Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Слова и речи на разные случаи




 

Велико проповедническое служение Святителя. Проповеди его, принесшие много пользы в храмах, выходили и за церковную ограду, для того, чтобы все увидели «Свет Христов».

К этому служению можно отнести: речи к императору и его семье, тюремные проповеди, речи в домах милосердия и беседы. Святитель Филарет, как предстоятель одной из главных кафедр России, часто контактировал с императором и его двором. Поэтому слов и речей, посвященных «Его Величеству», достаточно много. Мы рассмотрим только общие принципы такого проповедничества. Прежде всего следует сказать о характере таких речей и как их произносил Святитель. «Когда Филарет произносил приветственные речи царям, его слова звучали властно и независимо. Святитель никогда не мог допустить ничего, ранящего достоинства иерархии». Встречая императора Николая Павловича, Владыка перед храмом произнес к нему речь: «Благочестивейший Государь! Цари обыкновенно любят являться Царями славы, чтобы окружать себя блеском торжественности, чтобы принимать почести. Ты являешься ныне среди нас как царь подвигов, чтобы опасности с народом Твоим разделять, чтобы трудности препобеждать. Такое царское дело выше славы человеческой, поелику основано на добродетели христианской. Царь Небесный провидит сию жертву сердца Твоего милосердно хранит Тебя и долготерпеливо щадит нас. С Крестом сретаем Тебя, Государь, да идет с Тобою воскресение и жизнь»[100]. Эта речь достаточно лаконична, но что же мы видим в ней? Преклонение перед царским величием? Заискивание перед царской твердостью и непреклонностью? Что предстает нашему взору? Величавый царь, перед которым стоит столь же великий Святитель, который не свою голову преклоняет под царскую власть, но царскую голову покрывает святительским омофором, научая царя духовным истинам. «Для того, чтобы проникнуться всей величавой строгостью речей Филарета, следует вспомнить, в какой обстановке они произносились: при входе в храм, в полном облачении, с воженными свечами встречал митрополит монарха. Он не выходил на встречу, как подданный, а вводил помазанника Божия в дом Божий как пастырь»[101].

Много раз звучали речи посвященные венчанию на царство, тезоименитству, Дню рождения царя. В одном из таких слов Святитель размышляет о рождении «Великого», не только как о радости для его семьи, но и для всего народа. Поэтому этот день следует отмечать с особой торжественностью, как воспоминание о радости рождения «Великого». «Не многим суждено быть великими, – размышляет Владыка, – к великой радости многих, но кто не желает и не каждому ли естественно желать, чтобы его, хотя и малое, бытие ознаменовано было хотя не великой радостью его и ближних? Посему и малым, не меньше как великим, полезно вникнуть в мысль Ангела, что всякое основание, всякое средство радости или благополучия в жизни тогда только твердо и надежно, когда оно полагается пред Господом»[102]. Такими словами Святитель не просто обосновывает празднование дня рождения, но даже настаивает на том, что нельзя забывать об этой радости. А радость– это наша жизнь, дарованная Богом, и потому каждый из нас велик перед Господом и должен нести всем радость своим рождением.

Святитель часто посещал тюрьмы и был одним из учредителей благотворительного общества в помощь заключенным. «О пастырском окормлении узников митрополит Филарет в письме своему викарию епископу Иннокентию писал как о прямом долге священнослужителей: «Помогать несчастным словом утешения и назидания есть долг служителей Церкви, хотя бы никакого тюремного Общества на свете не было»»[103]. Святитель по-особому относился к заключенным. На них он смотрел не как на разбойников и злодеев, но как на заблудших чад Церкви, которые потеряли истинный путь. Сам, заботясь о них, требовал такого же попечения и от священников закрепленных за этим послушанием. В одном из своих слов в стенах мест заключения святитель Филарет говорил: «Вероятно, все вы страдаете одною жаждою,– жаждою освобождения отсюда. Что же скажу вам? Нельзя вдруг удовлетворить вашей жажде тем образом, каким бы вы желали. Но подумайте, что бывали в темницах люди, которые не страдали, или очень легко страдали жаждою освобождения…. Апостол Петр в темнице Иерусалимской, в навечерии суда смертного, почивал спокойно, как бы у себя в доме…. Если и сюда некоторых из вас невинных привела испытующая судьба Божия: смотрите на сии примеры прибегайте ко Христу и уповайте, что будет Господь с вами, и, ранее или позже, возлиет на вас милость. А если у вас лежит на совести тяжесть вины, то рассудите, было ли бы для вас благом скорое и легкое освобождение отсюда»[104]. Мы видим, что Владыка, через примеры и логические размышления, подводит узников к тому, что всем попавшим в тюрьму нужно терпеть все скорби независимо от виновности, как Христос терпел за нас, а подражая Ему терпели апостолы Петр и Павел невинно пребывая в заключении. Заканчивая слово, Святитель говорит: «Не допустите разгореться в вас палящий жажде отчаяния, но, угашая ее слезами покаяния, притекайте ко Христу, Который хощет от вас не нерадения в глубине зол и отчаяния, но покаяния и надежды. Прииде бо Сын человеческий взыскати и спасти погибшего»[105].

Мы привели лишь некоторые примеры внецерковного проповедничества святителя Филарета, для лучшей иллюстрации его творчества. Помимо вышеприведенных сфер проповеднического служения. Святитель много подвизался в других сферах, которые не приведены в данной работе, поскольку во многом сходны с приведенными.







Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных