ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Параметры, определяющие конкурентоспособность1. Технические параметры, включают: - параметры назначения – свойства товара, определяющие области применения функций, которые он предназначен выполнять; - эргономические параметры, характеризующие соответствие товара свойствам человеческого организма в процессе выполнения трудовых операций; - конструктивные параметры, отражающие конструктивно-технологические решения, присущие данным изделиям и обеспечивающие определенные свойства товаров (надежность, долговечность и т.д.); - эстетические параметры, характеризующие внешнее восприятие товара (дизайн, упаковка). 2. Нормативные параметры. Характеризуют свойства товара, регламентируемые обязательными нормами стандартов на рынке, где его предполагается продавать. В случае несоответствия товара действующим обязательным нормам он не может использоваться для удовлетворения существующей потребности. 3. Экономические параметры. Связаны с затратами покупателя на продукцию. К ним относятся: цена товара, затраты на транспортировку и хранение, монтаж и наладка, а также все текущие эксплуатационные затраты – расходы на все виды ремонта, обучение персонала и другие. Расчет показателей конкурентоспособности[7,c.374] Приступая к анализу конкретных возможностей выхода проектируемого или имеющегося изделия на тот или иной рынок фирма должна по возможности более точно дать количественную оценку конкурентоспособности своего товара. Это выражается отношением величины технического параметра анализируемого товара к величине того же параметра, при котором элемент потребности удовлетворяется полностью (величине параметра гипотетического изделия). (3)
qi – единичный параметрический показатель по i-ому параметру; Pi – величина i-ого технического параметра для анализируемого изделия; Pi 100 – величина i-ого параметра, при котором потребность удовлетворяется полностью. (4) IТП – групповой показатель по техническим параметрам; ai – удельный вес i-ого параметра в общем наборе (определяется экспертным путем); n – общее число технических параметров, участвующих в анализе. (5) Полученный показатель IТП характеризует степень соответствия данного товара существующей потребности по всему набору технических параметров. Чем выше его величина, тем полнее удовлетворяются запросы потребителя. Данные показателя отражают степень удовлетворения потребности, однако не дают возможности оценить конкурентоспособность товара. (6)
КТ1 – показатель конкурентоспособности первого товара по отношению ко второму товару по техническим параметрам. Ввиду трудности определения параметра Pi 100 часто конкурентоспособность оценивается косвенным методом с помощью товара-образца. В этом случае за основу анализа берется не потребность, а товар-образец, уже пользующийся спросом и, следовательно, в какой-то мере близкий к общественным потребностям. Образец, таким образом, выступает в виде материализованных требований, которым должен соответствовать товар.(7)
может быть для отдельных показателей (травмоопасности): (8)
Pi о – величина i-ого параметра для выбранного образца. Далее расчет показателя конкурентоспособности ведется аналогично. При анализе экономических параметров учитывается, при каком уровне затрат потребность может быть удовлетворена. Стремясь добиться наилучшего соотношения уровня потребительских свойств товара и своих расходов, покупатель выбирает то изделие, по которому будет достигнуто максимум полезного эффекта на единицу затрат. (9)
IЭП – групповой показатель по экономическим параметрам; С – цена потребления анализируемого товара; Со – цена потребления товара-образца;
Расчет интегрального показателя конкурентоспособности (10)
IНП, IТП, IЭП – групповые показатели конкурентоспособности по нормативным, техническим и экономическим параметрам. IНП может принимать значение 1 или 0. Интегральный показатель конкурентоспособности отражает различия между сравниваемыми товарами в потребительском эффекте, приходящемся на единицу затрат потребителей, связанных с приобретением и использованием товара. Если КИП < 1, анализируемое изделие уступает образцу, если КИП > 1, то оно превосходит образец по конкурентоспособности. Методика оценки конкурентоспособности товара по системе 1111—5555 Ранее нами было доказано, что конкурентоспособность товара следует оценивать по четырем главным статичным факторам (первый уровень дерева целей): качество товара; цена товара; качество сервиса товара на конкретном рынке; эксплутационные затраты на использование товара; динамичные факторы. Интегральный показатель конкурентоспособности товара можно оценивать экспертным путем по двум методам: 1) без учета весомости факторов; 2) с учетом весомости факторов. В любом случае эти методы применяются при невозможности применения более точных количественных методов оценки, рассмотренных ранее. По системе 1111—5555, без учета весомости факторов, конкурентоспособность товара определяется как сумма баллов по каждому фактору. Эксперт (один или группа) дает оценку фактора от 1 (минимум, наихудшее значение фактора) до 5 (наилучшее значение фактора). Так, товар низкого, качества, предлагаемый по высокой (грабительской) цене, имеющий к тому же низкое качество сервиса и высокие эксплуатационные затраты, будет иметь оценки 1—2 балла и его конкурентоспособность может быть, допустим, 1211. По этой системе минимальное значение конкурентоспособности будет равно 4(1+1+1+1), максимальное — 20 (5 + 5 + 5 + 5). Оцениваемый товар имеет конкурентоспособность, равную 5 из 20, т. е. в четыре раза отстает от лучших мировых образцов. По нашей оценке, в мировой практике наивысшие баллы имеют некоторые конкурентоспособные японские и американские фирмы товары которых имеют высокое качество изготовления и сервиса, оптимальную ресурсоемкость по стадиям жизненного цикла. Конкурентоспособность этих товаров будет равна примерно 18 (5454) при высоком качестве и оптимальных для данных условий показателях ресурсоемкости (4 и 4). Товары скандинавских стран и некоторых стран ЕС на российском рынке по этой же системе имеют конкурентоспособность, равную примерно 16 (5344), т. е. они отличаются высоким качеством, хорошим качеством сервиса, но имеют несколько завышенные производственные затраты (или удельную цену). Конкурентоспособность товаров стран Юго-Восточной Азии на российском рынке в среднем можно оценить примерно в 10 баллов из 20 (2422), т. е. они низкого качества, реализуются по низкой цене (4), с плохой системой сервисного обслуживания и значительными эксплуатационными затратами. Конкурентоспособность российских товаров на внутреннем рынке в среднем можно оценить в 12 баллов (3333), т. е. они по всем показателям средние. Так, отечественные телевизоры по качеству отстают от “Сони” примерно в 12,5 раза, а их цена ниже примерно в 2,5 раза. Для повышения точности оценки предлагается взвешивать важность, или весомость, каждого фактора конкурентоспособности. Ранее нами были присвоены следующие весомости факторам: качеству товара — 4, его цене — 3, качеству сервиса товара на конкретном рынке — 2 и эксплуатационным затратам по использованию товара — 1 балл. Последний фактор оценен в 1 балл, так как эксплуатационные затраты во многом определяются качеством товара и его сервиса. Чем выше качество, тем ниже эксплуатационные затраты (по конкурентоспособной японской и американской технике эксплуатационные затраты в 3—5 раз меньше, чем по аналогичной российской технике). Для оценки конкурентоспособности с учетом весомости факторов создается экспертная группа из высококвалифицированных специалистов численностью не менее 5 человек (один из руководителей или главный менеджер, конструктор, маркетолог, технолог, экономист). Как при аттестации, сертификации, аудите, оценка может быть как внутренней, так и внешней, проводимой независимой аккредитованной организацией. После формирования экспертной группы выполняется подготовительная работа, включающая издание приказа (распоряжения) об организации оценки конкурентоспособности, знакомство с методикой управления конкурентосттособностью, сбор и обработку исходных данных для оценки. Затем строится система баллов для оценки. Система баллов наглядно показывает, что каждому фактору конкуректоспособности эксперт может присвоить от 1 до 5 баллов. Весомость факторов равна от 4 (качество товара) до 1 (эксплуатационные затраты).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|