ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Учение о душе и познании.Платоновская концепция души развернута им на двух уровнях: философском и психологическом. В своем философском учении, Платон считает душу посредником между двумя мирами: сверхчувственными идеями и чувственными вещами. Природа души находится в идеальном мире, как и природа вещей. Но душа отличается от вещей тем, что способна мыслить и познавать свою природу. В этом, кстати говоря, состоит ее высшее предназначение, для этого она и возникала. Так, если привести аналогию, то предназначение Солнца - светить, предназначение дождя - обмывать землю и поить посевы, предназначение ветра - дуть, а души - познавать. Каждым явлением, в том числе и душою, предназначение осуществляется по самой природе. Солнце не может не светить, а человек не может не познавать. Если Солнце не будет светить, оно уйдет в небытие и перестанет быть Солнцем, а если человеческая душа не будет познавать идеи, она перестанет быть душою и тоже уйдет в небытие. Познание собственной природы - счастье и благо для души. Платон в «Федоне» отмечает, что когда душа исследует природу сама по себе, выполняет свое предназначение, она движется туда, где все чисто, прекрасно, бессмертно, вечно, неизменно. И тогда она сама как бы совпадает со своей природой, отбрасывая все налипшее от материи, и тоже становится прекрасной, чистой, вечной, бессмертной. Она обретает богоподобие. Та душа, что в течение жизни намеренно избегала любых связей с телом и чувственными вещами, уходит в подобное ей место, обретает блаженство и навеки поселяется среди богов. И, тем не менее, душа, все-таки не тождественна своей природе, она лишь подобна ей, она возникает на земле и причастна становлению (Genesis). Мысль о промежуточном между идеями и чувственным миром положении души была развернута Платоном в учение о троичном ее составе. Это учение уже психологическое, оно сформулировано в трактате «Государство». Согласно ему, в душе имеются три части: разумная, аффективная и вожделеющая. Эта конструкция чем-то напоминает современное учение о сознательной, подсознательной и бессознательной сферах психики. Аффекты и вожделение, от души неотрывные, как камни тянут ее вниз и не дают ей полностью слиться с миром идей. Что касается познания, приближающего душу к ее природе, то это - прерогатива одного только разума. То состояние, в котором душа переживает свою природу и есть созерцание, возникающее при глубоком размышлении. Идеи не очевидны, поэтому и познавать их можно только умозрительно. Вещи видимого мира являются лишь тенями сущности, как писал Платон в «Государстве». Следовательно, если поставить задачей раскрыть сущность вещи, то познавать надо не то, что дано органам чувств. Познание идей означает созерцание умом самих сущностей. В этом опять зародыш средневекового мировоззрения, в котором познание Бога состоит в созерцании его как истины и высшего блага. Как согласно Платону должно осуществляться познание идей? В «Федре» он разработал методологию такого исследования, где уже есть предпосылки индукции, анализа и синтеза. · Во-первых, надо сначала во многом найти одно общее. Когда это общее найдено, тогда душа начинает созерцать саму идею, переживать свою близость к высшему. · Во-вторых, найденное единое и общее следует логически анализировать на роды и виды. Познание идей направляется и структурируется разумом. Но разум по Платону - не операционализированное и организованное мышление, как принято его понимать сегодня. Разум - та часть души, через которую она напрямую соединена со своей идеальной природой. Именно по этому он высшую форму познания усматривал в созерцании, в непосредственном усмотрении разумом своей умозрительной идеальной сущности. Как на практике появляется знание? Современное познание, это как бы вырывание у природы ее тайны. Человек получает знание о том, чего раньше не знал. По Платону такого состояния как «не знание сущности» быть в принципе не может, ведь душа укоренена в идеальном мире, ее природа изначально заложена в ней, в разуме. Почему же мы считаем, что получаем новое знание, которого раньше не имели? Эту проблему Платон решает следующим образом: познание есть воспоминание души об идеальном мире, в котором она пребывала до своего земного воплощения. Когда, человек, углубившись в размышления, вдруг вспоминает свою природу, ему приходит озарение, вот это и есть созерцание. Таковы в общих чертах некоторые элементы концепции Платона. Этот древний философ создал и развернул набор гипотез, какие некогда вошли в идейный строй раннесредневекового христианства и стали его основной теоретической формой. До сих пор они привлекаются для содержательного объяснения разного рода туманных предположений в сегодняшнем оккультизме. Взгляды Платона спровоцировали дальнейшие поиски в области психологии и в нынешней культуре повсеместно можно найти отголоски его взглядов. Христианство определило основное направление и динамизм средневековья. Философские же взгляды Платона, а потом и Аристотеля позволили на основе христианства сформировать отчетливо осознаваемые ценности этой культурной эпохи. И философия, и литература, и живопись содержали в себе Платоновские и Аристотелевские идеи. Это стимулировало развитие европейского методического разума, подготавливало и способствовало зарождению современной науки, политики и права. Гностицизм Самыми знаменитыми из теоретиков гностицизма были Валентин и Маркион, оба из Египта, жили во II веке нашей эры. Учение гностиков и, в частности, Валентина было настолько влиятельным, что христианская церковь и первые из ее отцов и учителей много сил тратили на борьбу с ним. Сочинениями против гностиков наполнены книги Тертуллиана, Иринея Лионского и др. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|