Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Гомилетические наставления архипастырям и пастырям




 

Святитель Филарет, имея добрый и незлобивый характер, строго требовал от духовенства правильных, тактичных и содержательных проповедей. В московской епархии Святитель создал негласную систему, проверки духовенства в их проповедническом служении. Очень часто присылали свои проповеди не только священники, но и викарные архиереи. Считая дело проповеди самым главным для духовенства делом, он говорил словами апостола Павла: «Горе мне, если не благовествую»[1Кор. 9,16.]. Господь призвал на это служение пастырей, вверил им души людей, для того чтобы оберегали и наставляли их в вере и истине.

К проповедям Владыка был очень придирчив, редко когда проповедь удовлетворяла его во всем. Так в письме к архиепископу Гавриилу (Розанову) 21 октября 1833 года владыка Филарет обличает все изъяны проповеди преосвященного. Святитель пишет: «Как человек, которому не любо, я пожалуюсь Вам на многое. Что за проповедь в 70 страниц? Кто мог ее выслушать? А если это несколько проповедей, то зачем обманывать православный народ и называть одною? Вы говорите доброе, но часто как будто без управления пускаете слово, и оно идет не прямым путем, не сказывает, что сказать хотели, сказывает иное, не дает себя разуметь»[110]. Сделав общие замечания Владыка не останавливается. Он не отвергает эту проповедь «в 70 страниц», но, потрудившись прочитывает ее выявляя все ее недостатки. Подробно разбирая проповедь, Владыка останавливается на стиле речи, который использует проповедник: ««Купаешься? Купаюсь. В баню ходишь? Хожу. И опять ходишь? И опять хожу». Это ли тон проповеди? Читайте Святителя Тихона и посмотрите что такое простота церковная»[111]. И заканчивая свое увещевание, Владыка пишет: «Подумаем, возлюбленный брат, понятно ли, полезно ли учим, ведем ли на путь подчиненных учителей или сбиваем с пути, если, следуя примеру архиерея, начнут играть словом Священного Писания, как вздумается. Смирим свой помысел, уменьшим доверия к себе, испытаем свое дело, прежде нежели оно пойдет в народ»[112]. А в письме 11 января 1832 года к архимандриту Макарию (Глухареву) Владыка пишет: «Что нынешнее время походит на печальную ночь, против сего, если угодно, не спорю. Но что это там за звезда Вам кажется? Полно не гнилушка ли в темноте кажется светлою? И Вы, отец Макарий, взявшись за служение истины, вздумали ласкательствовать, величая людей звездами! Полно, отец и брат, говорите правду и будите, а не баюкайте дремлющих в эту темную ночь»[113].

В основном Владыку беспокоили вопросы корректности и чистоты речи, простоты и содержательности проповеди. В.П. Зубов писал о Святителе: «Филарет требовал от себя и от других бережливого и благоговейного отношения к слову. Его чеканные проповеди все до одной могут служить примером разумного использования словом – ни одного слова нет лишнего и ни одного неточного»[114]. «Лить воду»,– замечал Владыка, значит утомлять и раздражать слушателя. Народ приходит не для того, чтобы послушать как красноречив священник, но для того, чтобы утолить жажду духовную, напитать душу свою живым словом, увидеть разрешение каких-либо своих проблем. Поэтому очень плохо, когда проповедь превращается в философские рассуждения.

«Общественно-политических тем он сознательно избегал, полагая, что для «проповедников безопаснее и надежнее работать на своем поле – говорить о вере и нравственности…, чтобы не сойти с неровной дороги и не оступиться в яму на дороге политической»»[115]. Чуждаясь политических тем в проповеди, Владыка это же советовал всему духовенству, предостерегая от вовлечения в политические интриги. «Сам Филарет писал: «Трудно слову церковному вступить в политическую сферу, не соступя с поприща духовного. Но вступивши на сей путь однажды, окажется некоторая необходимость идти по нем, и могут даже вовлечь, куда не удобно следовать»[116].

Строго спрашивая с проповедников, святитель Филарет тем самым ратовал за дело всей Церкви. Он не желал, чтобы Церковь была предметом осуждений из-за Ее нерадивых пастырей.

Заключение

 

Московскому святителю пришлось много потрудиться. За время его пятидесятилетнего служения в епископском сане, часто бывали сложные ситуации для всей Русской Церкви, но не жалея ни себя, ни своего высокого положения, Святитель шел в разрез с мнением высшей государственной власти, отстаивая интересы Церкви. Эта жертвенность, это всецелое посвящение себя служению Богу и людям отразились и в его проповедничестве.

Проанализировав проповеди разных периодов митрополита Филарета на страницах данной работы, мы пришли к выводу, что его творчество сугубо индивидуально. Строгость, суровость, милость и радушие могли смело размещаться рядом в проповедях великого иерарха Русской Православной Церкви. Это еще раз подчеркивает строгий, но очень милостивый характер Святителя. Строгость его была по разуму, весьма щадящей, напротив же милость его переходила всякие границы. Удивительная целостность характера, отмечаемая в обликах Святителя, как епископа, как политического деятеля, как заботливого пастыря придавали особую живость и насыщенность его проповедям.

Для гомилетического творчества святителя Филарета характерно освещение тех вопросов и проблем, которые больше всего волновали народ. Он извлекал из этих жизненных ситуаций нравственный смысл, пытаясь по-своему разрешить эти проблемы. Каждое слово Святителя, будь то церковная проповедь или речь посвященная празднику, пропитано жизненной мудростью и многолетним опытом.

Вместе с достоинством ясного, отчетливого логического мышления, стоит отметить и сердечную теплоту, а также опытность проповедника – все это наделяет проповеди непреходящей ценностью.

Безусловно, данная работа не может являться вполне объективным трудом и полностью определить характер жизни и проповедничества святителя Филарета (Дроздова), но она позволит лучше ориентироваться в его проповеднических трудах, принося пользу, как в изучении гомилетики, так и богословских наук.


 

Библиографический список

 

1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. – М.: Изд-во Российское Библейское общество, 2003. – 1312с.

2. Святитель Филарет (Дроздов). Избранные труды, письма, воспоминания. – М.:Изд-во Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, 2003. – 992с.

3. Филарет (Дроздов), святитель. Пространный христианский катехизис. – Варшава: Изд-во Синодальной типографии, 1931. – 124с.

4. Филарет (Дроздов), святитель. Служба, житие. – М.:Изд-во московского - подворья Свято Троицкой Сергиевой Лавры, 2004. – 78с.

5. Филарет (Дроздов), святитель. Сочинения Филарета митрополита Московского и Коломенского. Слова и речи: в 5т – Репр. изд. 1882г. – Б.м., б.г. – Т.4. – 634с.

6. Филарет (Дроздов), святитель. Сочинения Филарета митрополита Московского и Коломенского. Слова и речи: в 5т – Репр. изд. 1885 г. – Б.м., б.г. – Т.5. – 581с.

7. Святитель Филарет московский. Творения./ Сост. и вступ. ст. свящ. М. Козлова. – М.: Изд-во «Отчий дом», – М.:1994. – 475с.

8. Аверкий (Таушев), архиепископ. Руководство по гомилетике. – М.: Из-дво Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, 2001. – 142с.

9. Амвросий (Ключерев), архиепископ. Полное собрание проповедей: в 2.т. – Харьков: Издание Совета Епархиального женского училища, 1902. – Т.1. – 205с.

10. Владислав Цыпин, протоиерей. История Русской Православной Церкви. – М.: Изд-во Учебного комитета Русской Православной Церкви, 2004. – 839с.

11. Георгий Флоровский, протоиерей. Пути русского богословия. – Репр. изд. 1937г. – Вильнюс, 1991. – 599с.

12. Доброклонский А.П. Руководство по истории Русской Церкви. – М.: Изд-во Крутитское патриаршее подворье. Общество любителей церковной истории, 2001. – 935с.

13. Дунаев М.М. Вера в горниле сомней: Православие и русская литература в XVII – XX веках. – М.: Издтельский Совет Русской Православной Церкви, 2002. – 1056с.

14. Зубов В.П. Русские проповедники. Очерки по истории проповедничества. – М.: Изд-во «Эдиториал УРСС», 1991. – 232с.

15. Иловский Д.И. Русская история. Книга для всех. – М.: Изд-во Информпечать ИТРК РСПП, 1998. – 304с.

16. Иоанн (Снычев) митр. Жизнь и деятельность Филарета митрополита Московского./ Под общ. ред. С.Д. Ошевского. – Тула: Изд-во «Русский лексикон», 1994. – 415с.

17. Истомин В.К. Филарет митрополит Московский. – М.: Изд-во Троицкая Сергиева Лавра, 1911. – 20с.

18. Миронов Г.Е. История Государства Российского. Историко-библиографические очерки XIX век. – М.: Изд-во «Книжная палата»,1995. – 734с.

19. Смолич И.К. История Русской Церкви: в 2.т.– М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1996. – Т.1. –

20. Тальберг Н. История Русской Церкви. – Репр. изд. с 1959г. –М.: Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 1994 – 924с.

21. Филарет, архиепископ. История Русской Церкви в пяти периодах. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2001. – 840с.

22. Чистович И.А. История перевода Библии на русский язык. – Репр. изд. 1899г. –М.: Изд-во Российское Библейское общество, 1997. – 368с.

23. Шохин В. Святитель Филарет в истории русской философии: Культура Церкви// Альфа и Омега. – 1996. – №4(11). – С. 211 – 230.

24. Архиерейский собор Русской Православной Церкви: Официальная хроника 29 ноября – 2 декабря 1994г. – М.: Изд-во Московской Патриархии, 1995. – 208с.

25. Большая энциклопедия: В 20.т./Под ред. С.Н. Южакова. – Спб.: Изд-во Типо-литография книгоиздательского товарищества «Просвещение», 1905. – Т.19. – 794с.

26. История проповедничества Русской Православной Церкви: Учебное пособие для 4-го класса Тобольской Духовной Семинарии/ Сост. прот. А. Ветелевым, доп. и перераб. М.Е. Козловым. – Тобольск, 1992. – 215с.

27. Николай Первый и его время: В 2.т./Сост., вступ. ст. и комментарий Б. Тарасова. – М.: Изд-во «ОЛМА-ПРЕСС», 2000. – Т.1. – 448с.,– Т.2. – 447с.

28. Встреча с православием – святоотеческое наследие. Рыбаков Дмитрий., Митрополит московский Филарет (Дроздов) как ученый-.http: //q. pravosiavie. ru/ cgi-bin/ put, cgi 18.07.04.

29. Митрополит Филарет (Дроздов) и русская религиозная философия http:www.orc.ru//~ meotida/rus/doc/article 15.htm 18.07.04.

 


[1] Святитель Филарет московский. Творения./ Сост. и вступ. ст. свящ. М. Козлова. – М.: Изд-во «Отчий дом», – М.:1994. – С.3

[2] Святитель Филарет (Дроздов). Избранные труды, письма, воспоминания. – М.:Изд-во Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, 2003. – С.10

[3] Святитель Филарет московский. Творения. / Сост. и вступ. ст. свящ. М. Козлова. – М.: Изд-во «Отчий дом», – М.:1994. – С.3

[4] Филарет (Дроздов), святитель. Избранные труды, письма, воспоминания. – М.: Изд-во Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, 2003. – С. 11.

[5] Иоанн (Снычев) митр. Жизнь и деятельность Филарета митрополита Московского. – Тула.: 1994. – С. 9.

[6] Там же. С. 10.

[7] Там же. С. 11.

[8] Филарет (Дроздов), святитель. Творения./ Сост. и вступ. ст. свящ. М. Козлова. – М.: Изд-во «Отчий дом», 1994. – С.4.

[9] Иоанн (Снычев), митрополит. Указ. соч. С. 13.

[10] Филарет (Дроздов), святитель. Избранные труды, письма, воспоминания. – М.: Изд-во Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, 2003. – С.798.

[11] Филарет (Дроздов), святитель. Творения./ Сост. и вступ. ст. свящ. М. Козлова. – М.: Изд-во «Отчий дом», 1994. – С. 5.

[12] Иоанн(Снычев), митрополит. Указ. соч. С. 32.

[13] Там же. С. 32.

[14] Филарет (Дроздов), святитель. Избранные труды, письма, воспоминания. – М.: Изд-во Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, 2003. – С. 16.

[15] Филарет (Дроздов), святитель. Творения./ Сост. и вступ. ст. свящ. М. Козлова. – М.: Изд-во «Отчий дом», 1994. – С. 6.

[16] Филарет (Дроздов), святитель. Избранные труды, письма, воспоминания. – М.: Изд-во Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, 2003. – С. 16.

[17] Иоанн (Снычев) митр. Указ. соч. С. 80.

[18] Иоанн (Снычев) митр. Указ. соч.С. 80.

[19] Смолич И.К. История Русской Церкви: в 2.т.– М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1996.Т1. – С.431.

[20] Там же. С. 419.

[21] Иоанн (Снычев) митр. Указ. соч. С.82.

[22] Иоанн (Снычев) митр. Указ. соч.С. 92.

[23] Доброклонский А.П. Руководство по истории Русской Церкви. – М.: Изд-во Крутитское патриаршее подворье. Общество любителей церковной истории, 2001. – С. 614.

[24] Там же. С. 92.

[25] Смолич И.К. Указ. соч. С.423.

[26] Тальберг Н. История Русской Церкви. Репр. изд. с 1959. – М., 1994 – С. 738.

[27] Встреча с православием – святоотеческое наследие. Рыбаков Дмитрий., Митрополит московский Филарет (Дроздов) как ученый-.http: //q. pravosiavie. ru/ cgi-bin/ put, cgi 18.07.04.

[28] Там же.

[29] Встреча с православием – святоотеческое наследие. Рыбаков Дмитрий., Митрополит московский Филарет (Дроздов) как ученый-.http: //q. pravosiavie. ru/ cgi-bin/ put, cgi 18.07.04.

[30] Чистович И.А. История перевода Библии на русский язык.-М.:1997.-С27

[31] Большая энциклопедия: В 20.т./Под ред. С.Н. Южакова. – Спб.: Изд-во Типо-литография книгоиздательского товарищества «Просвещение», 1905. – Т.19. – С. 203.

[32] Филарет, архиепископ. История Русской Церкви в пяти периодах. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2001. – С. 721.

[33] Большая энциклопедия: В 20.т./Под ред. С.Н. Южакова. – Спб.: Изд-во Типо-литография книгоиздательского товарищества «Просвещение», 1905. – Т.19. – С. 203.

[34] Иоанн (Снычев), митр. Указ. соч. С.125.

[35] Там же. С. 126.

[36] Иоанн (Снычев), митр. Указ. соч. С. 131.

[37] Там же. С. 132.

[38] Большая энциклопедия: В 20.т./Под ред. С.Н. Южакова. – Спб.: Изд-во Типо-литография книгоиздательского товарищества «Просвещение», 1905. – Т.19. – С. 203.

[39] Иоанн (Снычев), митр. Указ. соч. С.140.

[40] Тальберг Н. Указ. соч. С. 735.

[41] Владислав Цыпин, протоиерей. История Русской Православной Церкви. – М.: Изд-во Учебного комитета Русской Православной Церкви, 2004. – С.209.

[42] Митрополит Филарет (Дроздов) и русская религиозная философия. http:www.orc.ru//~ meotida/rus/doc/article 15.htm 18.07.04.

[43] Иоанн (Снычев), митрополит. Указ. соч. С.170.

[44] Миронов Г.Е. История Государства Российского. Историко-библиографические очерки XIX век. – М.: Изд-во «Книжная палата»,1995. – С. 223.

[45] Николай Первый и его время: В 2.т./Сост., вступ. ст. и комментарий Б. Тарасова. – М.: Изд-во «ОЛМА-ПРЕСС», 2000. – Т.1. – С. 223.

[46] Филарет (Дроздов), святитель. Избранные труды, письма, воспоминания. – М.: Изд-во Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, 2003. – С. 27.

[47] Иоанн (Снычев), митр. Указ. соч. С. 233.

[48] Дунаев М.М. Вера в горниле сомней: Православие и русская литература в XVII – XX веках. – М.: Издтельский Совет Русской Православной Церкви, 2002. – С. 77.

[49] Митрополит Филарет (Дроздов) и русская религиозная философия http:www.orc.ru//~ meotida/rus/doc/article 15.htm 18.07.04.

[50] Митрополит Филарет (Дроздов) и русская религиозная философия http:www.orc.ru//~ meotida/rus/doc/article 15.htm 18.07.04.

[51] Иоанн (Снычев), митр. Указ. соч. С. 235.

[52] Там же. С. 238.

[53] Николай Первый и его время: В 2.т./Сост., вступ. ст. и комментарий Б. Тарасова. – М.: Изд-во «ОЛМА-ПРЕСС», 2000. – Т.2. – С. 420.

[54] Зубов В.П. Русские проповедники. Очерки по истории проповедничества. – М.: Изд-во «Эдиториал УРСС», 1991. – С. 224.

[55] Филарет (Дроздов), святитель. Творения./ Сост. и вступ. ст. свящ. М. Козлова. – М.: Изд-во «Отчий дом», 1994. – С. 20.

[56] Георгий Флоровский, протоиерей. Пути русского богословия. – Репр. изд. 1937г. – Вильнюс, 1991. – С. 237.

[57] Иоанн (Снычев), митр. Указ. соч. С. 287.

[58] Георгий Флоровский, протоиерей. Указ. соч. С. 170.

[59] Там же. С. 170.

[60] Иоанн (Снычев), митр. Указ. соч. С. 287.

[61] Филарет (Дроздов), святитель. Избранные труды, письма, воспоминания. – М.: Изд-во Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, 2003. – С. 892.

[62] Иоанн (Снычев), митр. Указ. соч. С. 388.

[63] Там же. С. 390.

[64] Филарет (Дроздов), святитель. Избранные труды, письма, воспоминания. – М.: Изд-во Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, 2003. – С. 54.

[65] Тальберг Н. Указ. соч. С. 741.

[66] Филарет (Дроздов), святитель. Избранные труды, письма, воспоминания. – М.: Изд-во Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, 2003. – С. 899.

[67] Амвросий (Ключерев), архиепископ. Полное собрание проповедей: в 2.т. – Харьков: Издание Совета Епархиального женского училища, 1902. – Т.1. – С. 153.

[68] Филарет (Дроздов), святитель. Избранные труды, письма, воспоминания. – М.: Изд-во Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, 2003. – С. 897.

[69] Тальберг Н. Указ. соч. С. 741.

[70] Амвросий (Ключарев), архиепископ. Указ. соч. С. 153.

[71] Филарет (Дроздов), святитель. Избранные труды, письма, воспоминания. – М.: Изд-во Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, 2003. – С. 900.

[72] Филарет (Дроздов), святитель. Служба, житие. – М.:Изд-во московского - подворья Свято Троицкой Сергиевой Лавры, 2004. – С. 11.

[73] Архиерейский собор Русской Православной Церкви: Официальная хроника 29 ноября – 2 декабря 1994г. – М.: Изд-во Московской Патриархии, 1995. – С. 146.

[74] Иловский Д.И. Русская история. Книга для всех. – М.: Изд-во Информпечать ИТРК РСПП, 1998. – С. 260.

[75] Георгий Флоровский, протоиерей. Указ. соч. С.176.

[76] Истомин В.К. Филарет митрополит Московский. – М.: Изд-во Троицкая Сергиева Лавра, 1911. – С. 19.

[77] История проповедничества Русской Православной Церкви: Учебное пособие для 4-го класса Тобольской Духовной Семинарии/ Сост. прот. А. Ветелевым, доп. и перераб. М.Е. Козловым. – Тобольск, 1992. – С. 142.

[78] Филарет (Дроздов), святитель. Служба, житие. – М.:Изд-во московского - подворья Свято Троицкой Сергиевой Лавры, 2004. – С. 59.

[79] Филарет (Дроздов), святитель. Сочинения Филарета митрополита Московского и Коломенского. Слова и речи: в 5т – Репр. изд. 1885 г. – Б.м., б.г. – Т.5. – С. 285.

[80] Там же. С.285.

[81] Филарет (Дроздов), святитель. Сочинения Филарета митрополита Московского и Коломенского. Слова и речи: в 5т – Репр. изд. 1885 г. – Б.м., б.г. –Т.4. – С. 100.

[82] Филарет (Дроздов), святитель. Сочинения Филарета митрополита Московского и Коломенского. Слова и речи.– Т.5. – С.129.

[83] Филарет (Дроздов), святитель. Сочинения Филарета митрополита Московского и Коломенского. Слова и речи.– Т.5. – С.131.

[84] Филарет (Дроздов), святитель. Сочинения Филарета митрополита Московского и Коломенского. Слова и речи. – Т.5. – С.131.

[85] Филарет (Дроздов), святитель. Пространный христианский катехизис. – Варшава: Изд-во Синодальной типографии, 1931. – С. 3.

[86] Филарет (Дроздов), святитель. Избранные труды, письма, воспоминания. – М.: Изд-во Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, 2003. – С. 203.

[87] Филарет (Дроздов), святитель. Сочинения Филарета митрополита Московского и Коломенского. Слова и речи. – С.253.

[88] В.П. Зубов. Указ. соч. С. 126.

[89] Филарет (Дроздов), святитель. Сочинения Филарета митрополита Московского и Коломенского. Слова и речи. – Т.4. – С. 361.

[90] Филарет (Дроздов), святитель. Сочинения Филарета митрополита Московского и Коломенского. Слова и речи. – Т.4. – С. 491.

[91] Георгий Флоровский, протоиерей. Указ. соч. С. 182.

[92] Филарет (Дроздов), святитель. Избранные труды, письма, воспоминания. – М.: Изд-во Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, 2003. – С. 501.

[93] Там же. С. 502.

[94] Аверкий (Таушев), архиепископ. Руководство по гомилетике. – М.: Из-дво Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, 2001. – С.129.

[95] Филарет (Дроздов), святитель. Сочинения Филарета митрополита Московского и Коломенского. Слова и речи. – Т.4. – С. 190.

[96] В.П. Зубов. Указ. соч. С. 143.

[97] Там же. С. 136.

[98] Филарет (Дроздов), святитель. Избранные труды, письма, воспоминания. – М.: Изд-во Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, 2003. – С. 889.

[99] Там же. С. 889.

[100] Филарет (Дроздов), святитель. Избранные труды, письма, воспоминания. – М.: Изд-во Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, 2003. – С. 280.

[101] В.П. Зубов. Указ. соч. С. 131.

[102] Филарет (Дроздов), святитель. Избранные труды, письма, воспоминания. – М.: Изд-во Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, 2003. – С. 261.

[103] Архиерейский собор Русской Православной Церкви: Официальная хроника 29 ноября – 2 декабря 1994г. – М.: Изд-во Московской Патриархии, 1995. – С. 147.

[104] Филарет (Дроздов), святитель. Сочинения Филарета митрополита Московского и Коломенского. Слова и речи. – Т.5. – С. 171.

[105] Филарет (Дроздов), святитель. Сочинения Филарета митрополита Московского и Коломенского. Слова и речи. – Т.5. – С. 171.

[106] Шохин В. Святитель Филарет в истории русской философии: Культура Церкви// Альфа и Омега. – 1996. – №4(11). – С. 227.

[107] Филарет (Дроздов), святитель. Служба, житие. – М.:Изд-во московского - подворья Свято Троицкой Сергиевой Лавры, 2004. – С. 61.

[108] История проповедничества Русской Православной Церкви: Учебное пособие для 4-го класса Тобольской Духовной Семинарии/ Сост. прот. А. Ветелевым, доп. и перераб. М.Е. Козловым. – Тобольск, 1992. – С. 143.

[109] Там же. С. 142.

[110] Святитель Филарет (Дроздов). Избранные труды, письма, воспоминания. – М.:Изд-во Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, 2003. – С.666.

[111] Там же. С. 667.

[112] Святитель Филарет (Дроздов). Избранные труды, письма, воспоминания. – М.:Изд-во Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, 2003. – С.667.

[113] Святитель Филарет (Дроздов). Избранные труды, письма, воспоминания. – М.:Изд-во Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, 2003. – С. 670.

[114] В.П. Зубов. Указ. соч. С. 136.

[115] История проповедничества Русской Православной Церкви: Учебное пособие для 4-го класса Тобольской Духовной Семинарии/ Сост. прот. А. Ветелевым, доп. и перераб. М.Е. Козловым. – Тобольск, 1992. – С. 139.

[116] В.П. Зубов. Указ. соч. С. 140.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных