![]() ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Культура в этноархеологической перспективе 327Культура как глобальное понятие Одно из определений культуры выделяет культуру по региональному, территориальному признаку. Например, польскую культуру можно рассматривать через призму ритуалов, способов обучения, мышления и других признаков, характерных для этой страны. Другое из определений «культуры» более объемно, охватывает совокупность достижений всего человечества. Археологи пытаются изучить прошлое, принимая во внимание оба определения, так как они основывают свои реконструкции на индивидуальных культурах, а лишь потом выдвигают предположения о природе культуры в общем. Культура — отличительный атрибут человека, приобретенный в результате обучения, развития человечества, социальной дифе-ренциации (в отличие, например, от унаследованного знания-инстинкта). Культура передается из поколения в поколение с помощью языка, других знаковых систем и усваивается независимо от биологической обусловленности, в постоянной борьбе с естественной средой. Не происходит преобразования биологической структуры путем генетических изменений. Культура — необычайно эластичный инструмент эволюции человека, способный реагировать на неожиданные изменения в окружающей среде. Некоторые ученые отмечают, что способность к обучению характерна и для некоторых животных. Существует особенность, которая может служить отличительным качественным признаком человеческой культуры. А именно — способность изменить среду настолько, что в результате человеческие общности обречены на приспособление (как в культурном, так и в биологическом плане) к тем изменениям, которые они сами вызвали своей деятельностью. Олвин Тоффлер в своей книге «РиШге 5поск» (1970) приводит примеры этих процессов в современном индустриальном обществе. Культура как общность идей определенной группы людей Такое определение культуры довольно распространенно. Для археологов общность идей проявляется в результате анализа об-
Глава9. Проблемы социокультурного познания человека 328 разцов артефактов (Даннэлл, 1971). Идею невозможно изучить непосредственно, поскольку она эмпирически неуловима. Однако предполагается, что если люди в процессе производства, применения определенных орудий и предметов ведут себя подобным образом, то, значит, они разделяют одинаковые идеи, связанные с этими орудиями и предметами, находятся на одной стадии развития. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|