Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Этапы развития первобытно-мифологической культуры




Реконструкция первобытной культуры одна из наиболее сложных задач культурологии. Ее сложность вызвана тем, что в распоряжении науки нет и, по естественным причинам, не может быть письменных памятников этой эпохи. Мифы, предания, легенды, существующие ныне у народов, наиболее близких по своему духовному состоянию к первобытности, все-таки, современны и несут на себе неизгладимый отпечаток взаимодействия с т.н. цивилизованными народами.

Вообще у современной науки нет свидетельств о прошлом человечества глубже, чем пятьдесят тысяч лет назад. Вместе с этим, возраст человечества, по разным оценкам, насчитывает от двух до пяти миллионов лет. В этом бездонном колодце прошлого вся история цивилизации только тоненькая пленка на поверхности. Трудно предположить, что такая гигантская эпоха прошла для нас бесследно. Скорее современный человек остается все тем же первобытным с легким налетом научных знаний и правил приличия.

Реконструкция первобытности может опираться лишь на одну предпосылку, на распространенное в науке и религии убеждение, что когда-то произошло «отделение» человека от природы или «изгнание человека из Эдема». Данная предпосылка должна быть нами понята и должна выступить конфигуратором мифов и легенд, по большей части, относящихся к более поздним культурам периода формирования раннеклассовых обществ.

Человеческий разум появляется тогда, когда человек попадает в ситуацию. Ситуация - очевидная необычайность человека, его жизни и всего его жизненного мира. Это - первообраз научной проблемы.

Почему в ситуации появляется разум? - Потому, что, встречаясь с необычайностью, человек осознает свое отличие от попавших в его поле зрения новых явлений. Он переживает удивление. Мышление становится удивленным, пробуждается любопытство и человек начинает воображать причины, объясняющие ему новые явления. Удивление - важнейшая причина разума, пока человека ничего не удивляет, у него нет повода разумно мыслить

Конечно, этого не достаточно для того, чтобы исчерпывающе охарактеризовать разум, он - мышление упорядоченное и целенаправленное. Однако, упорядоченность только форма разума, его содержание и в наши дни такое же, как в первобытные времена: удивление, любопытство и воображение.

Они возникают в ситуации. Первая ситуация, в которую попал человек, это - его выделение из природы и осознание ее как отличающейся от себя, а себя - отличной от нее. А дальше, когда человек уже удивился, ему остается только научиться приводить свои мысли в порядок, на это потребовались века и тысячелетия.

Процесс отделения человека от природы не был мгновенным, он растянулся на миллионы лет и прошел в своем развитии ряд этапов. На каждом из этапов человек обособлялся от новых свойств природы, отдалялся от нее и снова удивлялся, накапливал удивление. Но при этом его тождественность с природным миром сохранялась, она только слабела, до тех пор, пока в античную эпоху не произошел качественный скачек и человек стал двуприродным существом.

В период первобытности культура всецело обусловливалась внешней природной реальностью. С эпохи античности она обусловливается не только природой, но и специфически античным типом разума – социальным разумом.

Даже животное мыслит. Тем более мыслил человек, в котором пробуждался разум. Он уже был разумным существом и его разум одухотворял еще сохранявшиеся прочные связи с внешним миром. В течение всего первобытного строя его мышление было связано с природой, соединяющие их струны становились все тоньше, иные со звоном рвались, но мыслил человек не самостоятельно. Он был стихийным биоцентристом и через его пробуждающийся разум мыслила природная среда, представлявшаяся ему совокупностью неизвестных, удивительных, таинственных и страшных сил.

В этот период его мышление стало менее зависимым от природы и превратилось в социально организованную систему. В жизни человека появилась возможность, в зависимости от желания, опираться то на разум, выступая против природы, то на природу, выступая против разума. Это значит, что появилась свобода.

Тогда начали появляться и первые индивидуальности, чья мысль сама воспроизводила себя и о ком тогда говорили: царство Божие внутри вас, а не снаружи. Разум, воспроизводящийся в голове отдельного человека, действительно, как бы открывал ему таинственную дверь в его душе, а за дверью находился неизвестный духовный мир. Но время этих людей еще было далеко впереди.

Нас интересует эпоха, когда разум зависел от географической и социальной природы, обособлялся от нее, но был уже разумом и эту природу одушевлял.

Мышление в общинно-родовом строе протекало на почве кровнородственной связи человека с теми элементами географической среды и с теми людьми, какие были вовлечены в его жизненный мир. Все что знал тогда человек: звезды, солнце, луна, деревья, животные, не говоря уж о членах его рода, воспринималось им как родовая община, как родня, с которой он имел общего предка или чьим потомком был сам.

Отсюда возникает вторая черта, характеризующая первобытное мышление: всеобщая одушевленность «на мой манер» на основе переживания кровного родства. Этот период становления разума можно называть мифологическим. Культура же была первобытно-мифологической. Кровное родство и всеобщая одушевленность распространялись только на известный человеку его жизненный мир. То, что находится за его границами и время от времени проникает в мир не считается «таким же, как я», это – чужое, воспринимаемое как сила, одушевленная на иной, чем «я» лад.

Уже сказано, что процесс отделения от природы и становления разума проходил несколько этапов.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных