Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Современная социокультурная антропология




В сфере современного научного познания выделяют естест­веннонаучное и социально-научное познание. Первое направле­ние осуществляется через физическую и медицинскую антропо­логию и их различные поддисциплины. Социально-научное познание человека представляют такие науки, как этнология, археология, социальная и культурная антропология, психология и ряд других, которые позволяют представить человека как соци­альное существо в его разных измерениях — социальном, куль­турном, личностно-психологическом. Культура является свя­зующим звеном в этом комплексном познании.

По мнению американского антрополога М. Говарда, куль­турная антропология рассматривает жизнь людей во всей ее сложности и многоаспектности. Человеческие культуры рас­сматриваются прежде всего в их связи с природной средой, что создает представление о человеке как о творческой личности, стремящейся через культуру адаптироваться к различным усло­виям существования. В понимании М. Говарда культура — это традиционные способы организации поведения и мышления групп людей в границах окружающей их среды. В связи с этим он выделят три составные культуры - культура поведения, по­знавательная и материальная культура.

Термин «культура» на первых порах его применения дослов­но обозначал обработку, почитание (культ). По мере историче­ского развития термин приобретал новый смысл. Прежде всего под культурой подразумевалось нечто созданное не природой, а руками человека. Деятельность или труд выступают как общественно-производительные силы человека. Культура яви­лась основным фактором, выделившим человека из животного мира. Вне деятельности и вне общества человек существовать не

 

 

9.1. Современная социокультурная антропология 325

может. Труд развивал сознание, в результате коллективного ха­рактера труда возникает речь и совершенствуется мышление. Первые орудия труда послужили основой для дальнейшего раз­вития материальной культуры, а мысль и слово стимулировали сплочение общества, появление идеологических воззрений, об­рядов и ритуалов, а затем различных форм духовной культуры.

Многообразие с человеческой деятельности определяет мно­гообразие культуры и разнообразие классификаций (свыше 500). Современная культура отражает изменения в природе и общест­ве, что позволяет выделить типы культуры в соответствии с эко­номической формацией.

Учебная дисциплина, объединяющая в своем предметном поле социальные, культурные и психологические стороны жиз­недеятельности человека, получила название «социокультурная антропологи». Ю.М. Резник выделяет в социокультурной антро­пологии общетеоретическую и конкретно-научную части. Общие теории культуры (эволюционизм, диффузионизм, психологизм, структурализм и др.) выступают теоретическим фундаментом со­циокультурной антропологии. Они исследуют законы социаль­ного и культурного развития человека и человечества.

Конкретно-научное направление посвящено изучению раз­личных социокультурных связей человека с его внутренним миром, природой и обществом. В рамках этого направления раз­виваются разделы биосоциальной, психологической и символи­ческой антропологии. Последняя выступает в качестве связующе­го звена между собственно культурной антропологией, семио­тикой, лингвистикой и языкознанием. Каждый из указанных разделов имеет собственные теоретико-методологические осно­вания, предметную специфику, круг проблем, включая фунда­ментальный и прикладной аспекты их исследования, а также сферу практического их применения. Для изучения теоретиче­ских и конкретно-научных проблем наряду с другими источни­ками применяется анализ археологических источников. Архео­логи стремятся раскрыть основные законы возникновения и развития культур, изучая в основном человеческие сообщест­ва, которые не оставили после себя письменных источников.

 

 

Глава9. Проблемы социокультурного познания человека 326

В археологических работах культура в большей мере, чем другие основные понятия, выступает как абстрактная величина. Культура как понятие не имеет объективной реальности, ее нельзя увидеть, изучить, объяснить, как это можно сделать при наблюдении, изучении или объяснении артефактов1 (предметов, являющихся, в отличие от природных, творением человека).

Из-за своей абстрактной природы как в антропологической, так и в археологической литературе понятие «культура» опреде­ляется и используется весьма произвольно. В 1952 г. А. Крёбер и К. Клакхон сравнили 160 различных определений термина «культура». Такое количество определений, несогласованность в употреблении термина вполне объяснимы. И антропологи, и археологи будут давать определение этого понятия в зависимо­сти от того, что с его помощью им необходимо объяснить. Неко­торые ученые связывают культуру с типом поведения, другие — с материальным производством, третьи — со знаковой системой (символами) и наконец, с определенным строем общественных отношений. Существует несколько определений, которые и ан­тропологи, и археологи в той или иной степени принимают как универсальные. Одно из них гласит: культура — это традицион­ный способ организации поведения и мышления людей в грани­цах окружающей их среды. Это определение придает термину широкий смысл.

Следуя ему, в культуре можно выделить три основных вида: культура поведения, познавательная культура и материальная культура (Говард, 1995).

Поведение — это то, как люди действуют и взаимодействуют. Познавательный компонент состоит из представлений о мире и окружающих людях.

Материальную культуру составляют физические предметы, которые изготовляются и используются человеком.

е — искусственно н/асШз — сделанный.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных