ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Механизм образования вкусаВкус ощущается теми участками языка, где находятся сосочки, по-этому при действии каких-либо веществ на середину языка вкусовых ощущений не возникает. Имеется четыре вида вкусовых сосочков: нитевидные, грибовидные, желобоватые и листовидные, их верхние и боковые поверхности покрыты вкусовыми почками (см. «Строение, функции и возрастные особенности пищеварительной системы»). Для того чтобы вещество могло подействовать на вкусовой рецептор, необходимо растворить его в жидкости. В обычных условиях таким растворителем является слюна. Если фильтровальной бумагой хорошо просушить язык и на высушенный участок положить кусочек сахара, то человек не будет ощущать сладкого вкуса до тех пор, пока сахар не будет смочен слюной. Для восприятия вкусового ощущения важное значение имеет тем-пература. Горячая и холодная пища понижает вкусовые ощущения. Горячий сладкий чай кажется совсем безвкусным, и только по мере остывания он становится все более сладким. Если взять в рот кусочек сахара и запить его холодной водой, то сладкого также почти не ощу-щается. Поэтому пробу вкусовых качеств пищи производят только при определенной температуре. Вкус пищи становится наиболее ост-рым при температуре 24 °С. Именно при такой температуре специа-листы оценивают вкусовые качества различных сортов вин и сыра. Вкусовые рецепторы имеют большое значение в жизни человека. С их помощью происходит опробование пищи. При попадании в рот испорченных продуктов они рефлекторно удаляются изо рта выпле-выванием, и наоборот, вкусные продукты вызывают ряд явлений, ко-торые способствуют нормальному пищеварению. Определение вкусовых порогов показало, что пороги вкусового раздражения для разных веществ различны. Так, горечь хинина обна-руживается при его разведении в миллион раз большем, чем разведе-ние сахара до минимальной его концентрации, дающей ощущение сладкого. На примере кислого и горького вкуса выявлена такая зако-номерность: эффективность действия вещества тем больше, чем выше его молекулярная масса. Порог вкусовой чувствительности у человека зависит от физиологического состояния и может понижаться до пол-ной «вкусовой слепоты». При изменении вкусовой чувствительности возможны две ее оценки: во-первых, возникновение неопределенного вкусового ощущения, отличающегося от вкуса дистиллированной воды, и, во-вторых, возникновение определенного вкусового ощущения. При действии вкусовых веществ наблюдается адаптация, завися-щая от концентрации вещества. Адаптация к сладкому и соленому развивается быстрее, чем к горькому и кислому. Обнаружена и пере-крестная адаптация, т.е. изменение чувствительности к одному веще-ству при действии другого. Например, адаптация к горькому повыша-ет чувствительность к кислому и соленому, адаптация к сладкому обостряет восприятие всех других вкусовых ощущений. Для органа вкуса характерны следующие явления: • адаптация, когда после соленого следующее блюдо кажется пре-сным; • последовательный контраст: сладкое повышает чувствительность к кислому, соленое — к сладкому, а горечи обладают стимулирующим вкус действием; • слияние ощущений, возникающее при наличии двух вкусовых ве-ществ: кислое и сладкое создают специфический кисло-сладкий вкус некоторых сортов яблок; • компенсация: соленое и кислое взаимно уничтожают друг друга. Профессиональная тренировка обусловливает обострение всех ви-дов вкуса, но у работников кондитерской фабрики значительно снижа-ется чувствительность к сладкому, вероятно, в результате избыточного потребления сахара. Мы уже знаем, что все вкусовые ощущения возникают в результате смешения четырех вкусов: кислого, горького, сладкого и соленого, а также их взаимодействия с тактильными, болевыми и обонятельными ощущениями. Этим объясняется такой вкус, как «едкий», связанный с раздражением болевых рецепторов полости рта, «острый», зависящий от примеси обонятельных ощущений, «кисловатый», возникающий при вяжущем действии дубильных веществ тактильной модальности. Существует зависимость между строением вещества и его вкусом. Так, соленым вкусом обладают все соли, хотя с разным привкусом; кислым — все кислоты, неорганические и органические, имеющие свободные водородные ионы. Однако некоторые кислоты не подчиняются этому правилу: например, салициловая кислота сладкая, пик-риновая — горькая. Сладкий же вкус имеют не только сахара, но и мно-гие вещества разной химической природы, которые содержат или не содержат дульциногенные (создающие сладость) группы. Еще менее ясна химическая основа горького вкуса, который имеют основания, алкалоиды, амиды, сульфиды, йодистые соединения и другие вещества. Вкус в онтогенезе Вкусовые луковицы созревают на 3-м месяце внутриутробной жиз-ни. В поздние сроки внутриутробного развития плод реагирует мимиче-скими движениями на вкусовые вещества. Это наблюдается у недоно-шенных детей. Новорожденные различают сладкое, соленое и горькое. Сладкие вещества вызывают сосательные движения, оказывают успо-каивающее действие. На горькие и соленые вещества дети реагируют отрицательно: общим возбуждением, закрыванием глаз, искривлени-ем рта, выпячиванием губ и языка. Порог вкусовой чувствительности у новорожденных значительно выше, чем у взрослых. Уже в 3-месяч-ном возрасте наблюдается способность дифференцировать концен-трацию вкусовых раздражителей. Особенно хорошо вызываются у детей врожденные двигательные рефлексы при действии растворов, дающих ощущение сладкого и горь-кого. Латентный период этих двигательных рефлексов через 1—3 дня после рождения — 2,3 с, к 9-10 годам он доходит до 0,3 с. С первого месяца жизни условный сосательный рефлекс легче все-го образуется на сладкие растворы, а с 1,5 месяца можно выработать условный мигательный рефлекс на воду. Уже в первые месяцы жизни у детей образуются дифференцировочные тормозные условные реф-лексы на вкусовые раздражения. С 2 до 6 лет вкусовая чувствитель-ность повышается, у школьников она мало отличается от таковой у взрослых, к старости уменьшается. С возрастом в нормальных ги-гиенических условиях вкус тренируется и улучшается. Нарушение питания и болезни понижают вкусовые ощущения у детей. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|