ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Свобода и ответственность человекаЕсли греческая философия учила о подчиненности человека космосу, о необходимости, о роке, которого даже боги боятся, то иудейская, напротив, исходила из свободы, какую Бог предоставил людям. В этой свободе состоит одно из значений Завета. Нет смысла заключать договор с людьми, а потом еще и контролировать их, подсказывать, подталкивать, выполняя за них всю работу. Уж если взялись - выполняйте, не получается - старайтесь и учитесь. Иудаизм предполагает максимальную степень свободы народа от природы, от которой его защитил Бог и полную свободу от вмешательства Бога в оговоренных Заветом рамках. Бог, конечно, может вмешаться в человеческую жизнь и делает это, но он никогда не нарушает свой Закон, не потому, что не способен, а потому, что не хочет. И этим он как бы подчеркивает: надо лишь соблюдать Закон, а в остальном - живи как хочешь и поступай по своему усмотрению. Однако, в иудаизме отношения между Богом и человеком не слишком понятны. Договор предполагает равенство партнеров. Человек как бы равен Богу в своей области. Но, ведь, и Библия подтверждает, насколько плохо люди выполняли свои обязанности по договору. Неясно, почему Бог так долго с ними возится? Зачем Богу понадобился такой неуклюжий человек? Человек в иудаизме равен Богу лишь формально, на самом деле, творение не может быть равно своему творцу, как не может быть равна художнику написанная им картина. Творение неизмеримо ниже. Следовательно, перспективы у человека, соблюдающего Завет, в иудейской культуре мало отличаются от перспектив человека в греческой культуре: та же смерть, та же безысходность. И Бог - прежде всего страшен, он угрожает, он может уничтожить весь народ. Закон приходится соблюдать только потому, что иначе Бог покарает, из страха. Соблюдение его Закона ничего иудею не обещает в будущем, после смерти. Закон должен соблюдаться лишь потому, что когда-то предки иудеев заключили Завет. Уже предки испытали всю тяжелую меру гнева Господня за малейшие отклонения, а потомки не получили даже тех выгод, которые имели предки. Быть иудеем - очень тяжело, этого не скрывает сам иудаизм. В иудаизме есть идея бессмертия души, но непонятно, почему Бог должен воскрешать иудея или спасать его от смерти? В договоре об этом нет ни единой строчки! Это как бы услуги сверх контракта. Иудаизм утверждает, что иудей, согласился помочь Творцу здесь на Земле и, получив план творения (Тору), взялся за дело. Это - высокая задача, ее исполнять достойно, можно уважать упорство иудаизма, с каким он выполняет Закон. Иудей - соучастник Бога в творении, хоть и в малой степени. Он сам - творец. Но все-таки, почему Бог должен спасать его от смерти, если он этого не обещал? Зачем же Богу человек? Христианство нашло ответ на этот вопрос. Он в том, что Христос - Сын Божий, он - Бог, явившийся к людям и испытавший на себе всю тяжесть человеческой жизни: и нищету, и несправедливость, и горе, и пытки, и позорную смерть. Он настолько понял человека, что даже, по-человечески, иногда проявлял малодушие, прося Бога пронести мимо него эту чашу, боясь, что Бог его оставил, в то время, как этот Бог - Он сам и есть. Он не мог пронести мимо себя эту чашу, ибо он свободно выбрал ее во исполнение им же созданного Закона. Написано, значит - должно сбыться! И он не мог себя оставить, но Он постиг человека, был тем самым иудеем, который взялся исполнять Закон всерьез, он знает, как это трудно! Не человек нужен Богу, утверждает христианство. Ему нужен христианин как высшая степень человеческого состояния. И нужен он ему потому, что верующий христианин тоже нарекается сыном Божьим. Бог не может бросить в беде своих детей! Не просто свои творения, как у иудеев, а своих детей! Христианское решение сочетает греческую неотвратимость с иудейской свободой. Человек - свободное существо. Свобода же сама по себе не является таким уж большим благом, она может быть и свободой совершать зло, как свободен, например, дьявол. Поэтому христианство свою свободу осознает, но ею не прельщается. Христианская свобода состоит в добровольном выборе человеком Бога и в исполнении в первую очередь Его воли. Но не потому Божья воля исполняется неукоснительно, что когда-то был заключен договор, Завет, а потому, что Бог - Отец, в том числе и отец христиан, не могут же люди бросить своего Отца и не исполнить его просьбы! Завет в христианстве - всего лишь пробный камень, система признаков, по которым Бог отличает своих детей от чужих. Другой аспект христианской свободы - выбор самого христианства из всех религий. Да, как бы соглашаются христиане с иудеями, человек свободен, и прежде всего, он свободен в выборе: быть ему христианином, или нет, быть сыном Божьим или нет. Счастье для христианина - не блаженное безделье, а непрерывная работа по выполнению воли своего Отца и постоянная готовность исполнить Его волю, как только он ее выскажет, явиться на Его зов. Быть христианином тоже непросто. Агапэ Если христианство заявляет не только договорную связь с Богом, а прямое родство с ним, если оно говорит, что всякий, кто и в самом деле стал христианином, может быть наречен сыном Божьим, то связь между Богом и христианином становится особого рода, какой нет ни у греков, ни у иудеев. Эта связь - Агапэ. Агапэ - это любовь. Для иудаизма любовь не органична, у греков она есть, но для греческой мысли характерен Эрос, любовь телесная, связанная с телесной красотой и с сексом. эрос - сексуальное влечение двух внешних друг для друга человеческих тел. Для греков характерна филиа – дружеская любовь. А агапэ - любовь внутренняя, духовное родство, жертвенная любовь. В христианстве любовью как истинным и совершенным чувством обладает один лишь Бог, именно потому он и не оставляет своих детей. Он - чтит Завет и сохраняет за людьми свободу. Бог никогда произвольно не вмешается в жизнь человека, ибо тот - свободен от него за пределами Завета. Ведь он же сам, совершая грехопадение, настоял на своей самостоятельности и на желании жить своим умом! Но стоит лишь попросить - в любом горе, в любой беде, крикни с истинной верой в душе: «Господи, помоги!» - И моментально будешь избавлен, даже если для этого придется горы перевернуть. Лишь бы просьба не нарушала Закона и не причинила никому зла. Истинная любовь - в Боге, Он есть Любовь. Он доказывает свою любовь, жертвуя Сыном для спасения людей. А христианин способен к любви лишь настолько, насколько он совершенен, насколько близок к цели быть причастным к Богу, удостоится чести наречься сыном Божьим. Любовь посылает Бог, это - благодать от Него; такова и любовь к нему, и любовь к ближним. Христианин лишь учится в школе на сына Божья, а наградой за успехи выступает все возрастающая способность и умение любить. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|