Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Основные идеи библейской культуры




Европейская культура – книжная, и Библия является тем самым зерном, из которого она выросла. Основная идея христианской Библии состоит в обещании Бога прийти к людям в качестве Христа и спасти их от всех бед, в том числе и от смерти. Для личного спасения человека нужно только чтобы он жил с верой в Христа и в возможность своего спасения и избавления.

Монотеизм

Греческая философия дошла до понимания Бога как единого целого. Но Бог для них отождествлялся с космосом как живым организмом. Платон называл космос «видимым Богом». Христианство же отличает космос от Бога. Бог представляется тем, кто создал мир и кто распоряжается им и поддерживает его существование. Как подчеркивали многие христианские мыслители, без Бога мир не смог бы просуществовать ни одного мгновения. Следовательно, Бог вне космоса, он пребывает в некоем особом потустороннем и незримом мире, которое называется «царством Божьим» и куда ведет человека особый путь духовного самосовершенствования. Путь этот начинается в человеческой душе и идет внутрь души к Духу, лежащему в ее основе. Как написано в Евангелиях: «Царство Божие внутри нас!».

Бог не космос, не душа космоса, это - личность, создатель и властитель всего. Что же касается его материальности или идеальности, то раннее христианство ничего об этом не говорит. Зато в средние века христианская философия усвоила идею Платона о различии материального и идеального миров и стала считать царство Божие идеальным. Свое представление о Боге средневековая мысль поместила в Платоновском мире эйдосов. Философия стала трансцендентной, это - отличительная черта средневековой философии, возникшая вследствие синтеза иудаизма с концепцией Платона.

Христианский монотеизм означает признание существования двух единых друг с другом, но качественно различных миров: видимого, материального и трансцендентного, духовного. Истинным миром является духовный и Бог пребывает в нем, он - дух. Видимый мир - лишь отблеск духовного мира, это - его часть, проклятая из-за первородного человеческого греха. Бог же - един и он создатель обоих миров. Других Богов, кроме Него нет.

Креационизм

Греческая философия по-разному решала проблему причин возникновения мира. Одни объявляли его вечным и неизменным (Парменид), другие находили его источник в квинтэссенции (земля, вода, воздух, огонь, эфир) или в каких-то элементах квинтэссенции (Фалес, Гераклит, Анаксимен и др.), третьи считали мир комбинацией атомов (Демокрит, Анаксагор), четвертые видели его возникшим из неопределенного апейрона (Анаксимандр). Платон учил о возникновении видимого мира из трансцендентных эйдосов. Аристотель полагал, что мир сложился и приобрел определенность и закономерность из-за того, что Бог придал бездуховной и бесформенной материи форму, которая первоначально была Его идеей. Бог же - высшая форма.

Аристотель ближе всего подошел к средневековому пониманию причин мира, за это он и был признан одним из самых авторитетных философов в средневековье, хотя и был не христианином, а язычником и жил до рождения Христа. Но и Аристотель допускал существование некоего материального и бездуховного мира, пусть и бесформенного, но существовавшего помимо Бога.

Любое греческое решение проблемы причин появления мира требует первоначала, из которого все появилось. А откуда взялось само первоначало, этого они не знают. Единственное возможное решение такой проблемы дал иудаизм. Мир создан Богом, Он не является частью мира, Он бесконечно могуществен и для создания мира ни в каком материале не нуждается.

В христианство идея ex nigilo (творение из ничего) попала без всяких изменений. Это – «креационизм», позиция, признающая творение мира, или, более широко, считающая возможным творчество. Греки были великими творцами, но они вряд ли осознавали себя творцами и глубокого учения о творчестве не создали. Теперь, при наличии креационизма появилась возможность изучать творчество. Мир - продукт творчества Бога и, как стало ясно в средние века, культура - продукт свободного творчества человека. Благодаря креационизму, можно изучать творческие способности людей, искусство, свободное создание и изменение политических систем. А самое главное, что креационизм появляется тогда, когда человек осознает себя творцом. Человечество перестало ощущать себя такими же, как животные или растения, оно осознало себя соучастником великого Божественного плана творения мира, у истории появилась перспектива и цель, а у человеческой жизни - смысл.

Телеологизм

Телеологизм учение о цели истории и смысле жизни. У древних греков телеологизма не было, а древние иудеи считали такой целью Землю Обетованную, то есть, обещанную Богом. Этой землей для них была территория между Иорданом и Средиземным морем. Бог им ее обещал, к ней вел и ее дал.

В христианстве понятие Земли Обетованной осталось, но понимание ее стало другим. В христианской философии в средние века тоже говорили о царстве Израильском и об Иерусалиме, но это уже было духовное Царство Божье и духовный Иерусалим. С ними связывалось представление о блаженстве и счастье.

Возможность достижения духовного Иерусалима, счастья для всех людей на грешной земле, в этой жизни - ставилось под сомнение, хотя полностью и не отрицалось, ведь Бог все может! На этом держатся первоистоки идеи коммунизма. Но главным образом, счастьем считалась жизнь с Богом. А так как Он уже приходил как Сын Божий, Его не узнали и изгнали, то до тех пор, пока Он, как обещал, не придет во второй раз, никакого счастья не будет. Он придет, тех, кто был ему верен, воскресит и тогда наступит Царство Божье.

Смысл жизни в том, чтобы остаться верным Христу и самосовершенствоваться, раскрывая в своей душе образ Божий и все более уподобляясь Ему, исполняя Его заповедь: «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш небесный». Цель же истории - Земля Обетованная на Небесах (в ином мире) и создание в здешнем мире, на Земле условий, необходимых для самосовершенствования людей.

Христианство оказывается как бы школой, в которой человек учится быть Богочеловеком.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных