ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Гностическая концепцияМаркион был одно время христианским епископом, но затем его изгнали из церкви и он основал свою церковь. Он не считал себя создателем нового учения и считал, что именно так учил Христос, это и есть его подлинное учение. Маркион утверждал, что на самом деле существуют не один Бог, а два. Это не было новинкой, о двух Богах учила, например, и известная в ту пору религия Зороастризма. Двоебожие представлялось необходимым для объяснения зла, наполняющего мир и для выявления причин его развития. У Зороастра один Бог - добрый и светлый, а другой - злой и темный, источником изменений в мире является борьба этих двух Богов. По Маркиону, один Бог - благой, он - Отец Иисуса Христа, а другой Бог - Бог Ветхого Завета, Демиург, творец этого мира, его владыка и создатель Синайского Закона. Маркион считал, что вера Иисусу означает отречение от Ветхозаветного Бога и требовал отказаться от всего Ветхого Завета. Валентин придал учениям гностиков наиболее развитое обличие и превратил его в стройную последовательность взглядов. В «Апокрифе Иоанна», написанном, вероятно, в его школе, в образно-метафорической форме ставятся фундаментальные вопросы и даются на них ответы. Эти вопросы христианский писатель Климент Александрийский формулирует так: - Кем мы были? - Кем мы стали? - Где мы были? - Где мы оказались? - Куда мы стремимся? - Как мы освобождаемся? - Что такое рождение? - Что такое возрождение? Истинный Бог-Отец,- утверждает Валентин, - непознаваем, он - истинный Бог и противостоит Демиургу Ветхого Завета. Этот Бог порождает Плерому. Плеромой называется полная, предельно насыщенная и чистая духовность. Она - целостна и органична, этим похожа на греческий космос и Платоновский мир эйдосов. Это - особый мир, который мы называем царством Божьим. Плерома состоит из эонов - духовных сущностей, расположенных иерархически. Последний эон имеет женскую природу и называется София (в разных текстах по разному, то София Пистис, то София Ахамот и т.д.). София впадает в грех гордыни. Она желает познать непознаваемого отца, и стать такой же, как он. Подражая ему, она начинает творить. Она рождает ужасное существо и, испугавшись его уродливости, изгоняет его из Плеромы. Бог-отец есть истина, а созданное Софией существо является подлинным невеждой, он ничего не знает об истине. Он противоположен истине, считает себя единственным Богом и создает собственный мир, тот, в котором и живут люди. Демиург несовершенен, поэтому и все, сотворенное им, так же несовершенно, как и он сам. Демиург правит этим миром вместе с архонтами (правителями), которых он тоже создал. Однако истинный Бог-отец не может этого стерпеть, и когда Демиург начинает творить человека, вмешиваются высшие силы Плеромы и первый человек Адам (гностики часто называют его Адам Кадмон) получает в своей душе искорку подлинно божественной сущности. Искра эта переходит от него к его потомству. Поэтому человек - чужеземец и странник в этом уродливом и злом мире, он испытывает мучения в нем. Его настоящая родина - не мир, а Плерома и спастись для него значит вернуться домой, подобно блудному сыну, в Плерому. Весь мир наполнен непримиримой враждой духовного (Плерома) и материального начал. По Валентину, цель высшего плана состоит в том, чтобы соединить истинное, божественное начало, существующее в мире, благодаря искорке, горящей в душе человека, с Плеромой. Для того, чтобы указать настоящий путь спасения для людей и приходил Христос. Последователи Валентина делили всех людей на три вида: «люди духовные», которые уже рождены свыше и которые этим уже спасены, им гарантировано обязательное возвращение в Плерому, потому что в них преобладает духовное начало; душевных, чье спасение зависит от того, как они живут и что делают. «Люди плотские» для которых здешний мир является их родным домом, искра Божья в них окончательно угасла и они непременно погибнут. «Люди душевные», в которых духовное начало присутствует, но слабо развито. Перед ними стоит проблема выбора: усилить в себе духовное начало, раздуть искру Божью и спастись, но при этом смириться со своим бедственным положением при жизни. С другой стороны, они могут полностью отказаться от духовности и обеспечить себе прижизненное благоденствие. Но после смерти их душа, в таком случае, гибнет. В этом и состоит тайное подлинное знание (гнозис) гностиков. Суть знания в том, что человек может и должен осознать божественность своего происхождения. Гностик презирал мир, в том числе и свою плоть, которая никак не связана с Богом. Поэтому гностическое учение (напр., у Маркиона) выступало идейным обоснованием полного аскетизма, умерщвления плоти, безбрачия, отказа от всех мирских благ и удовольствий. Итак, объектом гностического познания выступает Бог, а целью спасение человека из наблюдаемого мира, созданного Демиургом. Основными экзистенциальными (т.е. жизненными) состояниями и переживаниями гностиков являются печаль и тревога. Гностику ясно, что он живет в падшем мире, а его сознание связано с радикальным разрывом добра (Бог) и зла (Демиург). Гностик понимает, что даже если он духовный человек и непременно будет спасен, все равно, как существо, созданное Демиургом, он является носителем и источником не только добра, но и зла в этом мире. Зло - непреодолимо и неискоренимо. В одном из гностических сочинений написано: «Неведение Отца вызывало тревогу и ужас. Тревога сгустилась как туман, так что ничего не стало видно». Гностицизм как развитая, теоретическая форма язычества оказался в числе ведущих предпосылок средневековой культуры и философии Средних Веков. Многие концепции незаметно ни для себя, ни для церкви продолжали гностическую традицию и добились немалых успехов. На этом пути был создан христианский экзистенциализм св. Августина Блаженного (Аврелий Августин), мистицизм Франциска Ассизского, номинализм и реализм, без которых не смогла бы появиться философия Нового Времени и учение о двойственном апофатическом и катафатическом познании, которое начинает сегодня приобретать особо важное значение. Гностическая традиция сказалась на православии благодаря, например, учению об образах Иоанна Дамаскина и привела к учению Н.Бердяева о символическом познании, к глубокому анализу символов, аллегорий, метафор, образов в современных науках о духе. Гностическая концепция жива по сей день. Она активно провоцирует эзотерическую сторону современной культуры, ощущение окружающей нас тайны, духовные поиски и стремление к неведомому. Гностицизм прослеживается во многих лучших образцах современной литературы и искусства (Г.Гессе, А. де Сент-Экзюпери, Р.Бах, Голдинг и др.). В конечном счете, гностицизм своими поисками подталкивает культуру к обновлению. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|