Исследуем общее уравнение. 1 страница
1) – прямая проходит через начало координат;
2) – прямая параллельна оси ;
а) , ось – уравнение оси ;
3) – прямая параллельна оси ;
а) , - уравнение оси .
д) Уравнение прямой в “отрезках” на осях.
Рассмотрим общее уравнение прямой в предположении, что ни один из коэффициентов не равен 0.
.
Оно может быть приведено к специальному виду, удобному при решении задач. Перенесем в другую часть уравнения
.
Разделим на 
или .
Обозначим , тогда
Получено уравнение “в отрезках” на осях: – величина отрезка, отсекаемого прямой на оси , – на оси .
е) Нормальное уравнение прямой.
Этот вид уравнения получил свое название из-за нормали (перпендикуляра, проведенного из начала координат на прямую) (рис. 18).
Рис. 18.
Обозначим – расстояние от начала координат до прямой, – угол нормали к оси , - текущая точка – .
Из : , – угол с .
Из : , преобразовав, получим:
,
.
| – нормальное уравнение.
|
Главная особенность этого уравнения – сумма квадратов коэффициентов при неизвестных равна единице.
Замечание. Чтобы общее уравнение прямой преобразовать к нормальному виду, его необходимо умножить на нормирующий множитель.
.
Знак берется противоположным свободному члену.
Например:
.
Следствие. Расстояние от точки до прямой
- если прямая задана нормальным уравнением:

и точка , то расстояние точки А до прямой выразится так:
;
- если прямая задана в общем виде, то
.
Пример 25. В треугольнике заданы вершины: , , . Найти длину и уравнение стороны ; длину и уравнение медианы , точку пересечения медиан ; длину и уравнение высоты .
Решение.
Схематично изобразим треугольник:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| а) длину стороны найдем по формуле
.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
б) Уравнение стороны составим, используя уравнение прямой, проходящей через две точки
,
,
в) Найдем точку – середину .
, , , .
г) Уравнение медианы находим аналогично уравнению .

| – уравнение медианы .
|
д) Найдем точку – она делит медиану в отношении 2:1, т.е. .
.
е) Высота перпендикулярна прямой – значит, их угловые коэффициенты удовлетворяют условию
, .
Уравнение составим на основе уравнения пучка прямых – ведь нам известна точка и угловой коэффициент .

,
| – уравнение высоты .
| ж) Длину высоты определим как расстояние от вершины до прямой , представленной в общем виде:

– длина высоты .
Пример 26. Даны две стороны параллелограмма и точка пересечения диагоналей .
Найти уравнения двух других сторон.
Решение.
|
|
|
|
|
|
|
|
В условии даны уравнения смежных сторон (т.к. они не параллельны). Предположим, что это стороны и .
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| а) Определим вершину как пересечение сторон
.
б) Найдем вершину , зная, что – середина 

в) Уравнение параллельно и проходит через точку 
.
Уравнения искомых сторон:
и 
и 
| и
|
|
Задания для индивидуального решения
часть I. определители, Матрицы,
системы уравнений
В этом разделе предлагаются 30 вариантов заданий, позволяющих проверить практические навыки студентов по основным вопросам модуля: определители, матрицы, системы линейных уравнений и их совместимость. Каждому студенту предлагается 8 заданий с четырьмя вариантами ответов для самоконтроля усвоения материала. Задания можно рассматривать как своеобразные тесты для контроля знаний.
Вариант 1
1. Пользуясь свойствами определителя, не проводя вычислений, указать, какие из определителей равны нулю:
2. Найти значение определителя методом Саррюса, с помощью теоремы разложения, дописыванием столбцов:

а) 3;
| б) –3;
| в) 8;
| г) другой ответ.
|
3. С помощью теоремы разложения найти значение определителя:

а) 16;
| б) -5;
| в) другой ответ;
| г) 3.
|
4. Найти , если и .
а) ;
| б) ;
| в) ;
| г) другой ответ.
|
5. Вычислить , если и .
а) ;
| б) ;
| в) ;
| г) другой ответ.
|
6. Определите, какая из представленных матриц является обратной по отношению по отношению к данной матрице и сделайте проверку.

а) ;
| б) ;
| в) ;
| г) другой ответ.
|
7. Определить ранг матрицы .
8. Показать совместимость системы, найти ее решение методами Крамера, Гаусса, обратной матрицы

а) (0; 6; 2);
| б) (1;0;-2);
| в) другой ответ;
| г) (1; -1; 0).
|
Вариант 2
1. Пользуясь свойствами определителя, не проводя вычислений, указать, какой из определителей не равен нулю:
2. Найти значение определителя методом Саррюса, с помощью теоремы разложения, дописыванием столбцов:

а) -1;
| б) 3;
| в) 1;
| г) другой ответ.
|
3. С помощью теоремы разложения найти значение определителя:

Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|