Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 12. Философия и культура




Форма проведения занятия: самостоятельная работа студентов – 2 часа.

 

Краткое содержание: Теории происхождения культуры. Культура и культ.

Человек в мире культуры. Культура и цивилизация. Внешняя и внутренняя культура. Массовая культура и массовый человек. Культура и контркультура. Основные культурные движения. Кризис культуры и пути его преодоления. Культура и природа.

 

Форма отчетности: написание рефератов.

 

Студент должен знать:

Без понятия культуры невозможно в полной мере представить себе общественную жизнь, способы и формы духовно-практической деятельности человека и её результаты, характер и типы взаимоотношений между людьми. Культура – это способ существования человека в общественной жизни. Культура – это творческая сущность человека в многообразных формах своей реальной действительности, способ утверждения человека себя в качестве творца.

Культуру как социальное явление изучают многие науки – история, эстетика, социология, психология, археология, этнография. Социальная философия тоже изучает культуру, но она рассматривает её как целостное и многомерное явление общественной жизни. Для философии важно ответить на вопросы о том, что такое культура, какое место она занимает в историческом процессе и какую роль играет в жизнедеятельности человека.

В философии явление культуры соотносится с человеком как индивидом, которому присуще уникальные характеристики и способы бытия в мире.

Термин «культура» впервые был применен известным римским оратором Цицероном. Он понимал под ней позитивное влияние философии на ум человека. По его мнению, философия является «культурой ума», тонким инструментом для познания окружающего мира.

В средние века культура ассоциировалась прежде всего с религиозным опытом человека, с его способностями жить по заповедям Творца. Культура – это богоподобие человека, его служений Богу, терпение, смирение. В эпоху Возрождения под культурой стали подразумеваться высокие гуманистические идеалы. Культурным считался свободный, универсально развитый человек, разумный и деятельный.

Просветители ХУ111 века (Вольтер, Дидро и др.) смотрели на культуру как на воплощение в ней разума – светлого, цивилизованного начала.

В эпоху Просвещения появились и пессимистическая трактовка культуры, критика её негативных сторон и противопоставление культуры природе. Такую позицию исповедовал Ж.Ж.Руссо, считавший, что культура является источником несправедливости в обществе. Она разрушает нравственность людей и не делает их более богатыми и счастливыми. Он считал, что пороки людей происходят не от природы, а от достижений культуры.

Классическая немецкая философия (Кант, Гегель) воспринимали культуру преимущественно как сферу духовной свободы и деятельности человека. Они делили окружающую человека среду на мир природы и мир культуры. Культура – это мир идей, вещей и социальных институтов, созданных в ходе человеческой деятельности. Прогресс культуры рассматривался ими как один из законов истории общества.

В классической марксистской философии Х1Х века понятие культура стало применяться для характеристики творческих («сущностных») сил человека и совокупных результатов его деятельности. Культура обусловлена конкретным способом производства, характером общественно-экономической формации и исторической эпохи.

Разнообразные трактовки понятия культуры появились в социальной философии на рубеже Х1Х и ХХ веков. Ф.Ницше остро критиковал культуру и видел в ней всего лишь средство для подавления и порабощения человека с помощью правовых и иных норм, предписаний и запретов. О.Шпенглер стал известен своей теорией «локальных культур», в которой он отрицал прогресс в истории культуры и наличие в ней органического единства разных культур. Основатель психоанализа З.Фрейд исходил из идеи наличия вечного и неустранимого противоречия между человеком и культурой. Культура враждебна человеку, поскольку она ограничивает его свободу действий. В некоторых учениях культура сводилась прежде всего к достижениям науки и техники (Д.Белл, Р.Арон и др.), которые якобы способны обеспечить стремительный прорыв человечества в блестящее будущее. В докладах Римского клуба (А.Печчеи и др.) сделано ударение на необходимости совершенствования самого человека, если он желает выжить в условиях обострения глобальных проблем.

В русской философии понятие культуры традиционно имело высокое духовное и нравственное наполнение. В этом проявился дух православия с его идеями добра, милосердия и справедливости, солидарности между людьми и народами. Злом является всё, что разрушает жизнь и мировую гармонию. Добро – это творение жизни и гармония в ней, в этом состоит основное предназначение культуры как сгустка морали и жизненного опыта, мудрости, духовной основы общества. Очень большой вклад в познание культуры внесли Л.Н.Толстой, Н.Я.Данилевский, Л.Н.Гумилёв и другие.

Культура – это философское понятие для характеристики человека как творческого существа, раскрытие его сущностных сил и способностей.

Культура – это сотворенный человеком мир, это вторая природа существующая наряду с обычной природной средой. Культура имеет два слоя:

- это духовная культура, которая включает совокупные знания и методы познания, формы мышления. Сюда относятся также язык и общественное сознание, система образования и воспитания человека.

- это материальная культура человечества – орудия труда и техника, сами навыки трудовой деятельности, коммуникации и приборы, жильё, продукты питания.

 

Философия отмечает, что духовный слой культуры играет специфическую и особо важную роль. Духовное ядро есть то начало, вокруг которого формируется вся система любой национальной культуры, когда философия повествует о культуре, то часто употребляют понятие цивилизации. Нередко понятия «культура» и «цивилизация» применяют в одинаковом смысле. Каждый шаг в развитии цивилизации означает одновременно и движение на пути создания и развития культуры общества.

 

Функции культуры

1. Познавательная функция помогает получать знания о человеке и окружающем мире.

2. Практическая функция культуры указывает на то, что культура служит целям преобразования природы, что осуществляется с помощью знаний и орудий труда и соответствующих навыков.

3. Аксиологическая функция означает, что культура являет собой «вместилище» ценностей, т.е. имеющих социальное значение продуктов духовно-практической деятельности человека – идей, образов и идеалов, социальных норм, искусственных предметов.

4. Социализирующая функция – она указывает на особую роль культуры в формировании человеческого начала в человеке – высоких потребностей и благородных поступков.

 

Культура, как и человек, также погружена в исторический процесс и испытывает на себе его активное и всестороннее воздействие. В этом смысле культура имеет социальную обусловленность, т.е. на её существование влияет множество причин и факторов («внешних» причин) общественного характера.

1. На состояние и развитие культуры всегда влияют экономические, производительные силы общества. Расцвет экономики означает и подъём культуры в целом. Особо следует выделить влияние на культуру научно-технического прогресса.

2. Философия считает, что политический и общественный строй тоже влияют на развитие культуры. Государство может не только стимулировать развитие материальной культуры, но и своими действиями сдерживать этот процесс, что особенно заметно на примере экономики. Увы, но власть и высокая культура не всегда уживаются друг с другом.

3. Национальные особенности народа придают культуре неповторимый колорит (цвета) и своеобразие. Национальное своеобразие проявляется и в духовной, и в материальной культуре.

4. Влияние выдающихся личностей на культуру. Все они – творцы культуры в самых разных формах её проявления. В этом смысле они являются биофилами (любителями и созидателями жизни) в отличие от некрофилов как разрушителей жизни и культуры.

5. Преемственность тоже сказывается на развитие культуры, что проявляется в активном влиянии прошлого в культуре на её настоящее.

6. Диалог культур, который представляет собой их активное взаимодействие и взаимообогащение.

 

По причине социального расслоения общества в содержании культур всегда существуют социально-классовое (интересы, идеал и др.), национальное (психологический уклад, язык и др.) и общечеловеческое (простые нормы нравственности, единые формы мышления и др.) начала. Культура включает в себя традиционное, т.е. сложившееся и устойчивое, начало в содержании, которое передаётся от поколения к поколению. Вместе с тем, культура несёт в себе и новаторское (новое) начало, без чего невозможно дальнейшее прогрессивное развитие.

Существуют два исторических типа культуры:

- это культура так называемого «традиционного» общества. Для неё характерны господство устойчивых, консервативных традиций и медленное накопление новаций (нововведений). Свобода индивида здесь фактически отсутствует, будучи подменена его зависимостью от «целого» в виде общины, коллектива или государства.

- это культура так называемого «техногенного» общества. Ей присуще динамичное развитие знаний и техники, активная предметная деятельность человека и его массированное вторжение в природу, психология её поколения. Человек – кузнец своего счастья и судьбы, творец «второй» природы, а знания – это его основная сила.

Культурное пространство современного человечества многолико и содержательно, ведь оно выражает исторический опыт всех стран и народов мира. В настоящее время налицо две тенденции развития культуры:

1. Это стремление культуры к своеобразию и неповторимости, к сохранению собственного «лица», что наиболее очевидно проявляется в языке, литературе, фольклора народа.

2. Взаимодействие и взаимопроникновение отдельных культур. На основе диалога и синтеза культур формируется единая, общепланетарная цивилизация с глобальной культурой, с единым культурным полем (пространством). Складывается принципиально новый тип культуры – ноосферная культура, которая основана на систематическом применении научного знания.

Едва ли не основной характеристикой современного типа культуры является интеллектуальность.

Культура – это сотворённый человеком мир материальных и духовных ценностей, триумф человеческой сущности. В этом мире раскрываются и воплощаются сущностные силы и энергия человека как существа деятельного, творческого. Культура – это также мир для человека, где черпают знания, навыки и опыт предшественников, и в этом смысле не только человек создаёт мир культуры, но и культура творит человека в качестве человека.

 

Студент должен уметь: анализировать, сопоставлять, сравнивать и доказывать свою точку зрения, уметь воспроизводить изученный материал и применять его в практической деятельности.

 




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных