Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Что христианство принесло в мир, и что предлагает мир сегодня




Во все времена слова апостол Иоанна Богослова звучат как призыв к борьбе, во-первых, к внутренней – с грехами, а во-вторых, и к внешней – с врагами Церкви. Конечно же, и в наше время мир греховный воюет против рода человеческого, а христиане воюют за свое спасение, и эта «брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» /Еф.6,12/. Поэтому христиане нашего времени, как и всегда, должны быть настороже, внимательно наблюдать за собой и за происходящим вокруг. Мир сей со времен апостольских очень изменился, новый мировой порядок, современные технологии, развитие цивилизации – все это сказывается на отношении к религии в целом, особенно к христианству, как религии, не желающей меняться и являющейся ортодоксальной в глазах современников. Вместе с тем, лукавый мир в основе своей все также лежит во зле, меняется лишь форма, становится более удобной для борьбы с христианством. Поэтому мир сей, как и во все времена, необходимо изобличать, с тем, чтобы вовремя предотвращать зло, исходящее от него.

Но для того, чтобы изучать этот мир, сначала необходимо посмотреть, как он изменился со времени распространения христианства, что христианство дало миру, как повлияло оно на уменьшение зла, неправды, что претерпел сам мир от христианства. Диакон Андрей Кураев, выделяя основные моменты, указывает на то, что христианство принесло в мир:

«1. Это право прямого обращения к Богу, право обращаться к Богу на Ты… человек вновь обрел семейную, дружественную, сердечную близость с Богом.

2. Христианство вернуло людям серьезное отношение к своему мировоззренческому и религиозному выбору и отстояло их право на выбор.

3.Христианство позволило людям иначе взглянуть на самих себя. Важнейшая перемена в человеческом самопонимании связана с тем, что христианство отказалось от одного, казалось бы, самоочевидного тезиса языческой философии. С точки зрения язычества человек – часть природы, «микрокосм»… Христианство смогло пойти наперекор очевидности. Византийские богословы возвестили, что человек скорее есть «макрокосм», помещенный в «микрокосм».

4.Мир, который люди открыли внутри себя, оказался богаче, чем тот мир, который окружал их снаружи. То, что происходит в человеческом сердце, христианство сочло более значительным, чем то, что совершается вокруг: Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? /Мф.16,26/.

5.Выведя себя из природного контекста, человек смог осознать свое поведение в совершенно иной системе координат. Если человек – часть природы, то он не может оценивать свое поведение по иным критериям, нежели природные. Но природные феномены не подлежат нравственному суду… человек внеприроден, а потому ценим по не-природным, нравственным критериям.

6.Получив нравственные критерии самооценки, человек стал нравственно перерождаться.

7.Христианство вернуло людям возможность любоваться небом, звездами, облаками и закатом… В языческих религиях каждый природный феномен наделялся именем и биографией… В природно-материальных феноменах язычник видел игру богов между собой (или их любовь, или их вражду)… мы сейчас можем просто смотреть на закат и восход. Наши неверующие современники просто любуются этим зрелищем, и поэтическое чувство, близкое к религиозному, наполняет их сердца. Люди же верующие при этом возносят хвалу Творцу этой красоты.

8.Христианство создало необходимые предпосылки для рождения науки... Научная астрономия возможна только при условии, если звезды перестали быть богами. Законы, описывающие падение камня на земле, должны быть приложены к движению звезд. Дабы решиться на такое и не быть наказанным, нужно, чтобы общество и господствующая в нем религия согласились в звездах видеть «камни», а не души (или тела, или глаза) богов»[64].

Из истории Церкви можно увидеть, что христианство кардинально переродило человека, его отношение к Богу, к себе, к окружающему миру. Христианство распространилось по всему миру, неся слово истины до края вселенной. Таким образом преображался мир, изменялись целые народы, их культура из языческой перерождалась в возвышенную, одухотворенную, государственные законы становились справедливыми и гуманными, наука стремительно развивалась, казалось бы, должна наступить христианская эра с окончательной победой христианства над язычеством, но мир уготовлял чадам Божиим все те же погибельные западни, подстраиваясь под современное развитие общества, его культуры, научных и технических достижений, под новый мировой порядок.

И в наше время христиане, как и всегда, испытываются искушениями лукавого мира сего. Можно указать некоторые наиболее известные современные недостатки и пороки общества, с которыми современному христианину предстоит бороться не только в общественной жизни, но и внутри себя, особенно тем, кто приобщился к Церковной жизни, уже прежде имея те или иные страсти.

В настоящее время наблюдается неприметное, но очень опасное искушение – маловерие и нецерковность. «Это легкомысленность, поверхностное, неуважительное отношение к догматам, обрядам, правилам установленным Церковью; это нецерковная, беспорядочная, безблагодатная жизнь, которая, тем не менее, провозглашает себя «православной», жизнь двойная, когда человек по временам бывает «верующим», а в обычной своей деятельности далеко не похож на христианина»[65]. В наше время Церковь полностью избавилась от вмешательства государства в церковные дела, однако при внешней полной свободе Церковь остается скованной внутренними проблемами, такими как разделения и соблазны внутри Церкви. Святейший Патриарх Алексий II указывает на них: «Лжестарчество, фанатичное служение и, напротив, леностное отношение к пастырскому служению; внутрицерковное сектантство, особенно в малоцерковной среде, имеющее «апокалептический» страх, который часто парализует волю и отводит от активной духовно-религиозной и общественно полезной деятельности»[66]. Из-за этого часто возникает недоверие к священноначалию, появляются замкнутые группы верующих, которые критикуют не только священство, но и Церковные порядки, традиции. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) по поводу этих соблазнов и разделений говорит следующее: «Церковь по обетованию Спасителя будет жить и совершать свое служение, великое и спасительное, до последнего дня жизни мира, а потому глас Церкви через ее кононически правое священство для нас – глас Божий…Отступление идет по земле, и надо держаться Церкви, ибо Кормчий ее – Сам Спаситель»[67].

К сожалению, в наше время существуют и грубые пороки. Многие, утратив веру в Бога, уже и не считают разврат грехом и всеми силами стремятся к этой мерзости. А ведь добрачная чистота и супружеская верность есть залог счастливой, крепкой, одухотворенной и многодетной семьи. Шиманский Г.И., проводя наблюдение, высказывался: «Никогда еще не было у нас на Руси такого множества разводов, как в последние годы. Грозная опасность нависла над русским народом – опасность полного развращения и нравственной гибели общества»[68]. В наше время считается нормальным, приемлемым намеренное прерывание беременности, то есть аборты, или еще можно сказать убийство нерожденных детей. «С древнейших времен Церковь рассматривает намеренное прерывание беременности (аборт) как тяжкий грех. Канонически правила приравнивают аборт к убийству. В основе такой оценки лежит убежденность в том, что зарождение человеческого существа является даром Божиим, поэтому с момента зачатия всякое посягательство на жизнь будущей человеческой личности преступно…широкое распространение и оправдание абортов в современном обществе Церковь рассматривает как угрозу будущему человечества и явный признак моральной деградации»[69].

К сожалению, в современной школе до сих пор проводится монополия материалистического взгляда на мир. Как можно выбросить из жизни людей факт существования религии? Дети должны получать полноценное образование, поэтому им преподают в школе и математику, и историю, и литературу, и биологию, и физкультуру, и труды, и географию, и др., при школах устраивается множество кружков, секций, факультативных занятий, но где же религия? Кто решил, что вера в Бога неполезна? Кто может оспорить, что христианское нравственное воспитание является высочайшим учением о любви? Голос Церкви по этому вопросу звучит непоколебимо: «С православной точки зрения желательно, чтобы вся система образования была построена на религиозных началах и основана на христианских ценностях…Церковь считает недопустимым намеренное навязывание учащимся антирелигиозных и антихристианских идей, утверждение монополии материалистического взгляда на мир… Нельзя игнорировать и опасность проникновения в светскую школу оккультных и неоязыческих влияний, деструктивных сект, под воздействием которых ребенок может быть потерян для себя, и для семьи, и для общества… Церковь призвана и стремится содействовать школе в ее воспитательной миссии, ибо от духовного и нравственного облика человека зависит его вечное спасение, а также будущее отдельных наций и всего людского рода»[70].

Современные СМИ имеют на вооружении новейшие достижения научно-технического прогресса, но при этом зачастую отсутствуют нравственные барьеры, которые необходимы для духовно здорового общества. Святейший Патриарх Московский и всея Руси говорит, что «связанное с быстрым развитием новых технологий колоссальное ускорение ритма жизни создает перегрузки в эмоциональной и интеллектуальной жизни человека и приводит к парадоксальным последствиям. С одной стороны, появился огромный слой молодежи со сниженными познавательными способностями, с потерей интереса к подлинным ценностям – религии, культуре, науке и искусству. Налицо очевидная деградация человека, переход от богатой и глубокой духовной жизни на уровень примитивных инстинктов и рефлексов. С другой стороны, чтобы быть сегодня услышанным, необходимо быть широко и глубоко образованным человеком, профессионалом в своей области, развитым вровень с мировыми достижениями науки и культуры»[71] Поэтому Церковь предлагает некоторые христианские нормы, которые должны учитываться как людьми церковными, так и светскими СМИ: «Недопустимыми являются пропаганда насилия, вражды и ненависти, национальной, социальной и религиозной розни, а также греховная эксплуатация человеческих инстинктов, в том числе в коммерческих целях.»[72].

Конечно, в наше время гораздо больше искушений и соблазнов, уводящих от Бога, это всевозможные религиозные секты, распространенное атеистическое мировоззрение, алкоголизм и наркомания, развитая преступность от мелкой до мирового масштаба, все не перечислишь. Но суть их остается одна и та же, насаждение зла и удаление добра из жизни людей, таким образом совершается отпадение людей от Бога. В таком мире христианину становится все труднее бороться не только за общественное благоприличие, но даже и за свое личное спасение. Но христиане, как и всегда, должны стремиться к Богу и вести к Нему людей, зная, что служение их от Бога, и что дано им верой своей побеждать мир, посему, ободрившись этим, христианам следует продолжать свою миссию по примирению человека с Богом.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных