Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Основная проблема античной философии




Такой проблемой являлась диалектика материи и идеи. Уже говорилось о том, что материя и идея возникли в связи с отношением «раб – рабовладелец». Раб не человек, он только вещь, поэтому материя лишь потенция и она пассивна.

Рабовладелец как принцип культуры тоже не был человеком в собственном смысле слова, он был источником организации труда раба. Поэтому античное представление об идее, хотя и относилось к духовному миру, но это не такой дух, каким дух кажется сегодня. Духовный мир воспринимался в связи с чувственно зримой телесностью. Он представлялся как картина, поэтому его и называли «Eidos» (эйдос), что в переводе с древнегреческого означает «вид», его название указывает на то, что его можно «видеть», как-то представлять себе. В дальнейшем из греческого эйдоса разовьется мысль о том, что наряду с чувственным видением есть еще и умозрение, то, что зримо для ума. Почти все научные ли, философские ли теоретические конструкции позднейших времен происходят от эйдоса.

Именно идея представлялась зримой, материя же не считалась видимой до тех пор, пока идея не сформирует из нее чувственно воспринимаемую вещь. Поэтому диалектика материи и идеи была взаимодействием тел, когда видимое идеальное тело придает чувственно различимую форму телу материальному, потенциальному, и потому, невидимому. Следовательно, диалектика греческого мышления не касалась сущности вещей, она была поверхностной диалектикой, конкретным взаимодействием тел. Так у Демокрита атомы имели крючки и зацепочки и образовывали большие предметы, сцепляясь друг с другом. В сущности же вещей никакой диалектики не происходило, космос не изменялся. Элейская школа философии вообще отрицала какое либо движение в сущности вещей и доказывала это знаменитыми апориями Зенона.

В силу чувственного и поверхностного характера диалектики, она была не деятельно-преобразующей, а фаталистически-созерцательной. Человек был в мире, созерцал мир, противостоял ему, но ничего не мог с ним поделать, поскольку порядок вещей и судьба были предзаданы всем космическим Абсолютом, Роком. Человек не отвечал за себя и свою судьбу.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных