ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Современная социокультурная антропологияВ сфере современного научного познания выделяют естественнонаучное и социально-научное познание. Первое направление осуществляется через физическую и медицинскую антропологию и их различные поддисциплины. Социально-научное познание человека представляют такие науки, как этнология, археология, социальная и культурная антропология, психология и ряд других, которые позволяют представить человека как социальное существо в его разных измерениях — социальном, культурном, личностно-психологическом. Культура является связующим звеном в этом комплексном познании. По мнению американского антрополога М. Говарда, культурная антропология рассматривает жизнь людей во всей ее сложности и многоаспектности. Человеческие культуры рассматриваются прежде всего в их связи с природной средой, что создает представление о человеке как о творческой личности, стремящейся через культуру адаптироваться к различным условиям существования. В понимании М. Говарда культура — это традиционные способы организации поведения и мышления групп людей в границах окружающей их среды. В связи с этим он выделят три составные культуры - культура поведения, познавательная и материальная культура. Термин «культура» на первых порах его применения дословно обозначал обработку, почитание (культ). По мере исторического развития термин приобретал новый смысл. Прежде всего под культурой подразумевалось нечто созданное не природой, а руками человека. Деятельность или труд выступают как общественно-производительные силы человека. Культура явилась основным фактором, выделившим человека из животного мира. Вне деятельности и вне общества человек существовать не
9.1. Современная социокультурная антропология 325 может. Труд развивал сознание, в результате коллективного характера труда возникает речь и совершенствуется мышление. Первые орудия труда послужили основой для дальнейшего развития материальной культуры, а мысль и слово стимулировали сплочение общества, появление идеологических воззрений, обрядов и ритуалов, а затем различных форм духовной культуры. Многообразие с человеческой деятельности определяет многообразие культуры и разнообразие классификаций (свыше 500). Современная культура отражает изменения в природе и обществе, что позволяет выделить типы культуры в соответствии с экономической формацией. Учебная дисциплина, объединяющая в своем предметном поле социальные, культурные и психологические стороны жизнедеятельности человека, получила название «социокультурная антропологи». Ю.М. Резник выделяет в социокультурной антропологии общетеоретическую и конкретно-научную части. Общие теории культуры (эволюционизм, диффузионизм, психологизм, структурализм и др.) выступают теоретическим фундаментом социокультурной антропологии. Они исследуют законы социального и культурного развития человека и человечества. Конкретно-научное направление посвящено изучению различных социокультурных связей человека с его внутренним миром, природой и обществом. В рамках этого направления развиваются разделы биосоциальной, психологической и символической антропологии. Последняя выступает в качестве связующего звена между собственно культурной антропологией, семиотикой, лингвистикой и языкознанием. Каждый из указанных разделов имеет собственные теоретико-методологические основания, предметную специфику, круг проблем, включая фундаментальный и прикладной аспекты их исследования, а также сферу практического их применения. Для изучения теоретических и конкретно-научных проблем наряду с другими источниками применяется анализ археологических источников. Археологи стремятся раскрыть основные законы возникновения и развития культур, изучая в основном человеческие сообщества, которые не оставили после себя письменных источников.
Глава9. Проблемы социокультурного познания человека 326 В археологических работах культура в большей мере, чем другие основные понятия, выступает как абстрактная величина. Культура как понятие не имеет объективной реальности, ее нельзя увидеть, изучить, объяснить, как это можно сделать при наблюдении, изучении или объяснении артефактов1 (предметов, являющихся, в отличие от природных, творением человека). Из-за своей абстрактной природы как в антропологической, так и в археологической литературе понятие «культура» определяется и используется весьма произвольно. В 1952 г. А. Крёбер и К. Клакхон сравнили 160 различных определений термина «культура». Такое количество определений, несогласованность в употреблении термина вполне объяснимы. И антропологи, и археологи будут давать определение этого понятия в зависимости от того, что с его помощью им необходимо объяснить. Некоторые ученые связывают культуру с типом поведения, другие — с материальным производством, третьи — со знаковой системой (символами) и наконец, с определенным строем общественных отношений. Существует несколько определений, которые и антропологи, и археологи в той или иной степени принимают как универсальные. Одно из них гласит: культура — это традиционный способ организации поведения и мышления людей в границах окружающей их среды. Это определение придает термину широкий смысл. Следуя ему, в культуре можно выделить три основных вида: культура поведения, познавательная культура и материальная культура (Говард, 1995). Поведение — это то, как люди действуют и взаимодействуют. Познавательный компонент состоит из представлений о мире и окружающих людях. Материальную культуру составляют физические предметы, которые изготовляются и используются человеком. е — искусственно н/асШз — сделанный.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|