Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Антропологические особенности населения Азпп_________________283




сюда направился поток добровольных и ссыльных переселенцев из разных областей России, но преимущественно из средней по­лосы. На рубеже Х1Х-ХХ вв. из малоземельных областей Сред­ней и Южной России мигрировало более 4 млн человек.

Антропологические исследования показали значительную роль метисации с коренным населением в формировании антро­пологического состава русских Сибири. На основании сомати­ческих и серологических данных установлено, что в смешанных группах русских Забайкалья бурятский элемент составляет 40 %, а в Якутии русские популяции почти полностью метисного про­исхождения. Даже без зафиксированного исторически смеше­ния 5-10 % общего числа предков современного русского насе­ления составляют аборигены. Своеобразие антропологического типа сибирских русских определяется и обособлением при пер­воначальном формировании групп переселенцев, особенно ста­рообрядческих групп. Вопрос о времени первоначального засе­ления человеком Сибири учеными не решен. Мальта и Буреть (вблизи Иркутска) — наиболее древние из стоянок — относятся к поздним этапам верхнего палеолита. Найденное на стоянке Буреть скульптурное изображение женщины носит черты мон­голоидной расы. К более позднему времени относится стоянка Афонтонова Гора в Красноярске, в нижнем горизонте которой обнаружен фрагмент черепа молодого мужчины с уплощенным переносьем. Эта находка датируется концом верхнего палеолита и относится к монголоидному типу.

Неолитический и энеолитический периоды представлены малочисленным палеоантропологическим материалом из При­байкалья и Юго-Западной Сибири. Антропологический тип на­селения, оставившего могильники 3-2-го тыс. до н.э. в Прибай­калье, называют палеосибирским. Он отличается признаками, свойственными североазиатским монголоидам, сходен с бай­кальским типом, характерным для эвенков Прибайкалья. Но не­олитические черепа имеют более выступающие носовые кости, менее плоское и высокое лицо, более низкие орбиты, чем у бай­кальского и центральноазиатского типов. В связи с тем что уровень ггих различий между неолитическими и близкими к современ­ности сериями нарастает к западу от Байкала, эта особенность древнего населения истолковывается как результат небольшой

 

Глава 8. Антропологический состав народов мира 284

европеоидной примеси. Но существует и гипотеза о своеобраз­ных недифференцированных чертах древних монголоидов, со­хранившихся в типе американских индейцев.

Древнейшее население Южной Сибири (Алтай, Хакассия) пред­ставлено краниологической коллекцией из погребений афанась­евской культуры (3-е — начало 2-го тыс. до н.э.). Черепа имеют сильно выступающие носовые кости (их угол больше 30°), широ­кое и невысокое лицо, низкие орбиты, сильно развитое надбровье и долихокранную форму, т.е. преобладают отчетливо выражен­ные европеоидные признаки. Археологические данные фикси­руют генетические связи данной культуры с синхронными куль­турами Средней Азии, что может указывать на генетические истоки афанасьевцев (рис. 19).

Рис. 19. Кетский шаман (Восточная Сибирь)

8.2. Антропологические особенности населения Азпп _________________285

Во 2-м тыс. до н.э. на территории Алтая и Минусинского края на смену афанасьевской культуре приходит андроновская. Черепа из погребений андроновской культуры Южной Сибири отличаются от таковых предшествующего периода лишь более высоким черепным указателем, более прямым лбом и менее вы­соким лицом, что, возможно, объясняется эпохальными измене­ниями. По антропологическому типу и погребальному инвента­рю представители андроновской культуры в Южной Сибири аналогичны таковым у населения западного Казахстана.

Ископаемый материал последующих эпох свидетельствует о про­никновении на данную территорию монголоидных антропологи­ческих типов и смешении с древним европеоидным населением.

Антропологические типы Западной Сибири и Алтае-Саянского нагорья сложились в результате длительных смешений древних монголоидных и европеоидных элементов. Европеоиды прони­кали на территорию Сибири как из Восточной Европы, так и с территории Средней Азии. Палеоантропологические материалы на Дальнем Востоке от­сутствуют, поэтому можно лишь предполагать, что антропологи­ческие типы современного коренного населения сложились в результате проникновения в различные эпохи южных монго­лоидных элементов. Это предположение основано на сходстве антропологических черт населения данного региона и Восточ­ной и Юго-Восточной Азии. Вторичный очаг расообразования в Азии распался на третич­ные: североазиатский, охотско-камчатско-сахалинский, восточно-азиатский, тибетский и юго-восточноазиатский. В мезолитическое и неолитическое время на их основе образовались четвертичные очаги. В восточноазиатском очаге выделился амуро-сахалин-ский как результат контактов континентальных монголоидов I с тихоокеанскими и японско-китайский. Древнейшим, населе­нием Японских островов были мигранты с материка. Комплекс антропологических признаков, характерный для китайцев, ко­рейцев, японцев и частично для маньчжурских народов, сфор­мировался в бассейне р. Хуанхэ. Этот очаг расообразования на­зван дальневосточным.

Примерно во 2-м тыс. до н.э. были заселены Алеутские ост­рова и сформировался алеутский четвертичный очаг расообразо­вания. От современных алеутов древнее население отличается

Глава 8. Антропологический состав народов мира 286

рядом особенностей, сближающих его с эскимосами, что свиде­тельствует о генетических связях с ними. Параллельно с алеутским формировался четвертичный эски­мосский очаг расообразования, локализуясь в области, окру­жающей Берингов пролив (побережье Чукотки и Аляски).

Внутри современного локуса благодаря конвергентному воз­никновению и параллельному развитию образовалось два мик-ролокуса: центральноазиатский и байкальский. Данные о распре­делении факторов крови свидетельствуют о различиях крайних северных и внутриконтинентальных популяций, которые могли сформироваться вследствие адаптации к условиям Севера.

Расообразование байкальской группы популяций происходило в таежной зоне Центральной и Восточной Сибири. Наиболее веро­ятный очаг расообразования центральноазиатской группы популя­ций сконцентрирован в степных районах Монголии и Забайкалья. Этот ареал значительно расширился из-за более позднего расселе­ния якутов по Лене. Центральноазиатский комплекс сформиро­вался вследствие адаптации к континентальным условиям.

Одонтологические данные также свидетельствуют о мозаич­ном распределении признаков в исследованных сибирских попу­ляциях (буряты, хакасы и аборигены Дальнего Востока), о древ­них и более поздних процессах метисации на разных уровнях.

Восточная Азия

Население относится к большой монголоидной расе.

Монголы — типичные представители центральноазиатской расы третьего порядка в пределах североазиатской расы. Они ха­рактеризуются брахикефальным массивным черепом с сильно уплощенным широким и высоким лицом, высокими глазница­ми, слабо выступающим широким носом, выраженной складкой верхнего века. К этому же типу относятся и проживающие в МНР казахи, буряты, урянхайцы. На востоке предполагается наличие примеси дальневосточной расы. Фрагментарные палео-антропологические данные свидетельствуют о древности фор­мирования этого типа, сохранившегося до современности в от­носительно чистом виде.

Население Кореи относится к дальневосточной расе второго порядка, обнаруживает большое сходство с северными китайца-

8.2. Антропологические особенности населения Азпп _________________287

ми. Но корейцы более брахикефальны с сильнее развитым тре­тичным волосяным покровом, большей шириной носа, имеют более толстые губы, т.е. им, как и южным китайцам, присущи элементы южноазиатской расы.

Несколько черепов эпохи неолита из раскопок в Юки около Посьета в Северной Корее (брахи- и мезокранны с высоким, несколько широким и плоским лицом, ортогнатные) свидетель­ствуют о древности формирования антропологического типа корейцев.

Японцы по расовому облику представляют своеобразный ва­риант тихоокеанской расы третьего порядка, в пределах дальне­восточной — второго. Смешанность антропологического состава японцев проявляется в особенностях их внешнего облика. Так, с айнами их сближает сильнее развитый, чем у типичных пред­ставителей дальневосточной расы (китайцы, корейцы), третич­ный волосяной покров, часто встречающиеся волнистые воло­сы. Кроме того, у японцев, как и у южных монголоидов, более темная кожа, шире нос, толще губы, ниже лицо и длина тела — до 160 см (рис. 20).

Немногочисленное айнское население по антропологическо­му типу отличается от всех окружающих его народов и относится к курильской (айнской) расе, занимающей промежуточное ме­сто между экваториальной и азиатско-американской большими расами. С австралийской расой их связывает сравнительно свет­лая кожа, толстые губы, широкий нос и обильный третичный волосяной покров, волнистость волос; с монголоидами — плос­кое лицо, эпикантус, жесткие волосы. Обилие волосяного по­крова на лице и теле придает им некоторое сходство с европеои­дами. Современное айнское население несет на себе следы примеси японцев.

Вопрос о заселении Японии неясен, но неолитические чере­па более сходны с айнскими, чем с японскими. Можно предпо­ложить, что в формировании антропологического состава японцев принимали участие дальневосточная, курильская и южноазиат­ская расы. Изменение антропологического типа японцев во вре­мени происходило на автохтонной основе вследствие микроэво­люционных эпохальных процессов в условиях относительной географической изоляции.

 

 

Глава 8. Антропологический состав народов мира 288

Рис. 20. Японка

Наиболее подробно изучено современное и древнее население Китая (Чебоксаров, 1982). В антропологическом отношении со­временное население неоднородно. Наблюдается географиче­ская направленность в распределении важнейших расово-диаг-ностических признаков. С севера на юг цвет кожи становится темнее, увеличивается частота встречаемости мягких и волни­стых волос, возрастает интенсивность роста бороды, становится более ортогнатным при меньшей высоте лицо, короче и шире нос, толще губы при большей прохейличности верхней, умень­шаются выраженность эпикантуса и складки верхнего века, уп­лощаются переносье и поперечный профиль спинки носа.

К югу наблюдается сдвиг в расовом облике в сторону австра-лоидного ствола: уменьшается продольный диаметр головы и со­ответственно возрастает головной указатель, снижается выра-

8.2. Антропологические особенности населения Азии _________________ 289

женность надбровья, частота встречаемости вогнутой спинки носа, приподнятых форм его кончика и основания, уменьшается высотный диаметр головы.

Выделяют ряд типов — рас третьего порядка.

Граница между ареалами континентальных и тихоокеанских монголоидов проходит по Большому Хингану и южному краю монгольского плато. В зоне пограничья эти типы издавна интен­сивно смешивались. Среди народов Северо-Западного Китая происходило смешение не только континентальных и тихооке­анских монголоидов, но и с различными европеоидными компо­нентами, известными с неолита и эпохи бронзы на юге Сибири, в Центральной и Средней Азии. Тихоокеанские монголоиды в настоящее время обнаруживают заметную европеоидную при­месь: сильный рост бороды, мягкие волосы, незначительное раз­витие складки верхнего века и эпикантуса, слабое выступание скул, относительно высокое переносье. Хотя это может быть следствием сохранения черт недифференцированного монголо­идного типа, исходного для айнов.

Расовые типы восточноазиатской группы к югу от гор Хун-чаныпаня и Циньлина, в бассейне Сицзяна и на юге Тибета в долине р. Цангпо постепенно переходят в южные варианты тихоокеанских монголоидов. Монголоидные черты в этом на­правлении смягчаются, но кожа отличается более темными от­тенками, больше волнистых волос, уменьшается высота лица, увеличивается ширина носа и толщина губ, усиливается альве­олярный прогнатизм.

Сведения о распределении дискретно варьирующих призна­ков у населения Китая фрагментарны. Известно, что среди ки­тайцев встречаются: лопатообразная форма медиальных резцов (90 %), бугорков Карабелли (около 7-8 %), преобладают завитки на пальцах (50 %), чему соответствует более высокий дельтовый индекс (14—15 у мужчин).

Серологические данные об эритроцитарной системе АВО свидетельствуют о достоверных различиях между северно- и юж­нокитайскими популяциями. С учетом очень высокой частоты резус-положительных реакций, характерных для подавляющего большинства популяций, сконцентрированных на прилегающих к Тихому океану территориях, китайцы олицетворяют типичных

 

 

Глава 8. Антропологический состав народов мира 290

представителей восточного расового ствола. Эта реакция встре­чается у них в 100 % случаев.

Между расовыми типами населения Китая существуют раз­личные взаимопереходы. Центральноазиатский тип связывает северных китайцев с монголами и другими народами Централь­ной и Северной Азии; корейско-маньчжурский — с этническими группами Кореи и Маньчжурии; южноазиатский — с разнооб­разными популяциями Южного Китая, Индокитая, Индонезии; европеоидные элементы — с иранцами, тюрками Средней Азии.

Архантропы, представленные синатропами из Чжоукоудяня, Ланьтяня, Юаньмоу и питекантропами Индонезии, проникли сюда с запада, возможно, из Восточной Африки, в начале плей­стоцена. Морфологические особенности палеоантропов, чьи ко­стные остатки найдены в Маба, Чаньяне, Динцуне и Ордосе, свидетельствуют в пользу их генетической близости с синантро­пами, потомками которых они, вероятно, являются. Палеоан-тропологические данные о неоантропах из Люцзяня и Лайбина (Гуанси-Чжуанский автономный район), из Шаньдиндуна око­ло Чжоукоудяня свидетельствуют о большом их полиморфизме, а также о существовании уже в позднем палеолите на юге совре­менного Китая расовых типов, отличавшихся от расовых типов северной территории меньшими размерами мозгового и лицево­го отделов черепа, большей грацильностью. К этому периоду, вероятно, и восходит формирование тихоокеанской ветви мон­голоидов, которая дала две группы популяций: восточно-азиат­скую, переходную к континентальным монголоидам (фрагмент лобной кости на стоянке Афонтова гора II в Красноярске), и южно-азиатскую, связывающую монголоидов с австралоидами.

В мезолите континентальные монголоиды представлены дву­мя черепами из Чжалайнора во Внутренней Монголии, южная тихоокеанская группа — черепами из Цзыяна (Гуанси), Тампон-га (Верхний Лаос) и Куиньвана (Северный Вьетнам), у которых обнаруживается сходство с позднепалеолитическими и мезоли­тическими черепами австралоидов из Вадьяка (Ява), Ниа (Кали­мантан), Аитапе (Новая Гвинея).

Можно предположить, что на востоке Азии в конце палеоли­та — начале мезолита существовали основные расовые типы, представленные у современного населения в несколько изме-

8.2. Антропологические особенности населения Азии _________________ 291

ненном виде и в разных пропорциях. Восточные монголоиды Северного Китая и Тибета, у которых формировались китай­ско-тибетские языки, занимали промежуточное положение между континентальными монголоидами и контактными монголоид-но-австралоидными популяциями Южного Китая и других стран Юго-Восточной Азии (рис. 21).

Рис. 21. Терракотовые фигуры воинов из мавзолея китайского императора Цинь Шикуанди (II в. до н.э.)

Характерной особенностью расообразования на территории Китая были процессы внутрирасового смешения в центральных районах, в тихоокеанских группах — межрасового с европеоида­ми, на более южной территории — с австралоидами.

Расовая неоднородность населения Китая от эпохи неолита До современности непрерывно нарастала вследствие многочис­ленных миграций, межэтнических и межрасовых смешений че­рез брачные связи. Расширение ареала восточных монголоидов в северном и южном направлении от бассейна Хуанхэ происхо-

Глава 8. Антропологический состав народов мира 292

дило за счет распространения китайцев и соседних с ними неки­тайских народов Восточной Азии. При расселении восточно-монголоидных популяций они взаимодействовали с южными монголоидами, на основе которых формировались тайские, мяо-яоские, мон-кхмерские и индонезийские этносы. Этот про­цесс смешения отражен в значительном сходстве китайцев Юж­ного Китая с иноэтничным населением соседних территорий по многим морфологическим, дерматоглифическим, одонтологиче­ским и серологическим показателям.

В отличие от Южного и Центрального Китая, где граница между южными и восточными монголоидами не имела опреде­ленных очертаний, северные и западные рубежи между тихооке­анскими и континентальными монголоидами были довольно стабильны и проходили по Большому Хингану и южному краю Монгольского плато. Поэтому межрасовое смешение здесь было ограниченным. Резкие этнокультурные (особенно конфессио­нальные) различия между китайскими, монгольскими, тюркски­ми, а в более ранние времена и с иранскими народами способст­вовали этнической изоляции и в известной мере препятствовали метисации. Народ хуэй формировался в крайне смешанной ра­совой среде.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных