Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Бессмертие души и воскресение из мертвых




И последнее, из чего исходит средневековая христианская мысль: воскрешение из мертвых.

Представление о душе ввели греки, они первые обнаружили, что у человека есть внутренний мир, отличающийся от внешнего видимого мира природы. Греки знали, после смерти от человека остается нечто такое, что как тень сходит в Аид и там вечно пребывает. Греческая душа - как бы генетический код личности, существующий всегда.

Христиане этого не отрицают, но проблема существования души для них не слишком важна. Хоть мы и привыкли связывать душу с христианским учением, но это не так, христианство даже порицает душу, призывая отказаться от нее во имя Духа. Оно не видит смысла в вечном пребывании в Аиде как в запаснике. Для него безразлично, что из души как из генетического кода может быть восстановлена вся личность, если этого никогда не произойдет.

А не будет этого потому, что человека, так и не раскаявшегося в своем грехе, так и не нашедшего пути самосовершенствования никто воскрешать не станет, зачем воскрешать носителей неизбывного зла?

Христианство уповает не просто на вечность души, а на Дух святой, являющийся источником ее самосовершенствования и продвижения к Богу как к высшему совершенству. Оно уповает на это потому, что лишь такой путь дает надежду не на пустую вечность, а на воскрешение из мертвых, на обретение нового тела на новой земле, и на вечную жизнь в Царствии Небесном, на долгожданную встречу с Отцом.

* * *

Итак, христианство много взяло из греческой и иудейской мысли, очень много, особенно у иудеев - тот же Бог, почти те же ценности, сходные обряды, названия, святыни. Но совершенно другое отношение к Богу, не договорное, а сыновнее. Между детьми и отцами всегда существует некоторый договор: дети делают, хорошие отцы не вмешиваются до поры и лишь зорко посматривают. Ребенок должен научиться на своем опыте, что добро, а что зло. Для христианина это означает: надо лишь дорасти до Сына Божьего, до воскрешения и бессмертия, не утратив своего шанса. Надо избежать не простой смерти тела, но вечной смерти, бытия в запаснике Аида в облике бессмысленной и все забывшей тени.

Договор есть всегда, но одно дело, когда он заключается между чужими друг другу существами, из которых один - явно могущественнее другого, и совсем другое дело, когда договор возникает сам собой из родственных отношений. Отец, конечно же, могущественнее тех, кто только надеется стать Сыном, но он - Отец.

Культура средневековой Европы исходила из этого круга идей. Можно наблюдать, как она их искажала. Средневековая культура как бы принуждала, силой подгоняла людей к совершенству: борьба с ересями, инквизиция, войны. И все-таки, если сравнивать Грецию и Иудею с ранним детством человеческим, то в средневековье человечество уже старше и чему-то научилось.

Средневековая философия, опираясь на круг христианских идей, стремилась их рационализировать и превратить в научные концепции. Но иногда и там прорывалась мысль мистиков, беспокойная и творческая, отрицающая рациональные схемы.

Основные представления средневековой философии следующие: монотеизм; креационизм; телеологизм; антропоцентризм; Божественный закон; свобода и ответственность человека; агапэ; личностное провидение; первородный грех; бессмертие души и воскресение из мертвых.

Все это в средневековой философии обозначается одним словом - Истина. В средневековой христианской философии Европы,. Истина есть Альфа и Омега (Откровение Иоанна - Апокалипсис), начало и конец, то, что было, есть и непременно исполнится по Закону Божию, по Его воле. То есть, истина - это Бог.

Средневековье, понимая, что между ним и Богом, все-таки, пропасть, что Богочеловек – один, раскрывало свою идею человечности в представлениях о святости как идеале земной жизни. Человек, это святой. Мир же для такого человека всегда грешен, уродлив, он падший мир. В раннем средневековье человек отворачивался от него, устремляя свои мечты в небеса. Достижение святости было смыслом жизни. В позднем средневековье зародилась мысль о возможности исправления уродств посюстороннего мира. В недрах Средних веков созревала более поздняя, практически ориентированная культура Нового времени.

Патристика






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных