Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 10. Философия и искусство.




 

Форма проведения занятия: самостоятельная работа студентов (2 часа).

 

Краткое содержание: Искусство как феномен, организующий жизнь. Талант и гений, соотношение гения и гениальности. Гений – совершенный человек. Психологическое и визионерское искусство. Кризис современного искусства. Дегуманизация искусства. Искусство в эпоху постмодерна.

 

Форма отчетности: написание реферата.

 

Студент должен знать:

 

Искусство – особая форма освоения мира человеком, в которой опыт жизни людей закрепляется, транслируется, обновляется в образах самой этой жизни, и образах человеческих помыслов, стремлений, переживаний. Мир человека предстаёт в искусстве через формы деятельности, общения, самореализации людей. Искусство даёт моментальные слепки и развернутые проекции человеческого бытия, его пространственного и временного единства с миром. Искусство может быть трактуемо в качестве картины мира или своеобразной онтологии, сконцентрированной на динамике предметно-чувственного бытия людей.

Будучи особой формой деятельности людей, оно соединяет в своих образах предметные, коммуникативные, индивидуальные аспекты деятельности, поэтому оно сохраняет в себе начала побуждающие, преобразовательные, познавательные, коллективные и личностные. В разные эпохи и в разных направлениях искусства акценты в соотношении этих начал существенно отличаются, тем не менее они всегда присутствуют, а их соотношение остается постоянным предметом для дискуссии о назначении искусства, о его роли в жизни общества.

Традиционно в философии искусство, его специфика, его социальные функции рассматривались в общем виде. Однако такое рассмотрение предполагает весьма развитое разделение человеческой деятельности, когда каждая из сфер деятельности достаточно четко обособились и утвердились в технических средствах, тогда и специфика искусства вырисовывается на фоне других сфер деятельности и сознания: материального и духовного производства, религии, морали, науки. Искусство сохраняет в себе синтетический характер человеческой деятельности, хотя на разных этапах истории и в разных типах культуры заметны отличия в доминирующих образах искусства, способах их создания, схемах их функционирования и трансляции. Решение вопроса о специфики искусства «в общем виде» порождает много трудностей, более продуктивным представляется рассмотрение специфики искусства на конкретном социальном поле, в определённых системах общества. Тогда вопрос о сохранении специфики искусства в меняющихся системах разделения и кооперирования человеческой деятельности оказывается по сути связан с вопросом о том, как искусство удерживает свою специфическую позицию за счет смещения акцентов в использовании образных средств человеческого освоения мира.

В архаических обществах, где сознание и деятельность не были ещё настолько разделёнными и специализированными как впоследствии, искусство присутствовало во всех формах и средствах освоения человеческого мира; оно закрепляло в них способы и качества, характер и уровень жизни людей, т.е. культуру общества. Легенды, танцы, рисунки, утварь, орудия деятельности фиксировали человеческие формы освоения бытия, формы его переживания и осмысления. В традиционных обществах сословного типа специфика искусства выявляется на «фоне» жесткого распределения людей по социальным позициям и видам деятельности. Важными в этом смысле оказываются наметившееся разделение материально-производственной и духовной деятельности, возрастающая социальная значимость работы мастера, создавшего инструменты и владеющего ими, соответственно, «распределение» самого искусства между обыденным поведением профанов и посвященных. В этом плане искусство сказывается своеобразным знаком качества, указывающим на мастерство и посвященность автора (в греч. - «техне» - искусство, мастерство, умение), на соответствующие характеристики его продукции. Позиция художника таким образом ещё резко не противопоставляется позиции жреца, ученого, ремесленника, но она уже выделена из потока повседневного поведения людей и рутинной деятельности.

В индустриальном обществе вопрос о специфике искусства становится принципиальным, поскольку производство оказывает влияние на все сферы общества, а наука претендует на лидирующее положение в культуре. С одной стороны, искусство испытывает эти воздействия и «поддаётся» им: возрастает значение техники, искусства, бурно прогрессирует инструментальная база искусства (от книгопечатания до кинематографа), в образах искусства особое значение придается их познавательной ценности. С другой стороны, всё более остро встаёт вопрос о специфике искусства как специфически человеческом способе освоения бытия, т.е. способе, несводимом обезличенного производства и деиндивидуализированного знания. В результате возникают направления и (концепции) искусства, выводящие на первый план непосредственно личностные (индивидуальные, индивидные) способы освоения бытия, соответственно, «отодвигающие» на задний план (или подчеркивающие, вообще) коммуникативные, предметные, познавательные аспекты образного освоения действительности.

В постиндустриальных типах общества проблема специфики искусства определяется в контексте усложняющихся взаимодействий между разными общественными и культурными системами. Сохранение искусства как специфической формы становления, сохранения и трансляции человеческого опыта оказывается в зависимости от его «способности» творить образы человеческого взаимопонимания из разнородного культурного и исторического материала. В этой ситуации подвергаются сомнению определившиеся ранее иерархии и система оценок, значение индивидуального творчества и авторства. Действует мощная тенденция растворения искусства в средствах массовой коммуникации. Вместе с тем продолжается процесс создания произведений искусства, подчеркивающих синтетическую деятельность автора, формирующего полистику симфонии, романа, спектакля. Примеры Г.Маркеса, Ан.Тарковского, А.Шнитке в этом смысле достаточно красноречивы.

Вопрос о специфике искусства (соответственно, о его личностной и общественной роли) в значительной степени является вопросом о роли искусства в социальном воспроизводстве. Искусство остаётся одной из важнейших форм трансляции и, значит, сохранения человеческого опыта. Оно же выступает и формой обновления этого опыта, потому что каждое поколение своим особым образом выражает процесс освоения бытия. Акценты в этой роли искусства меняются исторически, и, собственно, сохранение искусства его специфики, его социальной функции достигает в образах, фиксирующих постоянно смещающееся равновесие между производством и обновлением человеческого опыта.

 

Студент должен уметь: анализировать изучаемый материал, приводить примеры для доказательства своей точки зрения, синтезировать материал, связывать его с прошедшими знаниями, проводить аналогии, уметь делать выводы.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных