Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Культура в этноархеологической перспективе 333




Культура как система

В последнее время археологи стремятся проводить исследо­вательские работы и анализ находок в рамках системной теории структуры. Но для этого необходимо принять за исходное поло­жение то, что культура имеет системную природу. Система со­стоит из определенного числа взаимосвязанных элементов, а ее функция заключается в упорядочении взаимодействия элемен­тов для получения согласованного эффекта в целом. Изменения в одном элементе влекут за собой изменения в других, а стаби­лизирующий механизм регулирует интеракции составляющих частей, что удерживает систему как целостную конструкцию так долго, как это только возможно. Система функционирует во времени, но если рассматривать ее как отдельное явление в по­стоянном движении, то можно заметить, что составные части, которые все время стремятся к изменениям, временно подстраи­ваются друг под друга. Если мы хотим понять функционирова­ние системы, изучая ее проявление только в одной точке в опре­деленном времени, то окажемся в ситуации, подобной той, как если бы мы пытались понять работу автомобильного двигателя, видя один лишь кадр стометровой кинопленки, показывающий двигатель в работе.

Теоретики, являющиеся приверженцами системного пред­ставления о культуре, считают ее динамической единицей, со­стоящей из подгрупп с различной, но взаимно дополняющейся структурой. Стоит процитировать Стюарда Струвера, который утверждает: «Культура и ее среда представляют собой определен­ное число выразительных систем. Изменения в культуре проис­ходят посредством серии малозначащих, связанных между собой отклонений (вариаций) в одной или большем количестве этих систем. В археологии наиболее объективная точка зрения — это понять связь определенных элементов системы культуры и сис­темы среды как отражение в археологических источниках. Так как система имеет глубину времени, то фундаментальной зада­чей археологии является реконструкция исторических культур­ных последовательностей и систем среды, при концентрации внимания на взаимосвязи переменных величин, входящих в структурные модификации этих систем во времени».

 

 

Глава9. Проблемы социокультурного познания человека 334

Эту задачу можно реализовать с помощью изучения материа­лов. Если принять, что культура в общем — это система, то и от­дельные субкультуры следует считать системами, а реликтовые останки человеческих общин будут иметь к соответствующей культуре и деятельности системное отношение. В таком случае формы артефактов, компонентов, позиций и селений являются материальными аспектами ряда субсистемных уровней, выде­ляемых внутри целой системы.

Мы рассмотрели лишь некоторые из самых значимых и по­пулярных взглядов на культуру с точки зрения культурной ан­тропологии. По большей части они являются общими для архео­логов и антропологов, изучающих культуру. Однако антрополог культуры вступает в контакт с объектом исследования — живым человеком, а археолог сталкивается исключительно с предмета­ми, которые создали умершие поколения людей.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных