Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 13. Философия и глобальные проблемы современности




Форма проведения занятия: самостоятельная работа студентов (2часа)

 

Краткое содержание: кризис современной цивилизации: гибель природы перенаселение, терроризм, нищета развивающихся стран. Создание мировой системы хозяйства. Попытки глобального регулирования социальных и экономических основ жизни человека. Борьба за права человека. Наука и её влияние на будущее человечества. Философия о возможных путях будущего развития мирового сообщества.

 

Форма отчетности: написание рефератов.

 

Студент должен знать:

Современное общество – это «дитя» собственной истории, порождение противоречий природы социального прогресса. Первые представления о прогрессе общества стали возникать тогда, когда человек научился мыслить рационально и ставить вопрос о том, есть ли общество нечто неизменное,раз и навсегда данное, или же ему свойственно изменение, переход в иное состояние. Под глобальными проблемами философия понимает общепланетарные противоречия и трудности развития, которые в силу своей остроты и масштабности ставят под вопрос дальнейшее существование человечества. О них настойчиво заговорили ученые и политики, писатели и общественные деятели в 70-80-е годы ХХ века, когда эти проблемы обнаружили себя в полной мере.

Глобальные проблемы возникли из различных источников на волне всемирных процессов – широкомасштабного освоения природных ресурсов, формирование единого хозяйственного организма человечества, становление единых коммуникаций и диалога культур, взаимодействие государств и народов. Во-первых, ряд из них порождён конкретными причинами исторического характера (например, резкая граница в уровне и качестве жизни промышленно развитыми странами и странами так называемого «третьего мира» (бывшие колонии). Во-вторых, некоторые проблемы появились как побочный продукт логики хозяйственной деятельности и бурного развития научно-технического прогресса (экологическая проблема).В-третьих, отдельные проблемы порождены характером исторического времени, особенностями ХХ столетия. Это международный терроризм, некоторые трудноизлечимые болезни и т.д.

Глобальные проблемы – это результат прошлой и настоящей истории человечества. Груз глобальных проблем – это высокая цена человечества за прогресс в своей истории, за непродуманные решения и действия, эгоизм человеческого рода.

 

Существуют три группы глобальных проблем:

1. Интерсоциальные проявляются в отношениях между странами государствами.

2. Антропосоциальные существуют в отношениях между человеком и обществом.

3. Природосоциальные проявляются в отношениях между природой и обществом.

 

В своей действительности совокупность глобальных проблем представляет собой следующую картину.

Проблема всемирного ядерного разоружения является порождением острого идеологического, политического и военно-технологического соперничества ряда государств имевшего место во второй половине ХХ века. Проблема ядерного разоружения имеет экономический аспект. Создание и совершенствование ядерного оружия, утилизация ядерных материалов требует колоссальных материальных затрат и ресурсов, дорогостоящих технологий. Гонка ракетно-ядерных вооружений поставила человечество на грань гибели от случайности (халатность обслуживающего персонала, сбои в компьютере, террористическая акция и т.д.). Не следует забывать, что на нашей планете имеются огромные запасы химического и бактериологического оружия, которые тоже обладают мощным поражающим эффектом. Человечество всё больше увязает в неком круге неразумности, выбраться из которого всё труднее.

Сегодня уже очевидно, что будущее человечества возможно лишь на путях всеобщего и полного разоружения. Мир без насилия и войн есть та почва, без которой невозможно нормальное решение человечеством всех иных проблем, больших и малых.

Экологическая проблема стала глобальной во второй половине ХХ века в связи с бурной и неконтролируемой хозяйственной деятельностью человечества. Её негативные последствия сказались практически на всех регионах планеты. Разрушается биосфера как естественная среда обитания и существования человека. Проблемы экологии обостряются жестокой экономической конкуренцией между государствами и монополиями за обладание природными ресурсами. Этому способствует и сама сущность частной собственности, проявившаяся в погоне за прибылью как основным мотивом в хозяйственной деятельности. Частная собственность всё чаще оказывается тормозом на пути решения экологической проблемы. Проблема сохранения природы требует соединения политики и экономики, нравственности и просто здравого смысла.

Демографическая проблема вызвана к жизни быстрым ростом населения на планете и исчерпанием ресурсов для его существования. Это резко обостряет проблему питания и здравоохранения, приведёт к конфликтам и нестабильности в мировом сообществе, к другим негативным последствиям.

Продовольственная проблема возникла как бы на стыке трех названных выше проблем – ядерного разоружения, экологической и демографической. Сегодня колоссальные материальные ресурсы направляются на военные цели, а не на созидательные проекты. К тому же ежегодно сокращается плодородный слой земли, необходимый для аграрной деятельности. Неуклонный рост населения всё больше приходит в противоречие с недостатком природных ресурсов на нашей планете.

Проблема Север-Юг означает резкое различие в уровне и качестве жизни населением промышленно развитых стран и странами так называемого «третьего мира». Эта проблема означает наличие в современном мире двух полюсов – богатства и нищеты. Решение этой проблемы невозможно без согласованных усилий всего мирового сообщества и его доброй воли, без создания на нашей планете нового экономического порядка.

Энергетическая проблема обусловлена стремительным исчерпанием традиционных источников энергии и ресурсов (лес, нефть, газ, каменный уголь) или же их ограниченностью (водные ресурсы), в то время, как запросы материального производства требуют всё новых и новых природных материалов для переработки. Это побуждает человечество искать и осваивать нетрадиционные источники в виде энергии морских приливов и отливов, атомной и термоядерной энергии.

Комплекс названных проблем можно добавить и такими: международный терроризм, СПИД, онкологические заболевания, сохранение памятников истории и культуры. Ученые предупреждают об опасности столкновения Земли с крупными космическими объектами естественного происхождения. Острота и масштабы этих проблем настойчиво ставят вопрос о духовном и физическом выживании человечества и сохранении человеческого рода, о поиске стратегии выживания. Для этого требуется новое политическое мышление, т.е. понимание того, что все страны и народы мира – это как бы члены единого экипажа с общими интересами. Выживание возможно лишь путём отказа от насилия в политике и международных делах, создание безъядерного мира и утверждение общечеловеческих ценностей, их приоритета над классовыми и национальными интересами. Решение глобальных проблем возможно, но лишь при обязательном переходе к устойчивому (направленному) развитию человечества. Экономическая деятельность и интенсивное освоение природы, демографические процессы и освоение космоса должны быть взяты под разумный, но жесткий контроль цивилизации. Удовлетворение жизненных потребностей нынешних поколений людей не должно происходить путём лишения такой возможности для будущих поколений.

Решение глобальных проблем возможно, но лишь на путях так называемого «нового гуманизма», который требует революции человеческих качеств. Перед цивилизацией сегодня лишь два пути: покорять мир и гибнуть вместе с миром. Вот почему надо учиться культуре выживания, приспосабливая к этому свой духовный и физический опыт.

 

Студент должен уметь: анализировать, сравнивать и сопоставлять изучаемый материал, уметь доказывать свою точку зрения.

 

Тема 14. Контрольная работа по предмету «Основы философии» (1 час)

Студент должен уметь: показать и рассказать свои знания, полученные на предмете «Основы философии», правильно оперировать философскими понятиями, использовать законы философии и истории, уметь доказывать свою точку зрения, использовать знания философии на других предметах.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

 

1. Философия о происхождении и сущности человека.

2. Основные отношения человека: к самому себе, к другим, к обществу, к культуре и природе.

3. Фундаментальные характеристики человека: несводимость, невыразимость, неповторимость, незаменимость, непредопределенность.

4. Основополагающие категории человеческого бытия: творчество, счастье, любовь, труд, игра, вера, смерть.

5. Объективный мир и его картина. Мир Аристотеля и мир Галилея.

6. Основные категории научной картины мира: вещь, пространство, время, движение, число, цвет, свет, ритм и их философская интерпретация и различные культурные и исторические эпохи.

7. Исторические типы взаимоотношений человеческого и божественного.

8. Религия о смысле человеческого существования. Значение веры в жизни современного человека.

9. Противоречия между религиями и экуменистическое движение. Кризис религиозного мировоззрения.

10. Искусство как феномен, организующий жизнь.

11. Талант и гении, соотношения гения и гениальности. Гений – совершенный человек.

12. Психологическое и визионерское искусство.

13. Кризис современного искусства. Дегуманизация искусства. Искусство в эпоху постмодерна.

14. Философские концепции исторического развития: концепция однолинейного прогрессивного развития (Г.В.Ф.Гегель, К.Маркс), концепции многолинейного развития (К.Ясперс, А.Вебер), циклического развития (О.Шпенглер, А.Тойнби, П.Сорокин).

15. Русская философия об исторической самобытности России. П.Я.Чаадаев о судьбе России.

16. Западники и славянофилы о русской истории.

17. Проблема «конца света».

18. Кризис современной цивилизации: гибель природы, перенаселение, терроризм, нищета развивающихся стран.

19. Создание мировой системы хозяйства.

20. Попытки глобального урегулирования социальных и экономических основ жизни человечества.

21. Борьба за права человечества.

22. Наука и её влияние на будущее человечества.

23. Философия о возможных путях будущего развития мирового сообщества.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных