ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Краткое жизнеописание Платона.Аристокл по прозвищу Платон (Широкий) родился и всю жизнь прожил в первой половине IV в. до н. э. В Афинах. Свое прозвище он получил за весьма массивную фигуру и победу в истмийских спортивных состязаниях, где он выступал в качестве кулачного бойца. Для Афин этот период был переломным. Незадолго до него в Греции прошла Пелопонесская война, завершившаяся поражением Афин. В результате войны Афины, сохранив свое главенствующее культурное значение, потеряли политическое первенство. Возглавляемый ими союз полисов распался, Афины перестали быть своего рода древнегреческой сверхдержавой и уступили эту роль Спарте. В переломные эпохи мысль обостряется, и решение проблем смысла жизни кажется особенно насущным, начинается взлет философской мысли. IV век стал временем создания первых классических философских систем, по сию пору определяющих суть европейского разума. Это - время творческого взлета Сократа, Платона, а потом и Аристотеля. До сего дня европейская мысль отсчитывает время своего возникновения от Сократа, а когда бывает недовольна собой, то старается выйти в досократический период. Сократ первый из известных нам философов начал выстраивать свои рассуждения в стиле, ставшем позднее отличительной чертой европейской культуры, ему принадлежит дух современной философии. Платон выдвинул большую и наиболее блестящую группу идей, по сию пору будоражащих умы. Аристотель создал первую гигантскую, энциклопедическую философскую систему, объяснив весь круг проблем его периода из небольшого числа оснований. Это значит, что он выстроил логику разумного мышления, и сегодня сохраняющую свое значение. Получив афинское образование, Платон двенадцать лет разъезжал по Африке и Италии, был в Египте и, вероятно, обучался у жрецов египетских храмов, известных в мире хранителей древнего опытного знания. Оттуда он, подобно многим своим соотечественникам, привез начатки научных сведений, но, прежде всего, умение удивляться, огромный опыт удивления, образующийся при взаимодействии двух столь глубоко различных культур, как египетская и греческая. После казни Сократа, которого Платон считал своим учителем, он основал в Афинах свою школу, которую стали называть Академией, по имени рощи, где она располагалась. Это название дошло до наших дней, сегодня во многих странах мира Академиями называют систему институтов элитного уровня, являющихся эталонами научных исследований (АН РАН), а иногда и образования. Древнегреческая школа была институтом не столько дающим знания, сколько воспитывающим личность в соответствии с античным представлением о человеке. Академия Платона эту функцию тоже выполняла, но на первом месте в ней были философские и научные исследования. В этом смысле она действительно была прообразом, архетипом современных академий. Школу Платона прошел и Аристотель, по началу его ученик. Когда он позднее разошелся с Платоном во взглядах, то покинул Академию и создал свою школу, которую стали называть Ликей, прообраз сегодняшних российских лицеев. Как принято не без оснований считать, дух позднейшей европейской философии заложил Сократ, поэтому скажу о нем несколько слов. Платон любил Сократа, он посещал его до самой казни, даже в тюрьме, а потом оставил блестящие сочинения, где воссоздал его психологический портрет и превратил в философскую фигуру первостепенного значения. Когда погиб Сократ, Платону было уже 28 лет, возраст начала самостоятельных размышлений. Сократ Как полагают многие, в том числе и В.Ф.Асмус, Сократ, в противовес первобытно-мифологической и раннегреческой метафоричности, образности и интуитивизму, полагал, что достоверное знание может быть достигнуто только с помощью строго определенного понятия, фиксирующего специфические признаки предмета познания. Это понятие, а, следовательно, обозначаемый им предмет, принадлежит к общему классу понятий и предметов, причем степень обобщения идет вплоть до самого предельного уровня. Далее уже начинает угадываться столь совершенное первоначало понятий и вещей, что оно уже не выразимо словами, но доступно для личного молчаливого понимания и созерцания. Этим Сократ завершил предфилософский период, связанный с именами мыслителей, пользующихся приемами иного рода (Демокрит, Эмпедокл, Анаксагор, Гераклит и др.) и стал основателем понятийного мышления. Понятийное мышление отличает и науку, и философию. Оно является необходимым условием общественной практики по преобразованию мира. Однако, строгая определенность понятия, его предельная осознанность – важнейшая ступень в интеллектуальном отделении человека от мира и становлении специфически человеческого самосознания: «Я», отличающего себя от всего «Другого», защищающего себя и принуждающего «Другого». Греки проводили всю жизнь в войнах и вынуждены были отстаивать свою самобытность силой оружия. Они считали, по выражению Гераклита Эфесского, что не только любовь, но и вражда правит миром. Им поэтому было проще, чем другим народам, создать понятийное мышление. Сократ разработал свой метод определения понятия. В диалоге с собеседником, он провоцировал его на понимание первоначала, всеобщего источника предметов и понятий о них. Он называл себя «акушером истины». Не трудно догадаться, диалоги, которые Сократ вел с согражданами, раздражали их, возмущали все их существо, потому что противоречили все еще мифологическому представлению о человеке. В конечном счете, Сократ был обвинен в кощунстве и оскорблении богов и казнен. Сократ применял свой метод к этическим проблемам, его интересовало: что такое мудрость, дружба, любовь, мужество, благо, красота и т.д. Платон же распространил метод своего учителя на все без исключения сферы познания. Платон родился в богатой и знатной семье. По отцу его род восходит к последнему царю Аттики, а по матери к знаменитому Солону, лидеру и законодателю Афин. По матери, следовательно, Платон связан с человеком, начавшим в Греции процесс разрушения первобытного уклада жизни. Это знаменательно, воспоминания о Солоне должны были сохраняться в семейных преданиях и возбуждать интерес юного Платона. Конечно, такое предположение произвольно, однако, думается, что Платон с ранней молодости, когда был подростком, впечатлительным, бескомпромиссным и, как все подростки, подверженным авторитетному влиянию, увидел в Сократе Солона и пошел за ним. Это кажется вполне вероятным, особенно если учесть успешные занятия юного Платона искусствами: музыкой, живописью, поэзией. С философией Платон познакомился не у Сократа, а вначале у Кратила, талантливого последователя Гераклита Эфесского. Тем не менее, настоящим его учителем был, все-таки Сократ. Можно представить, как на Платона повлияли его размышления, и стойкость, с какой он следовал своему предназначению и безразличие к собственным жизненным обстоятельствам, и полное соответствие его образа жизни его же учению, и мужество, с каким он ожидал в тюрьме казни, и философское обоснование, с помощью которого Сократ отказался от предложенного ему бегства, предпочитая смерть фактическому отказу от своих взглядов. Такой философ, как Сократ, после побега просто не мог бы учить тому, чему учил раньше, это бы уже стало ложью. Платон описал последние дни своего учителя в ярком диалоге «Апология Сократа». Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|