Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Детство, студенческие годы и преподавательская деятельность




 

Митрополит Филарет был уроженцем города Коломны. В 1782 году 26 декабря по старому стилю в семье дьякона Михаила Федоровича и его жены Евдокии Никитичны Дроздовых родился будущий светильник Русской Православной Церкви, Василий Михайлович Дроздов. «В первые годы детства он воспитывался в семье деда по матери, соборного протоиерея Никиты Афанасьевича Филатова, под опекой бабушки Домники Григорьевны»[4]. Благочестивые дед и бабушка, сумели заложить в своем внуке добродушие и любовь ко всему, что окружало его. Доброе начало дало и добрый плод, который мы увидим в дальнейшем описании его жизни. «Бабушка Домника часто ходившая в Божий храм, приучила и своего внука к церковной молитве, да и сам маленький Василий любил не отставать от бабушки и спешил с ней в церковь, где пленялся красотой и благолепием богослужения»[5] Дедушка, любивший музыку, прививал к ней любовь и у внука. В свободное время он усаживался в укромном месте, брал гусли и играл церковные мелодии. Игра деда на гуслях пробудила у Василия интерес к этому чудесному инструменту. А когда Василий подрос и мог сам брать гусли, дедушка научил его благозвучно играть на них. За время, проведенное с дедушкой и бабушкой, Василий так привязался к ним, что когда за ним приходили родители, он говорил: «Я пошел бы с вами, но мне жаль оставить одних дедушку и бабушку, я пойду проводить вас»[6]. И родители, вспоминая свои детские годы, оставляли чадо на попечение своих родителей.

Очень быстро прошли детские годы, пришло время, когда отроку Василию нужно было готовиться к поступлению в школу. Начальным образованием его занимался отец, к тому времени оставивший свой пост преподавателя в Коломенской семинарии. «Михаил Федорович, как бывший педагог, знал меру в обучении детей дошкольного возраста и потому не перегружал слишком любознательный ум отрока»[7]. Под чутким руководством отца, Василий многое усвоил, что в дальнейшем облегчило его обучение.

В 1791 году 20 декабря иерей Михаил проводил своего сына в Коломенскую семинарию, где сам не так давно был видным преподавателем. Василию в это время было уже 9 лет. Однако окончить Коломенскую семинарию ему так и не удалось. Отучившись 8 лет, Василий был вынужден перевестись в другую школу, так как родная семинария была закрыта. Отец ему посоветовал идти в Троицкую Лаврскую семинарию, в которой видел явное преимущество перед другими школами по уровню образования и воспитания. «Лаврская Духовная школа имела к тому времени несомненное превосходство перед другими. Главным её устроителем был известный своей просвещенностью и добродетелями митрополит Московский Платон (Левшин)»[8]. Трудами этого святителя русское образование начало отрываться от западной схоластики. Педагогам давалось больше свободы в преподавании. Латинский язык стал терять свое преимущество. Наряду с ним стали изучаться древнегреческий и древнееврейский языки, причем знание этих языков у студентов было доведено до возможного совершенства. Также было положено начало к изучению современных иностранных языков, а главное стали глубже изучать родной, русский язык. «Что касается жизни в семинарии, то митрополит Платон, всячески побуждая воспитателей заботиться о смягчении бурсацких нравов, добился того, что здесь вполне господствовали семейный характер и патриархальность». Такая обстановка царила в Троицкой семинарии на время поступления в нее Василия Дроздова.

«5 марта от имени иерея коломенской церкви было подано прошение в Лаврское семинарское правление о зачислении студента философии Коломенской семинарии в Троицкую школу»[9]. Василий, учившийся в семинарии на философском курсе, надеялся быть принятым и в Троицкой семинарии на этот же курс. Однако Троицкая школа считала себя выше других по уровню образования, что было очевидным, и всех коломенских студентов приняла на курс ниже ими законченного. Отец Василия, знавший способности сына, стал требовать для него экзамена. Требование иерея Михаила Дроздова были удовлетворены, был назначен исьменный экзамен, но прошел он особым образом. В последствие Святитель вспоминая об этом писал: «Вечером я пришел с отцом к ректору Августину, который тут же, в своих покоях, заставил меня написать диссертацию на вопрос:an dantur ideae innante? На это ничем не мог бы отвечать я по урокам своего прежнего наставника, но, роясь в книгах отца, читал я учебник по философии Винклера. Там я получил об этом некоторое понятие. И моим ответом были довольны»[10]. Василий Дроздов был зачислен на философский курс.

В стенах новой школы Василий стал познавать науки с еще большим рвением. Почти сразу, из-за своего прилежания к учебе, он выбился в число первых учеников. Благодаря опытному педагогическому составу, способности Василия смогли развиться в полной мере. Из предметов он особо любил древние языки и пиитику. Слушая проповеди преподавателей, духовников и самого митрополита Платона (Левшина), он возгревал в себе любовь к проповедническому служению, и очень скоро Василий получает благословение на это не легкое служение. К проповедям Василий готовился усердно, подбирал материал, который был бы интересен и полезен слушателям. В произнесении

проповедей он старался подражать своему наставнику, известному в то время проповеднику, митрополиту Платону. И очень скоро все увидели успехи, и даже некоторые преимущества молодого проповедника перед его учителем. Однако зависть не охватывала сокурсников, при виде превосходства над ними Дроздова, все понимали, что это талант дарованный Богом.

Годы обучения в семинарии пролетели очень быстро. Закончил Василий в возрасте двадцати лет в 1802 году.

«По прошествии короткого времени учебного курса ученик Лаврской семинарии Василий Дроздов был оставлен при ней уже учителем, заслужив от ректора архимандрита Евграфа следующую рекомендацию: «Отлично остр, прилежен и успешен»»[11]. Он был назначен митрополитом Платоном в 1803 году, преподавать древние языки: греческий и еврейский.

По началу Василию не хватало своего заработка, и он просил финансовой помощи у отца, говоря не прямо, но намеками. Однако отец видел сына насквозь и никогда не отказывал ему в помощи. Вскоре Василию повысили оклад за преподавание, которого ему стало хватать на самостоятельную, независимую от родителей жизнь.

Заметив в молодом преподавателе любителя поэзии и не плохого поэта, семинарское начальство предоставило ему вакансию поэзии. Постановление о назначении исходила от митрополита Платона, который тщательно заботился о Лаврской семинарии. Он писал: «На место Руднева определить учителя Дроздова, и при том ему, для особенного дара, быть проповедником при Троицкой лавре и говорить проповеди через неделю и, когда случится, в праздники, и те проповеди нам предоставлять»[12]. Новая должность учителя поэзии Василия радовала больше, нежели занятия языками, но и языки он не оставил. Одним из его творений явилось стихотворение, посвященное митрополиту Платону, по случаю его тезоименитства. Василий назвал его «Старость». Вот его первые строки:

Ты, коей света власть вручает,

Еще неразвращенный Рим,

Котору Спарта обожает,

Доколь устав Ликурга чтим,

Сестра премудрости священной,

Спасительных советов мать,

О, старость! О тебе вещать

Дерзает отрок вдохновенный…[13]

Это стихотворение стало приложение к общему подарку, но оно-то и украсило подарок, даровав митрополиту радость.

После долгих размышлений и поисков своего жизненного пути учитель Василий Дроздов решился принять монашество. «16 ноября 1808 года он был пострижен в монашество с именем Филарет, в память святого Филарета Милостивого…, а спустя несколько дней – рукоположен в иеродьяконы»[14]. Но в родной семинарии послужить ему не удалось, по решению Святейшего Синода иеродьякон Филарет был отправлен в Санкт-Петербург. «Контраст был резок. Вместо прежней простоты семейной жизни, отец Филарет встретил в Петербурге суету светской жизни…»[15]. Здесь же отец Филарет был рукоположен в иеромонаха митрополитом Амвросием (Подобедовым).

Встретили его в северной столице ласково, но не все, были и такие, которые сурово отнеслись к молодому преподавателю. Однако очень скоро отец Филарет зарекомендовал себя с хорошей стороны. «Стремительность его восхождения по служебным ступеням ошеломила современников: 1809 год – инспектор семинарии, иеромонах; 1810 год – бакалавр Духовной академии; 1811 год – архимандрит; 1812 год – ректор Духовной академии, профессор богословия, настоятель Новгородского Юрьевского монастыря»[16]. Со времени прибытия своего в Санкт-Петербург, иеромонах Филарет очень сблизился с преподавателем Петербуржской кафедры митрополитом Амвросием (Подобедовым) и архимандритом Евграфом (Платонов-Музалевским), которые стали для него наставниками и друзьями. Спустя некоторое время архимандрит Филарет стал доверенным лицом митрополита Амвросия и занял видное положение в обществе как церковном, так и светском. В это же время он сближается с обер-прокурором Святейшего Синода князем А.Н. Галициным и пользуется его полным доверием, что впоследствии позволило ему укрепить положение Церкви по отношению к государству.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных