Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Характеристика проповедей Святителя




 

Характеризуя проповедническую деятельность святителя Филарета, следует обратить внимание на то, что из основных четырех направлений проповеди, Святитель больше предпочитал догматическое и нравоучительное направления. Церковно-историческое и богослужебно-литургическое направления, хотя и имели место в проповедническом служении Святителя, однако не имели такой ценности и популярности как первые. Очень часто в проповедничестве святителя Филарета догматическое и нравоучительное направления дополняют друг друга. Владыка, проповедуя о таких возвышенных темах как: вера, истина мог найти связь и применение их в жизни народа. Напротив же, проповедь о нравственной жизни могла иметь свой смысл в небесах догматики. Так, например, в беседе в день тезоименитства цесаревича Великого князя Николая Александровича в 1856 году Владыка размышляет о правде, какая она бывает, и какое предназначение несет. Однако, выяснив назначение правды, Владыка смело обличает людей, которые подкупом ею пренебрегают: «Самое обыкновенное требование правды обращено к судьям. Что будет с благоустройством общества, …, если ищущие суда и там, куда прибегают от неправды, вновь будут впадать в руки неправды, если и там, где надеются найти спасение от грабительства, будут подвергаться новому грабительству?»[92] А в конце беседы Святитель подводит: «Для всех и каждого доступное мерило правды есть совесть, выпрямляемая словом Божиим. «Вся, елика аще хощете, да творят вам человецы, тако и вы творите им» [Мф.7:12]. Вот правда Христова, всякому понятная, для всех благотворная!»[93] Характеризуя проповедническое служение святителя Филарета, заметим и об характерных особенностях его проповеди.

К особенностям проповедничества Святителя можно отнести гармоничное соединение в проповедях двух языков. Один из современных гомилетов, архиепископ Аверкий (Таушев), замечает о проповедничестве Святителя: «Проповеди его рассудочны, но благодаря глубине их содержания, теплоте и сердечности в высшей степени убедительны. Речь митрополита Филарета отличается важностью, силою и точностью. Соединение элементов языков церковнославянского и русского представляет собой художественную меру»[94]. Вся проповедь звучала на русском языке, а цитаты из Священного Писания, Владыка приводил на церковнославянском языке. Так, например, в слове в день памяти преподобного Сергия в 1842 году, Святитель пишет: «Подражание не требует равенства с первообразом. Вы можете снять с оного только некоторые черты для вас благопотребные и доступные, одну часть необъятной картины в уменьшенном размере и при сем подражание может иметь свою пользу, достоинство и даже совершенство. Отец небесный «солнце Своё сияет на злыя и благия, и дождит на праведныя и на неправедныя» [Матф. 5, 45]. Вот первообраз представленный вам, дабы вы могли снять с него подобие для себя»[95]. Мы видим, как гармонично дополняется русский язык славянским языком в проповедях Святителя, а его речь носит возвышенный и архаический характер.

Об актуальности проповедей святителя Филарета, замечает В.П. Зубов: «Проповеди его, новизна архаичности, восстановления архаического в правах, утверждение права на жизнь за тем, что казалось имеет свой новый, более «модный» и «современный» эквивалент»[96]. Неизменной чертой проповеднического стиля митрополита Филарета является ясность и доступность его слов для слушателей, которые представляли собой достаточно разнообразную среду. Предложения в проповеди, по конструкции, в большинстве своем, простые, но не мало и сложных синтаксических конструкций. Однако когда было необходимо, Святитель мог сказать достаточно краткую и лаконичную проповедь, не уступающую по своему содержанию большой. Но мог говорить часами, не утомляя своих слушателей. «Каждое слово своей проповеди, Филарет воспринимал, не как слово «на ветер», а как слово, которого «не вырубишь топором»…, как слово канонического или юридического документа»[97].

Помимо этих особенностей в проповедях Владыки есть еще одна немаловажная особенность. Святитель очень редко говорил проповеди ex promtum. Большинство его проповедей продуманы и записаны. Замечая об этом «преосвященный Иннокентий, архиепископ Херсонский,…, дивился, почему Московский митрополит Филарет, столь великий проповедник, говорил по тетрадке»[98]. На это Владыка со смирением отвечал: «Смелости не достает»[99]. Истинной причиной явился не страх перед слушателем, а то, что каждая проповедь, сказанная ex promtum, быстро забывалась автором и уходила вместе с его мыслями в небытие, оставляя после себя только впечатление. Благодаря тому, что святитель Филарет записывал свои проповеди, мы сейчас можем окунуться в XIX век и снова услышать те слова, которые Святитель обращал к народу, почувствовать его великий дух в немощном голосе, силу его слова.

Таким образом, все особенности, характерные для проповедничества святителя Филарета, ни только не умаляют его творчества, но более того, они показывают опыт и мастерство проповедника.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных