Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Антропология о видовом единстве человечества




Расизм, основу которого составляют положения о физиче­ской и психической неравноценности человеческих рас, решаю­щем влиянии расовых различий на историю и культуру общест­ва, исконном разделении людей на высшие и низшие расы, отстаивался отдельными биологами и философами.

Современный прогрессивный американский ученый X. Ка­мас выделяет в, истории расизма четыре периода. Первоначально для доказательства «умственной неполноценности» цветных рас считалось достаточным отметить особенности их физического типа. Затем для аргументации вывода о существовании «вые-

 

Глава 7. Расоведение 252

ших» и «низших» рас привлекались данные о размерах головно­го мозга. После того как была доказана научная несостоятель­ность этих утверждений, расисты переключились на изучение структурных особенностей мозга, которые будто бы указывают на различия в умственных способностях у представителей раз­личных рас. Но структура мозга не несет в себе расовых призна­ков. На современном этапе расизм сосредоточил внимание на попытках доказать превосходство одних рас на основе психоло­гических подходов и методов.

Одним из вариантов современного расизма является куль­турный релятивизм. Формально признавая биологическую рав­ноценность рас человека, теоретики расизма декларируют идеи о психическом неравенстве «наций и племен», приписывают наследственную обусловленность их «психическому складу», «структуре характера», «модели культуры». Бездоказательно ут­верждается некая качественная уникальность, неизменность куль­турной традиции каждого народа, якобы связанная с наследуе­мыми биопсихическими особенностями, которые отражаются на поведении индивидуумов.

Прогрессивные ученые многих стран выступали с разоблаче­нием антинаучной сути расистских концепций. Было доказано, что чистых рас не существует в природе, человеческая исто­рия — это история взаимодействия рас и культур. Ни одна циви­лизация не являлась продуктом какой-либо одной расы. Пред­ставители основных рас сумели развить высокие культуры: монголоиды — в Китае, Индонезии и Японии; американская ветвь — в Мексике и других районах Центральной и Южной Америки. Культура древних майя, инков, кечуа, ацтеков, сапот-ков и других племен, населявших Американский континент, возникла в глубокой древности и характеризовалась высокой степенью развития. Эти народы изобрели иероглифическую пись­менность, древний календарь майя, определявший продолжи­тельность года в 365 дней, был рассчитан с поразительной точ­ностью. Дравиды — представители австрало-негроидной расы — создали высокие цивилизации в Индии. Племена, которые из-за природной изолированности от других народов временно отстали в своем общественном развитии, способны быстро достигнуть общего уровня культуры при контактах с другими народами.

 

7.4. Антропология о видовом единстве человечества 253

Антропологической наукой представлено много доказательств в пользу видового единства человечества: например, тот факт, что все расы при смешении дают плодовитое потомство. Так, на островах Зеленого Мыса на 150 тыс. населения приходится при­близительно 100 тыс. метисов. В Бразилии, по примерным под­счетам, число «чистых» индейцев составляет 2 % от общего ко­личества населения, а число метисов от белых и индейцев, белых и негров — 33 %. Все человеческие расы связаны между собой рядом промежуточных типов, переходящих друг в друга. Все об­ласти соприкосновения расовых типов одновременно выступали и поясами смешения. Искусственно воздвигавшиеся социаль­ные преграды (например, кастовость в Индии, конфессиональ­ные запреты и др.) и меры, принимаемые для сохранения «чис­тоты» расы, никогда не могли полностью остановить процесс расового смешения.

Биологическое единство человечества подтверждается иден­тичностью строения жизненно важных органов у представите­лей разных рас, прежде всего по комплексу свойств, связанных с прямохождением и выполнением трудовых процессов.

Типичное для человека как прямоходящего существа положе­ние затылочного отверстия резко отличает его от всех антропо­морфных обезьян, а представители различных человеческих рас очень сходны по этому признаку. Близость отмечается и по вариа­циям мышц ноги, строению стопы и кисти. Так, большая длина первого луча кисти по отношению к остальным (признак, развив­шийся в результате трудовой деятельности человека) имеет место у всех людей и расовые различия в этом плане ничтожно малы.

Сходство и единство рас в строении мозга также является ар­гументом в пользу биологического единства человечества. Раз­личия в массе мозга (емкость черепной коробки) людей разных территориальных групп не соответствуют расовым границам. Эти показатели в норме коррелируют не с расовыми особенно­стями, а с размерами тела. Большая часть вариаций массы мозга у современного человека укладывается в пределы от 1150 до 1700 г у мужчин и от 1100 до 1500 г у женщин. Но за пределами указан­ных границ масса мозга не может считаться патологической. Сведения о весе мозга выдающихся писателей и ученых говорят о том, что фактор гениальности не связан с весом мозга. Так, вес

 

Глава 7. Расоведение 254

мозга И.С. Тургенева — 2024 г, Ж. Кювье —1829 г, Д.Г. Байро­на — 1807 г, Ф. Шиллера — 1785 г, В.М. Бехтерева — 1720 г, И.П. Павлова — 1653 г, Д.И. Менделеева — 1571 г, К. Либиха — 1362, А. Франса — 1017 г. Не отмечается расовых различий и в рас­пределении и количестве извилин больших полушарий мозга. Данные по цитоархитектонике коры полушарий головного мозга свидетельствуют о том, что расовые различия не касаются тон­ких структур центральной нервной системы.

В русской антропологической науке с момента ее зарожде­ния установилась традиция непримиримости к расизму. Н.Г. Чер­нышевский в «Очерке научных понятий по некоторым вопросам всеобщей истории», статье «О расах» подчеркивает, что особен­ности, которыми отличаются одни национальности от других, сложились в результате их исторических судеб, разработка же расистских концепций была сделана в угоду рабовладельцам и правящим кругам США.

Н.А. Добролюбов выступил против расистских антропологи­ческих учений, подверг критике френологию — учение Ф. Галля о взаимосвязи психических особенностей, способностей челове­ка с внешними структурными особенностями черепа. Критика была направлена и против русского публициста М. Волкова, издавшего книгу «Френология», где он на основании учения Ф. Галля пытался объяснить даже явления общественной жизни.

Наблюдения Н.Н. Миклухо-Маклая за папуасами Новой Гви­неи и австралийцами опровергли расистские измышления о не­полноценности этих народов. Их относили к «низшей» расе на основании якобы особого расположения волос на голове («пуч-коволосость»), слабого развития икроножных мышц, оттопы-ренности большого пальца, очень жесткой, шелушащейся кожи. В действительности же оказалось, что кожа у папуасов эластич­ная, пигментация варьирует от светло-коричневого до кофейно­го цвета. Жесткой она становится при кожных заболеваниях, на­пример при псориазе — заболевании, распространенном и среди европейцев. Впечатление пучковолосости создавала особая при­ческа. Оттопыренность большого пальца, причем только на пра­вой ноге, приобреталась в процессе трудовой деятельности. Всю жизнь Н.Н. Миклухо-Маклай выступал как последовательный борец против расовой и колониальной экспансий.

7.4. Антропология о видовом единстве человечества 255

Эти гуманистические, прогрессивные традиции получили дальнейшее развитие в трудах советских антропологов. В настоящее время большинство специалистов-антропологов мира, руководствуясь принципами объективной оценки науч­ных данных, отстаивают положение о равных для всех народов мира биологических возможностях достижения любого уровня цивилизации.

Фактические данные, накопленные общественными и есте­ственными науками, даказывают закономерности формирова­ния рас и народов, показали полную несостоятельность расист­ских концепций.

События Второй мировой войны показали социальную опас­ность расизма и необходимость принятия мировой общественно­стью действенных мер по предупреждению политики геноцида.

Все формы расовой дискриминации были осуждены в много­численных международных документах — Уставе ООН (1945), во Всемирной декларации прав человека (1948). На совещаниях ЮНЕСКО специалисты-эксперты, привлекая новейшие науч­ные данные, неоднократно (1955, 1959, 1960, 1964) осуждали ра­совые доктрины. В 1965 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации.

По решению ООН 1971 год объявлялся международным го­дом борьбы с расизмом, а с 1974 г. в память жертв расстрела ра­систами демонстрации африканцев в г. Шарпевиле 21 марта ежегодно отмечается как международный день борьбы против расизма и расовой дискриминации. В июле 1977 г. в Лиссабоне состоялась Всемирная конферен­ция против апартеида, расизма и колониализма на юге Африки.

В марте — апреле 1981 г. в Афинах был проведен симпозиум ЮНЕСКО, посвященный критике теорий и фактов, которые ис­пользуются в современном мире для обоснования расового не­равенства и угнетения цветных народов.

В Декларации ЮНЕСКО о расе и расовых предрассудках от 26 октября 1967 г. один из заключительных пунктов гласит: «Ра­совые предрассудки и расовая дискриминация в современном мире вытекают из исторических и социальных явлений, ложно прикрываются авторитетом науки. Поэтому биологи, социологи, философы и ученые смежных отраслей науки должны сделать

Глава 7. Расоведение 256

все возможное, чтобы результаты их исследований не были пре­вратно использованы теми, кто намерен пропагандировать расо­вые предрассудки и поощрять дискриминацию». Борьба с расиз­мом — важнейшая задача всей прогрессивной общественности мира.

 

 

ГЛАВА 8






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных