ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Культура в этноархеологической перспективе 333Культура как система В последнее время археологи стремятся проводить исследовательские работы и анализ находок в рамках системной теории структуры. Но для этого необходимо принять за исходное положение то, что культура имеет системную природу. Система состоит из определенного числа взаимосвязанных элементов, а ее функция заключается в упорядочении взаимодействия элементов для получения согласованного эффекта в целом. Изменения в одном элементе влекут за собой изменения в других, а стабилизирующий механизм регулирует интеракции составляющих частей, что удерживает систему как целостную конструкцию так долго, как это только возможно. Система функционирует во времени, но если рассматривать ее как отдельное явление в постоянном движении, то можно заметить, что составные части, которые все время стремятся к изменениям, временно подстраиваются друг под друга. Если мы хотим понять функционирование системы, изучая ее проявление только в одной точке в определенном времени, то окажемся в ситуации, подобной той, как если бы мы пытались понять работу автомобильного двигателя, видя один лишь кадр стометровой кинопленки, показывающий двигатель в работе. Теоретики, являющиеся приверженцами системного представления о культуре, считают ее динамической единицей, состоящей из подгрупп с различной, но взаимно дополняющейся структурой. Стоит процитировать Стюарда Струвера, который утверждает: «Культура и ее среда представляют собой определенное число выразительных систем. Изменения в культуре происходят посредством серии малозначащих, связанных между собой отклонений (вариаций) в одной или большем количестве этих систем. В археологии наиболее объективная точка зрения — это понять связь определенных элементов системы культуры и системы среды как отражение в археологических источниках. Так как система имеет глубину времени, то фундаментальной задачей археологии является реконструкция исторических культурных последовательностей и систем среды, при концентрации внимания на взаимосвязи переменных величин, входящих в структурные модификации этих систем во времени».
Глава9. Проблемы социокультурного познания человека 334 Эту задачу можно реализовать с помощью изучения материалов. Если принять, что культура в общем — это система, то и отдельные субкультуры следует считать системами, а реликтовые останки человеческих общин будут иметь к соответствующей культуре и деятельности системное отношение. В таком случае формы артефактов, компонентов, позиций и селений являются материальными аспектами ряда субсистемных уровней, выделяемых внутри целой системы. Мы рассмотрели лишь некоторые из самых значимых и популярных взглядов на культуру с точки зрения культурной антропологии. По большей части они являются общими для археологов и антропологов, изучающих культуру. Однако антрополог культуры вступает в контакт с объектом исследования — живым человеком, а археолог сталкивается исключительно с предметами, которые создали умершие поколения людей. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|