Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Этапы развития мышления.




Фетишизм

Разум европейского типа невозможен без установления абстрактной структуры внешнего мира. Это – мышление в ясных и осознанных понятиях, а не в образах. Образностью характеризуется мифология, и нам, следовательно, надо посмотреть, как из образов рождаются понятия.

Сам акт обособления от природы, в котором разум возникает, уже есть абстрагирование, точнее, его онтологическое основание. Разум начинает сравнивать, различать, ищет сходство вещей (обобщение), причины, следствия, устанавливает признаки, по которым вещи отличаются друг от друга.

На раннем, фетишистском этапе его развития, абстрактное строение действительности представлялось генетически происходящим из внешнего источника. Источник происхождения вещей и людей, их родства друг с другом, жизни и одушевленности представлялся в самих предметах внешнего мира. Поговорки: «Гора родила мышь» и «Тамбовский волк тебе брат» тогда могли бы быть поняты буквально. Этот источник, который позднее стали называть «демоном», еще позднее - душой вещей, духом, а еще позднее - сущностью, идеей вещи, он не отделялся от физического тела самой вещи.

Анимизм

На втором, анимистическом этапе душу и тело стали различать и разделять. В человеческой голове родилась мысль о самостоятельно существующих духах и душах различных стихий.

Заметим, что первобытное понимание души было не таким, как сегодня. Она представлялась физической силой, незримой для глаз, но направляющей жизнь всех предметов мира. Понятия «сила», «душа» и «жизнь» были синонимами. Эта сила могла быть дружественной человеку и враждебной ему, но по большей части, была нейтральной. Ей не было дел до человека, она его не замечала и могла причинить вред просто по неведению, так слон может наступить на муравья. Однако человеческую жизнь это не облегчало. У людей появлялась жизненная программа: надо было докричаться до этой силы, обратить ее внимание на себя и подружиться с ней или, хотя бы, нейтрализовать ее влияние. Так появились магия - система обрядов и ритуалов, предназначенных для управления скрытыми силами природы.

На фетишистском этапе мыслящим казалось само дерево или животное и человек именно с ними находился в родственных отношениях. Это были его предки или происходили от того же предка, что и он, значит, были ему братьями. Если человек считал предком медведя, то он был уверен, что именно от медведя ему и пришла способность жить и мыслить.

На анимистическом этапе предметы и их демоны разделились. Так если дерево - просто дерево, то его демон - дриада - не была деревом, а на дереве жила и у каждого дерева была своя дриада. Так родились древнегреческие боги-крониды, которым несть числа.

Именно здесь представление о географическом мире переплелось с представлением о социальной жизни. По мере развития общества, в нем появлялась сложная структура и иерархия. Они переносилась людьми на географический мир, где возникли уже не демоны отдельных предметов, а духи гор, лесов, полей, рек, озер и верховное Божество. Это - развитой анимизм, эпоха рождения Зевса и богов-олимпийцев. Представление об иерархическом устройстве мира сил, о подчиненности одних духов другим уже было состоянием, непосредственно предшествующим появлению рациональных понятий, чье содержание пока еще было мифологическим. Рациональная, понятийная мифология, вероятно, была первым типом человеческого разума, только что покинувшего стадию первобытности.

Следующий шаг в развитии мышления привел его к зрелому разуму. Произошло это тогда, когда духи были отделены от географической среды и стали самостоятельным предметом мышления. Тогда-то и родилась философия, поэтому она всегда развивается в тесных, хоть и противоречивых отношениях с религией и является прямой наследницей мифологического мышления. Что религия называла духом, то философия назвала идеей, сущностью, субстанцией, что в религии древних греков было Кроносом, то в философии стало «временем», что у древних было «эмет», «алетейа», «веритас», «естество», а позднее, в Средневековье называлось Богом, то в философии стало называться «истиной».

Мифология не была заблуждающимся умом, наивностью, глупостью, люди так мыслили миллионы лет и выжили. У нее была важнейшая функция, в те времена она, как сегодня философия формировала целостное представление о мире и человеке в нем, о том мире, в котором и располагалась наука, изучавшая отдельные его свойства.

Начиная с античной эпохи, и вплоть до Возрождения это был мир качественно иной, чем тот, в котором мы живем сегодня. Этот мир включал в себя высший, божественный план радости и низший, дьявольский, план горя, а посредине между ними - люди. Иногда, конечно, низший план сочетался с земной человеческой жизнью, но тогда дьявол поселялся среди людей и превращался в князя мира сего. Человек представлял свою душу открытой небесам, стремился в сферы, расположенные за пределами его жизненного мира и в этом находил смысл своей жизни.

Он знал, что его жизнь не напрасна, что у него есть высшее предназначение, и он может, даже не выполнив свое предназначение, надеяться на прощение и вечную жизнь. Если не все могут на это надеяться, то хоть некоторые. Человек поклонялся богам и сражался с ними, хитрил, изворачивался, нес наказание. Много времени должно еще пройти, пока небеса закроются для людей. Наконец, завершающаяся анимистическая стадия привела к такому общественному устройству, где человек вел явную публичную жизнь, подчинялся социуму, где были государства с властителями, появилась рабство и аристократия как очаг духовности в мире первобытной культуры. Возникли в среде аристократии первые люди, свободные от физического труда и среди них появились мыслители. Рабы самостоятельно не мыслили, первобытные племена до разумного мышления еще не доросли. Мыслили единицы, их разум сплачивал людей в социум.

Своеобразие мифологического периода заключалось в поэтапном становлении разума вследствие обособления людей от природы.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных