательной работы, направленной на формирование духовно-нравственной, социально ответственной личности учащегося в образовательной организации. Задача педагогов – создать такие условия, которые позволили бы обучающимся на практике проявить свои патриотические чувства и гражданскую позицию, сформировать готовность сознательно и активно выполнять гражданские обязанности перед государством, обществом; способствовали бы воспитанию ответственности за судьбу страны, своих близких, свою собственную; дали бы возможность почувствовать себя нужным своей стране, своему городу, своей школе. В основе воспитания гражданина лежит, прежде всего, правильное понимание времени, в котором он живёт, сознание своего места в жизни, сопричастности ко всему, что происходит на земле. Быть полезным для всего общества, быть добрым, щедрым для людей, быть коллективистом – это то главное, что необходимо воспитать в детях. В условиях многонациональной и поликонфессиональной Республики осознание важности формирования патриотического сознания у подрастающего поколения на государственном уровне имеет особую значимость. Обеспечение гражданско-патриотического и духовно-нравственного развития гражданина Донецкой Народной Республики является ключевой задачей современной государственной политики. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений – всё это непосредственно зависит от принятия гражданином национальных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни. Таким образом, актуальность разработки образовательно-воспитательного курса «Уроки гражданственности Донбасса» обусловлена: · необходимостью организации патриотического воспитания детей и учащейся молодежи в целях формирования социальной ответственности, высокой мотивации к защите Отечества; · поиском идеи, которая могла бы помочь преодолеть духовный кризис, дискредитировавший понятия общего блага и социальной справедливости, обусловивший упадок общественной морали, и консолидировать общество; · необходимостью подготовки нового поколения к созиданию своей Республики, жизни в новых послевоенных условиях; · потребностью в обеспечении активного участия граждан Республики в поддержании ее безопасности от внешних и внутренних угроз в условиях борьбы с международным терроризмом. Всё это свидетельствует о необходимости работы, направленной на решение целого комплекса проблем воспитания и развития гражданина Донецкой Народной Республики, как человека достойного жить в своей стране, решать её современные проблемы и строить будущее. Именно поэтому существует необходимость в разработке новых школьных курсов воспитательной направленности, которые сочетают в себе информативность, научность, активно-деятельностный подход, метапредметность, в доступной форме объясняют молодому поколению необходимость помнить «кто мы и какого рода», чтить свои корни, родителей, родную землю. Именно эту задачу и призван выполнить новый образовательно-воспитательный курс «Уроки гражданственности Донбасса», направленный на становление ученика как гражданина, патриота своей малой и большой родины. Содержательные линии, входящие в состав курса, должны способствовать пониманию ответов на такие вопросы, как «Кто я?», «Что представляет собой окружающий меня мир?», «Что я знаю о своем роде?», «Что я знаю о своей Родине?», «Каковы мои права и обязанности?», «Что я могу сделать для блага Отечества?». Курс объединяет в себе 4 содержательные линии: историко-краеведческую, природоведческую, культурологическую и обществоведческую, которые реализуются через микросферы «Я – житель Донбасса», «Природа Донбасса» и «Культура Донбасса», «Дыхание времен», «След в истории», «Человек и закон», «Гражданская позиция», которые, в свою очередь, объединяются в три макросферы: «Донбасс – мой родной край», «Воспитай в себе гражданина Донецкой Народной Республики», «Донбасс и Русский мир». Обществоведческая составляющая (человек как личность; человек и общество; человек среди людей; культура) охватывает знания о человеке как нравственном и самоценном субъекте; знания об обществе, окружающей среде, в которой живет обучающийся, способствует поэтапному осознанию единства компонентов «Я – семья – школа – родной город (село) – Донецкая Народная Республика», раскрывает взаимодействие людей в семье, коллективе, обществе; предполагает активное общение детей с природным и социальным окружением, накоплением опыта личностного отношения к системе общественных ценностей, в частности этнических, общенациональных, общечеловеческих. Природоведческая составляющая знакомит учащихся с разнообразием природы, хозяйственной деятельностью населения Донецкой Народной Республики, охраной и сохранением природы родного края, с системой ценностей в отношении к природе, людям, самому себе; направляет практическую деятельность подрастающего поколения, связанную с охраной и сохранением природных богатств. Историко-краеведческая составляющая (города и села родного края; исторические памятники) предусматривает воспитание уважительного отношения к родному краю, его истории; утверждение у обучающихся патриотических взглядов. Культурологическая составляющая направлена на ознакомление с культурным наследием, традициями, верованиями нашего народа, воспитание уважительного отношения к ним и развитие внутренней потребности в сохранении и приумножении культурных достижений Республики. Курс носит межпредметный характер, обеспечивая реализацию учебных задач через интеграцию базовых дисциплин. Одновременно он является ядром воспитательного воздействия на личность ребенка и органически связан с системой знаний, которые предусмотрены программой внеклассной деятельности, что обеспечит разносторонность и перспективность обучения, воспитания и развития школьников. Развивающий аспект курса заключается в формировании универсальных учебных действий, опыта творческой деятельности учащихся, овладении обобщенными способами действий; моделировании культурных и ролевых стандартов поведения в различных ситуациях; развитии активного познавательного отношения к природе и социальному окружению; познании школьниками своих возможностей. Важнейшим воспитательным направлением содержания является формирование у обучающихся наиболее значимых для нашего народа ценностей: патриотизма, социальной справедливости, первичности духовного относительно материального, уважительного отношения к человеку и его труду; воспитание у ребенка своего собственного «Я», веры в свои силы, талант, способности; воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, способной бережно относиться к природе, миру вещей, самому себе, другим людям, понимать значение жизни как наивысшей ценности. 2. Нормативно-правовое обеспечение курса Нормативно-правовым обеспечением образовательно-воспитательного курса гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания «Уроки гражданственности Донбасса» являются: · Международная Конвенция о правах ребенка; · Конституция Донецкой Народной Республики; · Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании» от 07.07.2015 г. № 55-IНС; · Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодежи в Донецкой Народной Республике; · Локальные акты Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики, управлений (отделов) образования городов (районов) ДНР. Курс открыт для внесения корректив в ходе реализации, предусматривает постоянный анализ выполнения макросфер (разделов) и микросфер программы с учётом новых реалий образовательного процесса. 3. Цели и задачи курса Цели: · развитие и воспитание у граждан Донецкой Народной Республики патриотического самосознания, безграничной любви к Родине, к своему народу, стремления добросовестно выполнять гражданский, профессиональный и воинский долг, соблюдать свои конституционные права и обязанности; · подготовка функционально грамотного, высоконравственного, культурного, деятельного гражданина-созидателя, усвоившего общечеловеческие ценности, стремящегося к сохранению и приумножению духовных, культурных, материальных богатств своего народа и своего Отечества. Задачи: · модернизация системы гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания детей и учащейся молодежи, создание условий для её успешной реализации; · информационно-мировоззренческая подготовка детей и молодежи, оказание помощи в определении смысла жизни в условиях осуществляемых преобразований, формирование самосознания, ценностного отношения к социально значимым идеям и ценностям, особенно связанных с любовью к Отечеству и необходимостью обеспечения его безопасности; · воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни, развитие социальной и гражданской ответственности как важнейших характеристик молодежи, проявляющихся в активной жизненной позиции, стремлении лично участвовать в процессах строительства и развития общества и государства; · утверждение в сознании личности своей значимости как гражданина для государства; · формирование моральной и психологической готовности к защите Отечества, верности конституционному долгу в условиях мирного и военного времени, высокой гражданской ответственности; · привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Донецкой Народной Республики – Герба, Флага, Гимна, другой символики и исторических святынь Отечества; обеспечение роста уровня значимости патриотизма у подрастающего поколения; · формирование положительного отношения к труду, природе, окружающим людям, семье как важнейшим ценностям в жизни; · развитие потребности в духовно-нравственном, здоровом образе жизни; · уважение культурных достижений и исторического прошлого, традиций; · формирование желания учиться и самосовершенствоваться для того, чтобы развивать науку и культуру родного края. 4. Принципы построения курса · Принцип доступности требует, чтобы обучение строилось на уровне реальных учебных возможностей обучающихся, чтобы они не испытывали интеллектуальных, физических, моральных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом здоровье. · Принцип систематичности и последовательности в обучении требует, чтобы знания, умения и навыки формировались в системе, в определенном порядке, когда каждый элемент учебного материала логически связывается с другими, последующее опирается на предыдущее, готовит к усвоению нового. · Принцип преемственности в развитии подрастающих поколений с учетом возрастных особенностей и интересов различных слоев, групп молодежи реализуется через сквозные идеологические концепты и макросферы курса, которые изучаются на каждой ступени образования (от дошкольника до выпускника общеобразовательной организации) с постепенным усложнением и углублением содержания. · Принцип научности строится на интеграции науки и образовательного процесса, определяющего органическую связь этих составляющих. · Принцип активности субъектов образовательного процесса, реализующий их личностное взаимодействие и проявляющийся во внедрении активных методов и оперативном учете индивидуальных особенностей личности, обеспечении творческого характера деятельности. · Принцип универсальности основных направлений гражданско-патриотического воспитания предполагает целостный и комплексный подход к ним, необходимость использования и такого фактора формирования патриотизма, как социально-ценный опыт прошлых поколений, культивирующий чувство гордости за своих предков, национальные традиции в быту и внутрисемейных отношениях, учебе и подходах к труду, методах творчества. · Принцип наглядности обеспечивается применением в образовательном процессе разнообразных средств визуализации (иллюстраций, плакатов, карточек, видео, киноматериалов, слайдов и др.), а также посещение тематических экскурсий, выставок и др. · Принцип системно-организованного подхода предполагает скоординированную, целенаправленную работу всех подструктур образовательной организации, учреждений культуры и дополнительного образования, управлений образования, общественных организаций по патриотическому воспитанию граждан Донецкой Народной Республики. · Принцип адресного подхода в формировании патриотизма предполагает использование особых форм и методов патриотической работы с учетом каждой возрастной, социальной, профессиональной и других групп населения. · Принцип учета региональных условий в пропаганде патриотических идей и ценностей, означающий пропаганду идей и ценностей не только общего патриотизма, но и местного (регионального), характеризующегося привязанностью, любовью к родному краю, городу, селу, улице, школе, предприятию, спортивной команде и т.д. 5. Структурная схема курса
6. Ценностные установки гражданско-патриотического и духовно-нравственного развития и воспитания Программа образовательно-воспитательного курса гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания «Уроки гражданственности Донбасса» опирается на традиционные источники нравственности, такие как: · гражданственность (личностный аспект) – сформированная мировоззренческая нравственная позиция; чувство ответственности за родных, близких; гордость за историческую судьбу малой Родины, Отечества и государства; правовое самосознание; социальные навыки конструктивного взаимодействия; готовность к созидательной деятельности в социуме; уважение к культурным и другим традициям сограждан. · гражданственность(социальный аспект) – долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания; · гражданское общество – общество, обладающее способностями к самоорганизации на всех уровнях, от местных сообществ до общегосударственного уровня, к активному выражению запросов и интересов граждан как через свободно и демократически избранные органы власти и самоуправления, так и через институты гражданского общества; · искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие; · история – исторический путь народа, исторически значимые события, историческое развитие народа; · культура – культурное наследие народа, народные традиции, общечеловеческие и национальные ценности; · наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира; · патриотизм – любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству; · природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание; · равноправие – равенство перед законом, социальное равенство; · семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода; · совесть – потребность человека нести ответственность за свои действия; способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности и реализовывать нравственный самоконтроль; · солидарность – единство целей, задач, интересов, взаимоподдержка, взаимодействие; · социальная солидарность – свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство; · социализация – усвоение человеком социального опыта в процессе образования, воспитания и жизнедеятельности посредством вхождения в социальную среду, установления социальных связей, принятия ценностей социальных групп и гражданского общества в целом, активного воспроизводства системы общественных отношений; · труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость; · традиционные религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога; · человечество – мир во всем мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
7. Основные направления деятельности по реализации курса 1. Содержательное направление: · отбор учебного материала, способствующего формированию гражданско-патриотического и духовно-нравственного потенциала детей и подростков; · разработка образовательных, воспитательных, социально-педагогических технологий и методов; · интеграция в образовательном процессе, реализация метапредметного подхода; · развитие деятельности ученического самоуправления в школе. 2. Социально-педагогическое направление: · реализация системы просветительских и социально-педагогических мероприятий, адресованных обучающимся, родителям, педагогам; · социально-психологический мониторинг с целью выявления и коррекции имеющихся отклонений в семейном воспитании и личностном развитии обучающихся. 3. Управленческое направление: · изучение и обобщение передового социально-педагогического опыта в рамках реализации курса; · создание условий для реализации основных направлений программы курса в урочной и внеурочной деятельности; · привлечение к работе в решении поставленных задач всех существующих служб, работающих с обучающимися и их родителями по вопросам гражданско-патриотического, правового воспитания и формированию законопослушного поведения школьников. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|