Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Интеллектуальные предпосылки




Культура средневековой Европы христианская. Это – становящееся христианство, которое лишь на закате средневековья приобрело более-менее устойчивый и завершенный облик, характеризующий его и в наши дни. Поэтому и философия того периода религиозная и преимущественно христианская. Она решала две задачи. Первая из ее задач состояла в определении принципов, на основе которых складывается христианское представление о человеке. Она была решена в период так называемой патристики созданием «Символа веры» и окончательным оформлением Новозаветного канона. Вторая задача была в разработке официальной доктрины церкви, она решалась в период схоластики.

Средневековая культура имеет много предшественников. Назовем нескольких: греческая, и иудейская мысль, языческие взгляды народов Европы, гностицизм. Греция дала средневековью авторитеты Платона и Аристотеля. Иудаизм выдвинул ряд идей, способствовавших появлению средневекового варианта христианства. Есть и другие предшественники, например, культура Египта, которая тоже оказала влияние на средние века, усилив аскетизм и суровость христианства, именно там родилось монашество. Фундаментальной предпосылкой являлось античное представление о человеке как герое и мире как вместилище антропоморфных одушевленных сил, которые в эпоху Средних веков рассматривались уже не как боги, а как дьявольское воинство.

Что касается язычества, то его значение для средних веков двояко. Прежде всего, это совокупность народных верований. На развалинах Римской империи возникло несколько варварских королевств, чьи властители очень хотели быть христианами, сознавали ценность христианства и принуждали свои народы к христианству, но все-таки, оставались варварами.

Развивающееся христианство не могло отбросить народные взгляды в силу их исключительного консерватизма. Оно было вынуждено их ассимилировать. Так в разных конфессиях появились святые, чья историческая принадлежность к христианству сомнительна. В православии это, например, Иоасафат – царевич индийский или Илья пророк. Пророк Илья – заметный персонаж Ветхого Завета, однако его функции на Небесах и роль, которую отводили ему в народе, больше соответствует не его действительной исторической миссии, а дохристианским взглядам Руси на верховное божество.

Другая сторона язычества заключалась в том, что оно раньше, чем христианство подверглось философской обработке и создало развитые концепции. Греческая философия, в сущности, была языческой. Языческие взгляды находились в основе многочисленных еретических движений. Эти концепции, часто складывавшиеся под влиянием греческой философии, постоянно приводили церковь и ортодоксов в смущение и вызывали резкий отпор. В основании ересей содержалось по преимуществу одно теоретическое ядро - гностицизм.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных