Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Концепция творения у Оригена




Бог по своему образу и подобию создал множество разумных и равных между собою существ. Это - ангелы, но, в отличие от Всевышнего, они не бесконечны, а напротив, ограниченны. Каждый из них не лишен каких-то черт Божества. Если Бог - абсолютно свободен и Его свобода есть Его полная воля, то ангелы свободны другим способом - в силу своей ограниченности свободны они. Бог не выбирает, а творит, свобода же ангелов в том, что они вольны выбирать из созданного Богом, равно как и вправе выбирать между верностью Богу и отказом от него. Поэтому одни ангелы сохраняют верность, а другие, из-за неправильного выбора, отпадают и попадают в юдоль греха, удаляются и их любовь к Богу остывает. Бог облек отпавших ангелов в тела, ранее их природа была духовной, а теперь она стала еще и телесной. Поэтому тело - следствие греха. Но неверно было бы считать тело злом, оно, скорее, средство очищения, место искупления своей вины.

Ориген предшествовал Августину и идее «разумных семян». Мир, по его мнению, создан не как нечто изначально цельное, а как последовательность миров. Ориген уверял, что и до этого нашего видимого мира существовали другие миры, и после будут новые. Любопытно, что в этом можно найти отголоски старой индийской идеи эонов как сменяющих друг друга космических эпох. Можно обнаружить у Оригена и другую индийскую мысль - о реинкарнации - перерождении и перевоплощении душ, а также идею кармы, связываемой с древнекитайской философией. Ориген утверждал, что разная жизнь и судьба человека обусловлена его поведением в предшествующей жизни, которую он, правда, приближал к христианскому мнению тем, что эту предшествующую жизнь он видел в существовании на небесах в большей или меньшей отпадшести и удаленности от Бога. Полное очищение, по Оригену, предполагает множество инкарнаций в последующих мирах. Вероятно, этой мыслью Ориген оказал влияние не столько на христианскую мысль, сколько на буддистскую, особенно в ее тибетско-ламаистском варианте.

По Оригену, завершение всех человеческих приключений в этом и других мирах должно привести людей к первоначальному состоянию. В этом суть Оригеновской «теории апокатастиса», возвращения всего «на круги своя». Когда, согласно апокалипсису, последняя битва с Врагом будет выиграна, тогда Христос утвердит царство Отца Своего и мы узрим всему начало. Не зря в «Откровении Иоанна» Бог говорит, что Он есть Альфа и Омега, начало и конец всего, начало, и впрямь, похоже на конец: как из одного начала произошло многое, так и все многообразие вещей в конце будет сведено к единству. Все вещи, по мнению Оригена, должны объединиться в одно, подчиниться Христу и сойтись в Святом Духе.

Итак, значение Оригена в том, что он в эпоху идейной неоформленности христианства был его влиятельнейшим и сильнейшим апологетом. Он путался и ошибался с точки зрения позднейшей церковной догматики, но христианство ему благодарно за страсть и духовную силу, за утверждение различия между царством Божьим и творением, за недвусмысленное подчеркивание Божественное творчество мира из ничего и за представление о центральной роли Святого Духа (Логоса) в создании мира и в последующем воскрешении.

Схоластика






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных