Теория познания и философия науки
Тема 9. Познание как предмет философского анализа
Специфика познавательного отношения человека к миру и многообразие форм познания. Становление теории познания (гносеологии). Проблема познаваемости мира и ее интерпретации в различных философских традициях. Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм. Классическая теория познания как учение о «человеческом разуме». Эпистемологический поворот в постклассической философии.
Проблема субъекта и объекта познания. Интерпретации субъект-объектного отношения в основных программах классической гносеологии. Наивно-реалистическая программа. Программа идеалистического эмпиризма. Программа трансцендентальной гносеологии. Социокультурная программа. Познание как деятельность. Практика и познание. Отказ от принципа субъект-объектной оппозиции в постклассической теории познания. Структура и основные характеристики познавательного процесса. Дилемма эмпиризма и рационализма в классической теории познания. Основные формы чувственного и рационального познания. Рассудок и разум.
Познание как творчество. Явное и неявное знание. Роль воображения и интуиции в познавательном процессе. Знание и вера. Гносеологический статус сомнения. Познание как постижение истины. Истина и заблуждение. Истина и ценность. Классическая концепция истины и ее альтернативы. Феномен релятивизма в современной эпистемологии. Специфика научной истины и формы ее выражения в естествознании и социально-гуманитарном познании.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|